-Изменилось ли мнение рассказчика после разговора с Васей?(« Он даже мне снился, этот рояль», «чувствовал то чудесное стеснение в сердце, которое всегда возникает при мысли о талантливости народа».)
-Почему в рассказе употребляются стихотворные строчки А. С. Пушкина? (стихотворение «Певец» 1816 год. Поэт написал в последний год обучения в лицее. В то время автор искал свою стезю в поэзии и пытался подражать другим поэтам.)
-Чем заканчивается рассказ?
Система вопросов и заданий к рассказу «Парусный мастер» (1937 г.)
(аудиозапись рассказа, читает Б. Андреев) ≈ 14 минут
-Испытывали ли вы трудность при прослушивании текста?(Словарная работа: кливер, бутафор,фелюжники, бак, кубрик,кефаль,трамбаки,шкипер,сиволап,бакен-ревун,фалы)
-Каким вы представляете героя рассказа «Парусный мастер» ?
-О чем мечтает парусный мастер? ( «приохотить людей до моего парусного дела», « многие тысячи людей большую любовь получали до моря»)
-Какие сравнения использует автор в описании парусов?(« не паруса сшил,а лебединые крылья», «белый свет от них льется кругом», «теперь, как воронье гнездо») Почему?
-Можно ли назвать парусного мастера тщеславным человеком?(«Я такие паруса сшил, что загнал Жюля Верна с его парусными кораблями на самое дно в бутылку», « ..я мелкой работой не интересуюсь», «почет Марченке и Жюлю Верну..», «хочу попросить напечатать и мое имя на картине»)
-Почему парусный мастер всегда находится в замкнутом пространстве? (автобус, гостиница, кубрик)
-Что сближает моряка с серебряными нашивками, толстого пассажира и режиссера ?
-Верите ли вы, что Федору Марченко удастся «приохотить людей до парусного дела»?
-Прав ли режиссер, называя парусного мастера бутафором?
Сопоставление произведений:
-Какой из двух рассказов вызывает более грустное (тяжелое?) чувство и почему?
-Почему у рассказов почти одинаковые названия? Что общего и чем отличаются главные герои рассказов?
-Как представлен в рассказах автор? ( В рассказе «Стекольный мастер» рассказчик обозначен местоимением «Я», Паустовский выступает как герой-повествователь. В рассказе «Парусный мастер» рассказчик не назван, не обозначен местоимением, но он выделяется с помощью стилистических приемов (пейзажные зарисовки)
Письменные вопросы:
-Можно ли назвать героев рассказов счастливыми?
-Можно ли мировосприятие героев рассказов назвать романтическими?