kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сопостовительный анализ стихотворений Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лирика дружбы и лицейского братства в творчестве Пушкина. Отношение поэта к лицейским друзьям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопостовительный анализ стихотворений Пушкина»

Тема: Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «19 октября 1825 года» и «К студентам».

Цель урока: познакомить с особенностями дружеской лирики Пушкина.

Задачи:

- обучать сопоставительному анализу стихотворений;

- вырабатывать умение определять тему, идею стихотворения, находить образные средства;

- развивать речь учащихся.

Оборудование: слайды с портретами лицейских друзей Пушкина, кассета с записью стихотворений Пушкина, звучащих в исполнении актёров, тексты стихов Пушкина.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Итак, началом признания таланта Пушкина станет лицейский экзамен, который состоялся 8 января 1815 года. Первыми признали талант Пушкина его лицейские товарищи. Они не раз поддерживали поэта уже за пределами лицея, верность  им Пушкин сохранил до конца жизни. Своим друзьям-лицеистам  он посвятил много стихотворений, среди которых особое место занимают стихотворение, имеющие одинаковое название – «19 октября». Эта дата была не случайна. 19 октября 1821 года состоялось открытие лицея, эту дату Пушкин с друзьями считали своим праздником. Стихотворений с таким названием несколько, лучшим считается стихотворение «19 октября 1825 года». Этот год был непростым для Пушкина. Он находился в Михайловском, в ссылке. С ним рядом никого нет, кроме няни, друзья далеко, будущее неизвестно, поэтому внутреннее состояние поэта очень тяжёлое. Но ему помогает не упасть духом творчество. Большой радостью для опального поэта стала встреча в Михайловском с лицейским другом Иваном Пущиным, который приехал к нему в гости 11 января 1825 года. Об этом событии вспоминает поэт в стихотворении «Пущину».

(Чтение стихотворения).

- Иван Пущин был участником восстания декабристов. После разгрома восстания он в числе многих был  сослан в Сибирь. Пушкин, желая поддержать своего друга, пишет:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

-  Имя ещё одного друга А.С. Пушкина после восстания декабристов нельзя было произносить. Он считался государственным преступником 1-го разряда. Речь идёт о Вильгельме Кюхельбекере.

IV. Сообщение учащегося о В. Кюхельбекере.

Вильгельм Кюхельбекер, Кюхля, нескладный, долговязый, был в Лицее объектом для насмешек. Однажды он напишет своему родственнику, что в Лицее ему всё немило, что друзей у него нет, но в другой момент он найдёт своих друзей милыми и прекрасными. Он тоже писал стихи и первым их напечатал, но над его стихами, а также над его долговязой фигурой постоянно смеялись.

Пушкин написал такую эпиграмму:

За ужином объелся я,

Да Яков запер дверь оплошно.

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно. (1819г)

Кюхельбекер придёт в отчаяние, однажды кинется топиться в Царскосельский пруд, его спасут, будут любить, любя, будут снова издеваться.

Где вы, товарищи, где я

Скажите Вакха ради…

Вы дремлете, мои друзья,

Склонившись на тетради.

Писатель, за свои грехи,

Ты с виду всех трезвее,

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее. (1814).

Сообщение о Дельвиге.

Кюхельбекер напечатался первым, Дельвиг - вторым. Лень, ленивец, лентяй, феноменальная леность, сонливость – это были отличительные черты Дельвига.

Дельвиг мыслит на досуге:

Можно спать и в Кременчуге.

Этот куплет из коллективного лицейского сочинения. (В Кременчуге служил отец «ленивейшего из смертных») Близкие друзья распознали, однако, что в этой лени маскировка, позволяющая хитроумному ленивцу жить и действовать, как ему нравится и отстаивать свою личность порою в очень непростых обстоятельствах. «Оправданная лень» назовёт это качество друга Пушкин, «святая леность» - скажет сам Дельвиг.

Пушкин найдёт самые лучшие слова для своего друга:

Любовью, дружеством и ленью

Укрытый от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью,

В уединении ты счастлив:

Ты поэт.

Для многих стало неожиданностью, а для немногих естественным, что ленивец, один из последних по успехам, становится после Лицея прекрасным поэтом, одним из лучших российских издателей.(Ю.М. Лотман статья «Поэзия лицейских лет. Друзья»).

Звучит стихотворение «19 октября».

- Найдите строки, посвящённые Дельвигу и Кюхельбекеру. Каково отношение поэта своим друзьям?

- Кого ещё упоминает Пушкин в этом стихотворении?

«Он не пришёл кудрявый наш певец»  (Корсаков умер в1820 году); «Чужих небес любовник беспокойный» (Матюшкин, моряк), «Ты, Горчаков… (Горчаков проездом останавливался в сентябре 1825 года и виделся с Пушкиным) «О Пущин мой, ты первым посетил» (посещение Пущиным Михайловского).

Звучит стихотворение «Пирующие студенты».

V. Сопоставительный анализ  стихотворений .

1. Тематика.

Что общего в тематике этих двух стихотворений?

(Перекличка друзей, тема пира, совместной трапезы, на которой круг друзей как единое целое противостоит всему остальному, враждебному миру).

- Что различного?

(«Пирующие студенты» - описание студенческой пирушки, полной бурной радости, веселья, стихотворение «Роняет лес…»- воспоминание о друзьях, полное грусти.)

2. Композиция стихотворения.

- Что общего в построении стихотворений?

(Общее – центр – перекличка друзей, поимённое обращение к ним, которое заканчивается рассказом лирического героя о самом себе, тем самым круг замыкается).

- Общим является и соединение эпического и лирического мотива: рассказ о дружеской пирушке переплетается с философскими размышлениями. В стихотворении «Пирующие студенты» - это философия гедонизма (от греческого «гедоне» – наслаждение), которая утверждала, что познание мира достигается только через чувственное восприятие, а цель жизни – наслаждение. «Роняет лес…» - размышление над прожитыми годами и обобщение собственного опыта.

- Как в композиции стихотворений используется приём контраста?

(В стихотворении «К студентам» - столкновение двух мировоззрений: кропотливый труд противопоставляется бездумному наслаждению, трезвость – безудержному веселью, символом которого является вино, наука – поэзии, Сенека, Тацит – Вакху, Эпикуру. В стихотворении «Роняет лес…» - сначала мы видим то, что находится вдали: лес, поле; затем – то, что рядом, вокруг лирического героя- камин, пустынную келью, вино. И приближаемся к границе особого пространства – пространства поэтического воображения.)

- Найдите в тексте контрастные понятия.

(тепло – холод, расцвет – увядание)

Каковы цвета жизни?

(Багряный, цвет яркого огня камина, цвет вина)

-Каковы цвета одиночества?

(Серебристый цвет увянувшего поля, белизна осенней стужи).

- В стихотворении противопоставлены: огонь в камине – бледность осеннего дня, «отрадное похмелье» - «горькие муки», реальное полное одиночество – мысленный круг друзей.

- В чём различие в композиции стихотворений?

(«Пирующие студенты» не имеет вступительной части, динамичное начало вводит нас в атмосферу студенческого веселья, в круг лицейского братства. «Роняет лес…» - начало – пейзажная зарисовка, описание леса, замерзающего поля созвучны настроению лирического героя, его одинокой келье. Центральная часть: «Пирующие студенты лаконична, нет отступлений, экскурсов в прошлое. В стихотворении «Роняет лес…» - центральная часть – соединение прошлого и настоящего, эти два временных плана переплетаются, что создаёт особое элегическое настроение).

3. Жанр стихотворения.

- Стихи написаны в жанре послания. Но «пирующие студенты близки по жанру к вакхической песне, лирике вагантов, а стихотворение «Роняет лес…» - к элегии.

4. Настроение стихотворений.

(В стихотворении «Роняет лес…» нет насмешки, бережное, нежное отношение к друзьям).

VI. Итог урока.

Домашнее задание: ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сопостовительный анализ стихотворений Пушкина

Автор: Скобелина Татьяна Анатольевна

Дата: 29.12.2016

Номер свидетельства: 374401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства