Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ рассказов К.Г.Паустовского "Снег" и "Дождливый рассвет"»
Сопоставительный анализ рассказов К. Г. Паустовского «Снег» и «Дождливый рассвет»
Вопросы и задания к рассказу «Снег» (1943 г.)
Рассказ К.Г.Паустовского «Снег» написан в 1943 году. Время написания рассказа и его внутреннее время совпадают. 1943 год – середина Второй мировой войны. Время жестокого и переломного момента в жизни каждого человека. В своих произведениях К. Паустовский рассказывает о том, как война настигает мирных людей в их обыденности, «гражданской» жизни. Рассказ «Снег» написан Паустовским в тревожном напряжении сорок третьего года. Писатель не стремился в своём произведении акцентировать внимание на жестокостях и тяготах войны. Он хотел внести в суровое, скудное существование людей немного радости, напомнить о близких людях, о родном доме, о счастье.
Первичное восприятие рассказа.
- Понравился ли рассказ? (Интересен, читается легко, быстро запоминается сюжет, яркие детали)
- О чем этот рассказ?
(- о доме, как источнике тепла, света и уюта для человека;
- о случайном знакомстве двух одиноких людей во время войны;
- о красоте природы и о красоте в отношениях между людьми;
-О ностальгии по родному дому)
- Какой вам представляется героиня в начале и в конце рассказа?
- Почему так лаконична экспозиция рассказа? ( В двух предложениях Паустовский запечатлевает большой отрезок жизни героев, намечает их характеры, приоткрывает тайны их судеб: героиня с дочкой поселилась в доме старика Потапова, который вскоре умирает; «осталась одна» — но ведь рядом Варя, нянька. Почему «одна»?С первых строк рассказа показано внутреннее одиночество героини. Всего два предложения — а перед нами целый мир, в котором смерть и одиночество человека; мы узнаем имена героев. Экспозиция кратко, без излишних деталей, вовлекает читателя в мир рассказа)
Меняется ли настроение героини рассказа на протяжении сюжета?
-Сопоставьте настроение зимнего пейзажа в I и во II части рассказа. В первой части рассказа зимний пейзаж вызывает ощущение тревоги, печали, так как дан глазами Потапова, находящегося в тяжёлом эмоциональном состоянии: он скучает по родному дому и часто вспоминает то время, когда жил в нём «Я часто вспоминаю тебя, папа... и наш дом, и наш городок» .
Почему меняется цветовая гамма? Цветовая гамма изменяется вследствие развития событий, развития отношений героев, изменения времени.В цветовых оттенках отражены эмоциональные переживания героев. Цвет передаёт ощущение грусти, печали, одиночества. Большинство этих чувств отражаются в описании снега и окружающей природы. Снег не блестит, не сверкает: «белела берёзовая роща» , «до сумерек, «дни…серые» , «снега тускло светили» , «сизое небо».Во второй части рассказа цветовая гамма постепенно приобретает насыщенность, яркость: «розовело небо», «за облаками поднималась луна» , «на золотые нашивки».
Объясните употребление в тексте слов снег, снега, снежок. С чем это связано?( Снега-устарелое- снеги- передает состояние одиночества, заброшенности героини. Снежок-олицетворяет для Николая Потапова нечто милое, родное .радость от встречи с домом.)
Как соотносятся мысли и поступки героев? (в письме и в размышлениях героини – принцип зеркального отражения
Случайно ли упоминание о музыке, о романсе на слова Пушкина?
Назовите символические образы в рассказе? (дом, снег, письмо)
Почему рассказ имеет такой краткий заголовок? ( Снег-символ света людской доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев).
Как вы относитесь к финалу рассказа? (неожиданный?)
Вопросов и задания к рассказу «Дождливый рассвет» (1945 г.)
- Какими вы представляете героев рассказа? (в рассказе нет описания внешности)
Почему писатель не рассказывает о жизни героев до встречи друг с другом?
Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки?(Внутреннее состояние героя, приехавшего с фронта, чтобы передать о знакомого по госпиталю приятеля его бывшей жене, выражено через состояние природы. Моросящий дождь, густые сумерки, туман –это знаки состояния героя, переживающего чувство неясного ожидания, легкой тревоги и смутной надежды перед встречей с незнакомой ему женщиной)
-Что сближает героев рассказа? (одиноки, молоды, душевная чистота, живут ожиданием счастья)
Не кажется ли вам лишними фразы из стихотворений Волошина, Блока?
Можно ли утверждать ,что главным действующим лицом происходящих событий является дождь? (живет на каждой странице, в каждом абзаце)
Образ уходящего парохода в финале рассказа. Какова его роль?(Картины уходящего парохода не только завершают событийную линию на основе кольцевой композиции(герой уезжает, видимо, навсегда), но и эмоционально окрашивают историю чувством сожаления о чем-то несбывшемся, о разлуке)
Сопоставление произведений:
- Почему в рассказах почти нет деталей военного быта, войны, хотя рассказы написаны в период ВОВ?
-Одинаковы ли финалы рассказов?
-Какие символические образы связывают эти два рассказа и как они связаны с идеей произведений?
Задания:
-К кому из героев рассказов можно отнести высказывание К. Г. Паустовского: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
-Написать ответное письмо Татьяны Петровны Потапову.