kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сопоставительный анализ рассказов К.Г.Паустовского "Снег" и "Дождливый рассвет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработка представлена  система вопросов и заданий  к рассказам Паустовского.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ рассказов К.Г.Паустовского "Снег" и "Дождливый рассвет"»

Сопоставительный анализ рассказов К. Г. Паустовского «Снег» и «Дождливый рассвет»

Вопросы и задания к рассказу «Снег» (1943 г.)

Рассказ К.Г.Паустовского «Снег» написан в 1943 году. Время написания рассказа и его внутреннее время совпадают. 1943 год – середина Второй мировой войны. Время жестокого и переломного момента в жизни каждого человека. В своих произведениях К. Паустовский рассказывает о том, как война настигает мирных людей в их обыденности, «гражданской» жизни. Рассказ «Снег» написан Паустовским в тревожном напряжении сорок третьего года. Писатель не стремился в своём произведении акцентировать внимание на жестокостях и тяготах войны. Он хотел внести в суровое, скудное существование людей немного радости, напомнить о близких людях, о родном доме, о счастье.

  1. Первичное восприятие рассказа.

- Понравился ли рассказ? (Интересен, читается легко, быстро запоминается сюжет, яркие детали)

- О чем этот рассказ?

(- о доме, как источнике тепла, света и уюта для человека;

- о случайном знакомстве двух одиноких людей во время войны;

- о красоте природы и о красоте в отношениях между людьми;

-О ностальгии по родному дому)

- Какой вам представляется героиня в начале и в конце рассказа?

  1. - Почему так лаконична экспозиция рассказа? (  В двух предложениях Паустовский запечатлевает большой отрезок жизни героев, намечает их характеры, приоткрывает тайны их судеб: героиня с дочкой поселилась в доме старика Потапова, который вскоре умирает; «осталась одна» — но ведь рядом Варя, нянька. Почему «одна»? С первых строк рассказа показано внутреннее одиночество героини. Всего два предложения — а перед нами целый мир, в котором смерть и одиночество человека; мы узнаем имена героев. Экспозиция кратко, без излишних деталей, вовлекает читателя в мир рассказа)

  • Меняется ли настроение героини рассказа на протяжении сюжета?

-Сопоставьте настроение зимнего пейзажа в I и во II части рассказа. В первой части рассказа зимний пейзаж вызывает ощущение тревоги, печали, так как дан глазами Потапова, находящегося в тяжёлом эмоциональном состоянии: он скучает по родному дому и часто вспоминает то время, когда жил в нём «Я часто вспоминаю тебя, папа... и наш дом, и наш городок» .

  • Почему меняется цветовая гамма? Цветовая гамма изменяется вследствие развития событий, развития отношений героев, изменения времени. В цветовых оттенках отражены эмоциональные переживания героев. Цвет передаёт ощущение грусти, печали, одиночества. Большинство этих чувств отражаются в описании снега и окружающей природы. Снег не блестит, не сверкает: «белела берёзовая роща» , «до сумерек, «дни…серые» , «снега тускло светили» , «сизое небо». Во второй части рассказа цветовая гамма постепенно приобретает насыщенность, яркость: «розовело небо», «за облаками поднималась луна» , «на золотые нашивки».

  • Объясните употребление в тексте слов снег, снега, снежок. С чем это связано?( Снега-устарелое- снеги- передает состояние одиночества, заброшенности героини. Снежок-олицетворяет для Николая Потапова нечто милое, родное .радость от встречи с домом.)

  • Как соотносятся мысли и поступки героев? (в письме и в размышлениях героини – принцип зеркального отражения

  • Случайно ли упоминание о музыке, о романсе на слова Пушкина?

  • Назовите символические образы в рассказе? (дом, снег, письмо)

  • Почему рассказ имеет такой краткий заголовок? ( Снег-символ света людской доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев).  

  • Как вы относитесь к финалу рассказа? (неожиданный?)


Вопросов и задания к рассказу «Дождливый рассвет» (1945 г.)

  1. - Какими вы представляете героев рассказа? (в рассказе нет описания внешности)

  • Почему писатель не рассказывает о жизни героев до встречи друг с другом?

  • Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки?(Внутреннее состояние героя, приехавшего с фронта, чтобы передать о знакомого по госпиталю приятеля его бывшей жене, выражено через состояние природы. Моросящий дождь, густые сумерки, туман –это знаки состояния героя, переживающего чувство неясного ожидания, легкой тревоги и смутной надежды перед встречей с незнакомой ему женщиной)

  1. -Что сближает героев рассказа? (одиноки, молоды, душевная чистота, живут ожиданием счастья)

  • Не кажется ли вам лишними фразы из стихотворений Волошина, Блока?

  • Можно ли утверждать ,что главным действующим лицом происходящих событий является дождь? (живет на каждой странице, в каждом абзаце)

  • Образ уходящего парохода в финале рассказа. Какова его роль?(Картины уходящего парохода не только завершают событийную линию на основе кольцевой композиции(герой уезжает, видимо, навсегда), но и эмоционально окрашивают историю чувством сожаления о чем-то несбывшемся, о разлуке)

Сопоставление произведений:

- Почему в рассказах почти нет деталей военного быта, войны, хотя рассказы написаны в период ВОВ?

-Одинаковы ли финалы рассказов?

-Какие символические образы связывают эти два рассказа и как они связаны с идеей произведений?

Задания:

-К кому из героев рассказов можно отнести высказывание К. Г. Паустовского: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

-Написать ответное письмо Татьяны Петровны Потапову.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сопоставительный анализ рассказов К.Г.Паустовского "Снег" и "Дождливый рассвет"

Автор: Бычкова И.А.

Дата: 23.11.2019

Номер свидетельства: 528317


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства