Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (11 класс). »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области им. Героя Советского Союза Н.П.Воробьёва"
Урок внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого.
учитель Могунова Е.В.
Сопоставительный анализ стихотворений «Гроза» Н.А.Заболоцкого и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчева (11 класс).
Цель: выявить динамику развития литературы, взгляды художника слова на различные явления окружающего мира, вскрыть скрытый символический подтекст.
Оборудование: - тексты стихов «Гроза» Н.А.Заболоцкий и «Весенняя гроза» Ф.И.Тютчев;
- иллюстративный материал (готовят учащиеся)
Ход урока:
Слово учителя: сообщение темы и цели урока.
Прежде чем мы приступим к анализу лирического текста, давайте вспомним, что стихотворение – это «сложно построенный смысл» и все его формальные элементы по сути есть элементы смысловые и они несут определённый смысл. Разные читатели не могут однозначно толковать один и тот же текст, что в свою очередь ведёт к появлению многочисленных интерпретаций. Сегодняшний анализ смыслов различных частей стихотворений и их сопоставление, анализ особенностей формы, должен помочь развить ваше читательское восприятие лирики.
Наша задача на уроке – попробовать заметить различные смыслы стихотворения, выявить и интерпретировать особенности художественной формы.
Нет универсального «ключа» к любому стихотворению. Сегодня каждый должен попытаться найти свой «ключ». Не бойтесь экспериментировать!
За работу, друзья мои!
Подготовка к восприятию стихотворений.
Выразительное чтение наизусть специально подготовленных учащихся.
При подготовке этого задания ученик должен был подготовить иллюстративный материал (картины художников, собственные рисунки, слайды, музыку…)
Сравнение стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза» со стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
1 этап. Вопросы учащимся (записаны на доске).
Какая картина грозы вам кажется ярче, образней? Почему?
Как вы понимаете символический образ «светлоокой девы»?
В чём смысл обращения к мифологическим образам в стихотворении Тютчева и Заболоцкого?
Какими художественно-изобразительными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?
В чём, на ваш взгляд, Заболоцкий согласен с Тютчевым, а в чём полемизирует с ним?
Как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу, в чём сходство и различие изображённых картин?
2 этап. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
По мнению И.О.Шайтанова, Ф.И.Тютчев «мог откликнуться на любое событие природы и запечатлеть его».
Учащиеся проводят наблюдения по вопросам и заполняют таблицу (должны отметить наблюдения и продолжить выводы или сделать свои). Данный вид деятельности предполагает работу в парах. Таблицы подготовлены для каждого ученика класса.
Вопросы
Наблюдения
Выводы
Вспомните в чём особенности поэзии природы Тютчева?
Она отражает многообразную жизнь природы, она….
Какова роль и место стихов о весне в творчестве поэта? Вспомните и назовите какие-нибудь из них.
Поэт любил жизнь, ощущал её «переизбыток», разливающийся в природе с наступлением весны...
Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева…
В чём символический смысл весны у Тютчева? Как он проявляется в стихотворении?
Примеры звукописи.
Цветопись.
Движение-
Краски-
Звуки-
Весна – символ обновления жизни и души человеческой…
С чего начинается стихотворение?
Каково соотношение окружающего мира и грозы?
Какими словами обозначается художественное пространство?
Возникает параллель:
Идея единства:
Какова форма построения стихотворения?
Разговор с невидимым собеседником.
Каково значение мифологических образов в стихотворении?
Они не только завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах.
Какова структура предложений?
Какова роль человека в стихии и природе, если судить по этому стихотворению?
Человек не наблюдатель, а участник процесса. Он переживает, соучаствует в жизни природы.
Выполнив работу по заполнению таблицы, идёт работа по уточнению отдельных моментов.
Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Гроза».
Продолжение работы по таблице.
Интерес к природе, как мы знаем из предыдущих уроков, формировался у Заболоцкого под влиянием идей К.Э.Циолковского. Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.
Вопросы
Наблюдения
Выводы
Вспомните в чём основные задачи поэтического направления, которому принадлежал Заболоцкий?
«Природа полна загадок и человек может их разгадать», - писал Заболоцкий…
Какова концепция природы?
Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение.
Сколько строк?
Есть ли деление на строфы?
Размер?
Рифма?
Примеры звукописи?
Использование цветописи?
Каково место лирического героя Заболоцкого?
Не сторонний наблюдатель, а (кто?)
Какова структура предложений?
Какие традиции русской поэзии развивает стихотворение «Гроза».
Тесно связывает природу и человека.
Выступление учащихся. Наблюдения, выводы, уточнения.
3 этап. Проведём сравнение. В этом помогут записи по работе с таблицами. Учащиеся проводят наблюдения и делают выводы. Заполняется сводная сравнительная таблица:
Вопросы и задания.
У Ф.И.Тютчева
У Н.А.Заболоцкого
Выводы
Как показана природа в стихотворениях? В чём их близость?
Движение-
?
Движение-
?
Сходство: ?
Оцените тему творчества
У Тютчева появляется только в последней строфе.
У Заболоцкого заявлена уже во второй.
Мифологическая тема стихотворений.
Геба и «светлоокая дева» - это образы… и символ…
В чём различие соотношения человека и природы в стихотворениях?
«Человеческий шорох травы», молния мысли…
Поэтический язык авторов.
Зрительные и слуховые образы:
Роль метафор:
О родстве языка свидетельствует лишь слово «сумрак».
Выступление учащихся. Формулировка выводов. Запись в тетради необходимой информации.
Подведение итогов урока. Учитель подводит итог работы, из всего сказанного учащимися делается обобщение (оценки за урок)
Заболоцкий гораздо шире, чем Тютчев, вводит проблему творчества в искусство, ищет красоту в жизни и природе. По мысли поэта, искусство должно видеть красоту не в чём-то исключительном, а в самой обыкновенной жизни, где рядом с добром уживается зло, где люди терпят горе и радость, переживают любовь и смерть.
Литературовед А.Павловский писал: «Заболоцкий соприкоснулся с Тютчевым лишь в том, что и он признал глубинные и не во всём ещё познанные связи между Человеком и Вселенной… Соприкосновение с Тютчевым в том, что тоже любил, боготворил и воспевал природу…»
5. Домашнее задание: творческая работа «Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» и Ф.И.Тютчева «Певучесть есть в морских волнах».
Таким образом, данный урок явился подготовительным этапом для домашнего задания и подготовкой к выпускному экзамену.
Литература:
Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русской литературе 20 век» 11 класс. ВАКО Москва 2004.
Р.А.Хромцова. «Анализ поэтического текста в 5-11-м классах». Лекции для дистанционных курсов повышения квалификации.
Н.В.Исаченкова «Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы». Методическое пособие. Санкт-Петербург «Паритет» 2003.
«Русская литература 20 века 11 класс часть 2» под редакцией В.П.Журавлева. Москва «Просвещение» 2002.
«Преподавание литературы в 11 классе» под редакцией Г.А.Обернихиной. Москва. АРКТИ, 2003.