kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружён.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка пригодится учителям литературы.Здесь подробный анализ стихотворений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Дума» и «Как часто, пестрою толпою окружён.»»

Сопоставительный анализ стихотворений
М.Ю.Лермонтова «Дума» и «Как часто, пестрою толпою

окружён ...»


Цели урока:

  1. Через сопоставление двух произведений выяснить индивидуальное и типологическое своеобразие каждого: своеобразие жанра, композиции, языка, характера художественного воздействия.

  2. Развивать культуру устной речи учащихся.

  3. Воспитывать чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная приставка, сборники стихов М.Ю.Лермонтова.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

  1. Формулирование темы урока.

Проверка индивидуального задания:

- выразительное чтение наизусть стихотворений «Дума» и «Как часто, пёстрою толпою окружён ...».

Учитель: почему прозвучали именно эти два стихотворения?

Учащиеся формулируют тему урока (1-й слайд).

  1. Актуализация и углубление изученного.

Предлагается план анализа стихотворений (2-й слайд).

План.

  1. Сходство стихотворений «Дума» и «Как часто, пёстрою толпою окружён ...»:

  • в определении жанра;

  • в настроении;

  • в стихотворном размере.

  1. Различие стихотворений:

  • в источнике поэтического вдохновения;

  • в эмоциональном воздействии на читателя;

  • в композиции произведений:

а) контрастность частей в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён

...»;

б) контрастность слов — понятий в стихотворении «Дума»;

  • особенности языка стихотворений.



Учитель. Сегодня мы будем анализировать два стихотворения М.Ю. Лермонтова: находить общие и отличительные признаки. Какую цель преследует такой анализ? Ответить на этот вопрос, я думаю, нетрудно. В сравнении лучше всего выявляется своеобразное. Сопоставляя два предмета или явления, мы полнея уясняем для себя неповторимость и характерность каждого. Это имеет прямое отношение и к сравнительному анализу двух стихотворений. Сопоставляя два известных произведения Лермонтова мы поставим перед собой задачу: через такое сравнение выяснить индивидуальное и типологическое своеобразие каждого из этих стихотворений (3-й слайд - цели урока).

Всякое сравнение, даже если оно и ставит перед собою цель выявить различие, начинать нужно с выявления общего. Различие только там и имеет для нас существенный интерес, где есть хотя бы ограниченная доля сходства. Говорить о разнице между лирическим стихотворением и, скажем, официальной докладной запиской — это значит говорить, без условно, справедливое, но мало поучительное и ровно ни к чему не ведущее.

Итак, начинаем со сходства. В чем оно?

Предположительные ответы учеников.

  1. Оба написаны стихами и принадлежат к лучшим поэтическим созданиям М.Ю. Лермонтова.

  2. Стихотворения относятся к сатирическому жанру, если понимать сатиру не в узком смысле слова.

Учитель. Я просила внимательно прочитать статью В.Г.Белинского «Стихотворения М.Лермонтова» и выписать в тетрадь высказывания об этих стихах. Что вы можете сказать по данному вопросу?

  1. Белинский недаром в стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён ...» видит «ту же думу».

  2. Оба эти произведения заметно близки по настроению, по своему обличительному пафосу: они оба направлены против лжи современной Лермонтову общественной жизни.

Учитель. А теперь обратим внимание на размер стиха. Запишите в тетрадь по две строки разметьте стопы. Что получилось? (4-й слайд).

  1. В основном стихи шестистопного ямба.

Учитель. Что вы можете сказать об этом размере?

Ну вот, пожалуй, и все сходства. А теперь остановимся на различиях. Стихотворение «Дума» написано в 1838 году, по названию ассоциируется с «думами» Рылеева.

- На что указывает само название?

Предположительные ответы учеников.

Оно в основе своей представляет раздумья поэта и результаты этих раздумий. Учитель. Стихотворение Лермонтова 1840 года, которое начинается словами «Как часто, пёстрою толпою окружён ...», собственно названия не имеет. Над ним стоит лишь обозначение точной даты написания — 1-е января. У Лермонтова число предпослано тексту стихотворения. Это, разумеется, не



меняет дела. Произведение носит дневниковый характер.

  • А это что предполагает?

Стихотворения оказываются разными по источнику поэтического вдохновения.

  • Какое чувство рождается при чтении того или иного стихотворения? Какое производят впечатление?

«Как часто, пёстрою толпою окружён ...» производит сразу сильное впечатление, воздействует на чувства.

«Дума» прежде всего действует на разум читателя, а потом уже на чувства. И читать стихотворение следует медленно, обдуманно.

Давайте мы с вами используем стратегию «Пузыри» (5-й слайд).




Комментарий. Первая часть - эмоциональный ключ ко всему последующему. Это один период, одно широко развернутое предложение-и всё оно воспринимается в едином потоке мысли и чувства. Все слова звучат в одном эмоциональном напряжении, так, как будто чувство захлёстывает поэта. В этой части стихотворения эпитеты отрицательные. Мы ощущаем авторский гнев и авторское отрицание. Единственный эпитет, который выпадает из общего настроения первой части «Погибших лет святые звуки». Но «святые»-это эпитет переходный. Он появляется в конце первой части, чтобы переключиться на вторую.

Вторая часть- воспоминания поэта. Контрастным по отношению к первым двенадцати стихам оказывается не только смысл изображаемого, но и сам тон поэтического рассказа. Ритм стиха становится замедленнее, ровнее. Повторы слов, повторяющиеся союзы. Обращаем внимание на окраску стихотворения, изобразительно - выразительные средства. Во второй части стихотворения слова лишены однотонности, они более нейтральны и более разнообразны по колориту. Встречаются слова - эпитеты, светлые по окраске: «вольная птица», «родные места», «робкие шаги» и т. д.

Контраст в композиции произведения - это не просто художественный приём. Контраст - это выражение авторской боли и любви, великой радости и великого негодования. Он встречается чаще всего там, где есть светлое чувство

  • и он порождает в читателе такое же сильное ответное чувство.

Третья часть стихотворения вырастает из контрастности двух первых, и в эмоциональном отношении это самая сильная, самая значительная часть. У Лермонтова в большей степени, чем у других поэтов (например, у Пушкина) смысловая единица стиха - фраза, а не слово.

А теперь обратимся к анализу стихотворения «Дума».

Учитель. «Дума» относится к жанру философской лирике. Оно всё проникнуто пафосом мысли, как «Как часто, пёстрою толпою окружён ...» - пафосом чувства.

  • Что представляет из себя поэтическая композиция стихотворения?

Всё поэтическое повествование ведётся в форме размышления.

Учитель. Первые строчки «Думы» - это исходный тезис. Он требует дальнейшего разъяснения: чем именно вызван такой взгляд на современное поколение? Дальнейшие строки дают ответ на данный вопрос.

  • Каковы главные слова?

«Бездействие поколения». С этого упрёка в стихотворении все начинается и к нему многое сводится.

В смысловом отношении и все последующее строфы стихотворения вытекают из первой. (Ссылка на статью В.Г. Белинского)

Учитель. Если стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён ...» требует от читателя прямого сочувствия и родственного воображения, то «Дума» требует ещё и родственного интеллекта. «Дума» будит читательскую мысль.



Читаем второе четверостишие. Поэт говорит о «богатстве», но на деле «богатство» оказывается крайней противоположностью, бедностью духа.

  • На какие изобразительные средства мы должны обратить внимание? Сравнения.

Итак, в «Думе» нет соединения композиционных частей по принципу контраста.

  • И что же, в «Думе» совсем нет контрастов?

Есть, но они другие, и играют другую роль.

  • Где контрасты? Найдите их.

  • С какой целью они употребляются?

  • Какие речевые особенности, кроме антитезы, вы ещё отметили? Фразеологизмы: «мы иссушили ум наукою бесплодной», «печально я гляжу на наше поколенье».

  • Составить цитатную характеристику поколения (6-й слайд).

  1. Закрепление.

А теперь, опираясь на статью учебника (Литература 9-й класс, под редакцией В.Я. Коровиной стр.269-273) и стратегию «Пузыри», составьте таблицу сходства и различия стихотворений.


Объект сравнения

Сходство

Различие

«Как часто, пёстрою толпою окружён ...»;

«Дума»

I

i

1

1 .Написаны стихами.

1 .По воздействию на читателя.

2.Сатирический жанр.

2.Жанровое своеобразие.

3.Направлены против лжи современной Лермонтову общественной жизни.

3.Источник вдохновения.

4. Один стихотворный размер.

4.Композиция произведения.

  1. Рефлексия (7-й слайд).

  • Чему научились на уроке?

  • Что вам помогло справиться с заданиями?

  • Кто доволен сегодня своей работой?

  • Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

  • Как бы вы оценили свою работу? Почему?

  1. Домашнее задание (8-й слайд).

Выучить наизусть стихотворение «Пророк» М.Ю.Лермонтова, сопоставить лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Дацкова Елена Алексеевна

Дата: 24.09.2018

Номер свидетельства: 478706


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства