Тема: Сопоставительный анализ русской волшебной сказки «Царевна - лягушка» и татарской волшебной сказки «Тан - батыр».
Цели: 1.Систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностямях построения волшебной сказки; сформировать навыки сопоставительного анализа текстов русских и татарских сказок.
2.Развивать навыки творческого мышления, воображения, выразительного чтения.
3.Воспитывать эстетические, нравственные качества, толерантное отношение к людям иных национальностей и иных конфессий, что должно способствовать расширению культурного кругозора учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.
Наглядность и оборудование: Сборники русских народных сказок, сборники татарских народных сказок, иллюстрации И.Билибина и В.Васнецова к русским народным сказкам.
Ход урока
I. Орг. момент (знакомство с целями и задачами данного урока)
II. Фронтальный опрос
Слово учителя: Ребята, у нас сегодня необычный урок, так как он посвящен сравнительному анализу русской и татарской волшебной сказки. Но для начала вспомним материал, изученный на предыдущих уроках о сказке.
Что же такое сказка? (жанр устного народного творчества, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера).
Только ли народные сказочники создавали сказки? Какие сказки, созданные писателями вы помните?
В отличие от народных сказки, написанные писателями, называют литературными или авторскими.
На какие три группы подразделяются сказки? (бытовые, волшебные, о животных).
III. Аналитическая работа с текстами сказок
Теперь переходим к проверке домашнего задания, вы должны были дома прочитать татарскую волшебную сказку «Тан - батыр».
Ребята, понравилась ли вам эта сказка? (сказка полюбилась необычностью повествования, чудесными превращениями и образом главного героя).
Что отличает героя сказки Тан - батыра? (ребята говорят о силе и мужестве, несокрушимости Тан - батыра).
Какой эпизод вам больше всего запомнился и понравился? (ребята по очереди высказываются).
После прослушивания фрагментов сказок «Тан - батыр» и «Царевна - лягушка» обращаем внимание на начало произведений. Перечитываем их.
Какое выражение показалось вам знакомым? («В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, и было у него три сына…» и «В давние - предавние времена жил, говорят, некий падишах…»).
Как называется вступительная часть повествования в сказке? (зачин).
Что мы узнаем в зачине? (в зачине указываются герои сказки, место и время действия).
Кто из героев сказки «Царевна - лягушка предстает перед нами и каковы они? (учащиеся без труда называют царя, трех его сыновей, их жен, Василису Премудрую, Кощея Бессмертного, Бабу Ягу).
Кто представлен в татарской сказке «Тан - батыр»? (героями являются падишах, супружеская пара - родители троих сыновей Кич - батыра, Тен - батыра, Тан - батыра, див, три девицы, помогающие ему).
Что сказано о месте действия в сказках? (место действия обозначается неконкретно - «в том городе», «В некотором царстве…»).
Слово учителя: Здесь сказка как бы отделяет наш обычный реальный мир от волшебного, вымышленного, который представлен в сказке. С одной стороны, мир волшебной сказки во многом похож на наш реальный мир. Действие в начале происходит на широком отцовском дворе или в доме падишаха, доме бедных мужа и жены, показаны заботы и тревоги обычных людей. В то же время мир сказки отличается от реального: в нем действуют, кроме обычных людей, фантастические существа. Происходят волшебные события.
Ребята, что следует в волшебной сказке после зачина? (возникновение какой - либо беды (завязка)).
С какой беды начинается сказка «Тан - батыр»? (С неожиданного исчезновения трех падишаховых дочерей).
А в сказке «Царевна–лягушка»? (сжигание Иваном - царевичем лягушечьей кожи и исчезновение Василисы Премудрой).
Вспомните следующий за завязкой эпизод волшебной сказки? ( отправка героя из дома в дорогу за похищенным).
Почему отправился из дома Тан - батыр? ( Тан - батыр и его братья отпрашиваются у родителей и идут в путь - дорогу искать пропавших падишахов дочерей).
А Иван - царевич? ( пошел искать Василису Премудрую в царство Кощея, «за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятое царство»).
Кто похитил падишаховых дочерей? (див).
Что за персонаж Див? ( мифологический персонаж, он живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой, под землей, обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен).
Где начались испытания братьев - джигитов? (в темном лесу, где царствует Див).
А где начались испытания героя в русской народной сказке? (Ивану - царевичу пришлось идти искать свою ненаглядную Василису Премудрую в царство Кощея Бессмертного).
Кто является главным врагом Тан - батыра? (див).
Каким вы его представляете? (он кровожаден, ненавидит людей, готов живьем сожрать джигита).
Кто является прямым противником героя в русской сказке? (Кощей Бессмертный).
Почему так тяжел поединок с Кощеем? ( он бессмертный, его смерть находится на конце иглы; игла - в яйце; яйцо - в утке; утка - в зайце; заяц - в ларце; а ларец - на вершине высокого дуба, а дуб в дремучем лесу живет).
Кто выступает в качестве помощника в татарской сказке? ( Мышь, Белый козел).
Вспомните, как они помогают Тан - батыру? ( мышь дает герою четыре полка мышиных солдат, которые выводят его по тропинке из глубокого подземного царства к дворцу дива, белый козел после победы Тан - батыра над дивом выносит его на белый свет).
А кто является чудесным помощником в русской народной сказке? (старичок, Баба Яга, медведь, селезень, щука - рыба, клубочек с нитками).
Почему все, кого встречал Иван - царевич на своем пути, помогали ему? (Иван - царевич добрый, он жалеет животных, птиц и рыб, отпускает их на волю, не убивает).
IV. Словарная работа.
Батыр - богатырь; джигит - парень, молодец; чукмар - палица; шайтан - дьявол; падишах - правитель; Каф - сказочная гора; сарай - дворец; хряпает об землю - ударяет; тягаться - мериться силами; Кеч - батыр - вечер; Тен - батыр - ночь; Тан - батыр - заря.
Красное крыльцо - главное, парадное крыльцо; не тужи - не печалься, не горюй; ниже плеч буйну голову повесил – низко опустил голову; боярский двор - от слова боярин (устар.) — богатый и знатный человек; диву дался — очень удивился; карета - большая закрытая четырехколесная повозка, в которой ездили богатые люди; кубок - большой красивый сосуд, из которого пили вино.
V. Продолжение сопоставительного анализа.
Какова символика чисел в сказках? (в обеих сказках символичны числа три и семь: в семье у бедных родителей Тан - батыра - три сына, у царя – три царевича, младший Иван. Три раза Тан - батыр сражается с дивом, произнося одну и ту же фразу: «Дядя пусть твой тягается, а мы бороться будем». Три трудных задания царя: испечь хлеб, соткать ковер за одну ночь, станцевать на пиру - выполняет Царевна - лягушка для Ивана - царевича. Три дворца (медный, серебряный, золотой остаются после смерти дива, семь чугунных ворот должен сокрушить Тан - батыр, чтобы победить дива.
Итак, ребята, есть ли общее в развитии сюжета сказок? (Учащиеся, глядя на схему «Путь героя волшебной сказки», называют повторяющиеся ситуации).
Нарушение запрета.
Задание царя (падишаха), трудные испытания героя:
а) достать царевну, добыть падишаховых дочерей;
б) привезти царевну, дочерей падишаха.
3. Выполнение этих заданий с помощью чудесного помощника.
4. Герою (героине) дается новый облик.
5. Царь (ложные герои) наказываются.
6. Воцарение героя.
Ум и находчивость героев.
Красота.
Доброта.
Ответственность за принятие решений.
Надежность.
Сила характера.
Вспомните, как поступают с Тан - батыром старшие братья? (братья отсекают до колен ноги Тан - батыру и бросают его погибать в чужом царстве кровожадного дива).
Какое наказание ожидает за это старших братьев? (Тан - батыр отпускает их на все четыре стороны, герой проявляет доброту и гуманность, прощает братьев)
Ребята давайте обратим внимание на заключительный элемент композиции волшебной сказки - концовку, как заканчиваются прочитанные нами сказки? («И сию пору, говорят, живут они исправно да ладно» - в татарской народной сказке; «И жили они долго, дружно и счастливо» - в русской народной сказке.)
VI. Итоги и выводы урока.
Ребята, проанализировав и сопоставив татарскую народную волшебную сказку «Тан - батыр» и русскую народную сказку «Царевна - лягушка», какие мы можем сделать выводы?
По композиции и системе персонажей русская и татарская сказки очень похожи.
Сходство обнаруживается в характере сказочного зачина, завязки и концовки сказочного текста.
В обеих сказках добро торжествует над злом.
VII. Домашнее задание: прочитать татарскую волшебную сказку «Таз - зять падишаха» и русскую сказку «Сивко-бурко», нарисовать иллюстрации к похожим сказочным эпизодам.