kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сопоставительный анализ рассказов К. Г. Паустовского «Стекольный мастер» и «Парусный мастер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопроводительный анализ рассказов К.Г. Паустовского "Стекольный мастер" и "Парусный мастер"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ рассказов К. Г. Паустовского «Стекольный мастер» и «Парусный мастер»»

Сопоставительный анализ рассказов К. Г. Паустовского

«Стекольный мастер» и «Парусный мастер»

Нам нужны мечтатели (на доске)

-Какой бы знак препинания вы поставили в конце предложения? Объясните свой выбор. (. ? !)

Концепция (ряд вопросов)

-Нужна ли человеку мечта? Всегда ли нужна?

-Как относятся к мечтателям окружающие?

-Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно только о великом?

-Что происходит с человеком, если отнять мечту?

-Всегда ли исполнение мечты делает человека счастливым?

Система вопросов и заданий к рассказу «Стекольный мастер» (1939 г.)

  1. Первичное восприятие текста.

-Понравился ли вам рассказ?

-Что удалось представить особенно ярко?

II. -Каким вы представляете стекольного мастера?

-Как окружающие относятся к подаркам, которые привозил внук Вася бабке Гане? («хитрые безделушки», «волшебные вещи», «хрупкая вещь», «стекольные игрушки», «бесценные стекольные вещи», «чудеса»)

-Прокомментируйте слова Агафьи Семеновны, что человек обязан знать еще и какое ни на есть мастерство.

-О чем мечтал Вася?

-Хотелось бы вам узнать, сделает ли свой рояль Вася?

-Какую роль играет в рассказе образ деда Пахома?

-Почему рассказчику заветная мечта Васи казалась неосуществимой?

-Изменилось ли мнение рассказчика после разговора с Васей?(« Он даже мне снился, этот рояль», «чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа».)

-Почему в рассказе употребляются стихотворные строчки А. С. Пушкина? (стихотворение «Певец» 1816 год. Поэт написал в последний год обучения в лицее. В то время автор искал свою стезю в поэзии и пытался подражать другим поэтам.)

-Чем заканчивается рассказ?


Система вопросов и заданий к рассказу «Парусный мастер» (1937 г.)

(аудиозапись рассказа, читает Б. Андреев) ≈ 14 минут

  1. -Испытывали ли вы трудность при прослушивании текста?(Словарная работа: кливер, бутафор,фелюжники, бак, кубрик,кефаль,трамбаки,шкипер,сиволап,бакен-ревун,фалы)

  2. -Каким вы представляете героя рассказа «Парусный мастер» ?

-О чем мечтает парусный мастер? ( «приохотить людей до моего парусного дела», « многие тысячи людей большую любовь получали до моря»)

-Какие сравнения использует автор в описании парусов?(« не паруса сшил,а лебединые крылья», «белый свет от них льется кругом», «теперь, как воронье гнездо») Почему?

-Можно ли назвать парусного мастера тщеславным человеком?(«Я такие паруса сшил, что загнал Жюля Верна с его парусными кораблями на самое дно в бутылку», « ..я мелкой работой не интересуюсь», «почет Марченке и Жюлю Верну..», «хочу попросить напечатать и мое имя на картине»)

-Почему парусный мастер всегда находится в замкнутом пространстве? (автобус, гостиница, кубрик)

-Что сближает моряка с серебряными нашивками, толстого пассажира и режиссера ?

-Верите ли вы, что Федору Марченко удастся «приохотить людей до парусного дела»?

-Прав ли режиссер, называя парусного мастера бутафором?

Сопоставление произведений:

-Какой из двух рассказов вызывает более грустное (тяжелое?) чувство и почему?

-Почему у рассказов почти одинаковые названия? Что общего и чем отличаются главные герои рассказов?

-Как представлен в рассказах автор? ( В рассказе «Стекольный мастер» рассказчик обозначен местоимением «Я», Паустовский выступает как герой-повествователь. В рассказе «Парусный мастер» рассказчик не назван, не обозначен местоимением, но он выделяется с помощью стилистических приемов (пейзажные зарисовки)

Письменные вопросы:

-Можно ли назвать героев рассказов счастливыми?

-Можно ли мировосприятие героев рассказов назвать романтическими?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бычкова Ирина Александровна

Дата: 09.06.2024

Номер свидетельства: 652446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства