kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сон Обломова (Гл. 9) Обломовская идиллия. (Методическая разработка урока по роману И.А.Гончарова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная тема рассмотрена глубоко, с привлечением для анализа романа критических источников. Урок, организующий деятельность старшеклассников, рассчитан на развитие аналитических, творческих, коммуникативных способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сон Обломова (Гл. 9) Обломовская идиллия. (Методическая разработка урока по роману И.А.Гончарова)»

Сон Обломова (Гл. 9) Обломовская идиллия.

(Методическая разработка урока по роману И.А.Гончарова)

  • познакомить с истоками характера Обломова и явления обломовщины;

  • развивать умение анализировать прозаический текст;

  • усвоить, что фундамент личности человека закладывается в детстве;

  • обогатить лексикон и совершенствовать коммуникативные навыки.

    1. Формулирование темы и целей урока

- Финал гл 8. (Зачитать.) Какие чувства переполняют Обломова и почему?

(Возмущение, негодование: его, барина-помещика, имеющего право ничего не делать, сравнивают с другими).

- О чём спрашивает себя Обломов? («Отчего же это я такой?» - и засыпает.)

- Ответ видит во сне. Тема? Цель? (Найти ответ на вопрос, анализируя текст гл.9).

- Как называется изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы, мирное, счастливое существование (С.И.Ожегов)? (Идиллия)

- Подобрать контекстные синонимы к слову идиллия. (Утраченный рай, золотой век.)

Обломовка – это барская усадьба начала 19 века. («Обло» (древнерусск.) - круг, колесо (отсюда «облако», «область») – закрытый, замкнутый мир.)

-это «чудный край»: обломок, осколок золотого века.

3. Составление плана работы.

1) Основные черты идиллического мира.

2) Обломовцы во сне.

3) Илья Обломов в детстве.

Основные черты идиллического мира.

Основные черты идиллического мира.

    1. Анализ главы «Сон Обломова»

1. Основные черты идиллического мира. Работа с текстом: определить черты идиллии по данным цитатам.

1) Мягкие очертания отлогих холмов, медленное, неторопливое течение равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись.

Природа здесь, как ласковая мать заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И даже грозы не страшны, а благотворны там: «Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.»

-идеальная природа (благословенная): тихая, тёплая, сонная, добрая, невозмутимая, гармоничная, правильная.

Обломовка – это тихий, благословенный мир, где царствует покой.

2) «Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». «Сон…» «Время как будто остановилось». Нет календаря.

Детали: «порванная время от времени руками или зубами нитка у Пелагеи Игнатьвны или у Настасьи Ивановны нарушает глубокую тишину», «скрепят только продеваемые взад и вперёд нитки», «лёгкий треск откушенной нитки»

- неопределённость времени

3) Чужак, письмо в Обломовку.

- замкнутость пространства

Обломовка - свой мир, целостный, завершённый, самостоятельный. Вне его всё чужое, враждебное.

4) единение человека и природы: человек живёт по природному календарю. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни. Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».

Здесь «всё идёт обычным, предписанным природой порядком». Времена года чередой сменяют друг друга, а в человеческой жизни за рождением приходит свадьба и смерть. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции.

- единение человека и природы: человек живёт по природному календарю.

5) «Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням, и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, - они не задумаются и поверят». Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба.

- мифический характер сознания

6) «Река жизни».

Бытие не отягчено глубокими раздумьями о смысле жизни (почему?), не ставят перед собой никаких целей.

- бесконфликтность.

- Как современный человек относится к идиллии? Почему? (Смешно, свысока. Прогресс увёл из темноты: сплошное невежество и суеверие.

День прошёл и слава Богу! – не смысл жизни.

Время – конкретное понятие, быстро идёт, ломка и ломка.

Пространство открытое. Образование и книги формируют внутренний мир.

Человек не сидит на берегу реки жизни, а бросается в неё…)

  1. Обломовцы во сне героя. Корректирование домашней работы.

Выделить главные картины.

1) Сон – послеобеденный, всепоглощающий. Символ Обломовки.

Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»: ни человек, ни матушка-природа. Даже воздух «сонно висит без движения», даже солнце будто дремлет, «стоит неподвижно».

2) Изготовление пирога.

«Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды».

- В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год. «Исполинского пирога» хватает на целую неделю всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом. Пирог (это «пир горой») – символ всеобщего равенства и земного благополучия: счастливой, изобильной, благодатной жизни.

- «Забота о пище была первая и главнейшая забота в Обломовке».

В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий.

3) Изба Онисима, галерея (сходство с отцом), плетень, крыльцо.

Бездействие, безделье, лень – культ Обломовки.

Труд воспринимали как наказание, хотя умеют трудиться по необходимости. Труд не должен нарушать сонного течения жизни. Авось! – принцип жизни.

4) Зимний вечер (Ощущение лета: тепло и сытость)

Гомерический хохот – громкий, неудержимый смех! (Подобен смеху олимпийских богов).

Зависть к искренности, естественности - презрение к глупости и примитивности?

Духовная жизнь ограничивается миром сказки, легенды, мифа.

Слушают сказки про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки» и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где «текут реки мёду и молока». Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает. Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного (лентяя), которого все обижают, и осыпает его добром.

Созерцательность – пассивное наблюдение (инертность, бездействие).

«Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю.

О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие. Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела».

Записать вывод:

  • Жизнь обломовцев какая? (эпитеты)

  • Человек в Обломовке какой? (эпитеты)

Это и есть обломовская идиллия.

  1. Илья Обломов в детстве. Аналитическая беседа.

7 лет. Детство. Именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы человека.

* Атмосфера Обломовки. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания.

* Под влиянием кого воспитывался Обломов?

-«Маменька!» утром, вечером тепло, ласка, любовь. Во сне “медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”?

-папенька: манера поведения – потом!

- старая няня: опека (нет, не), из сказок поэзия жизни (диалог с няней) и страх жизни (овраг – образ-символ)

«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».

- Обломов – ребёнок «юла такая». Приведите примеры?

Живой, подвижный, любознательный, резвый, пытливый ум (с.126 почему? Лапку насекомому) герой Илья Муромец – мечтал о подвиге.

13-14 лет Подросток: образование: надо учиться, но потом…

«Сегодня не поедешь - в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома».

- Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки? (Обломов подсознательно жаждет деятельности.)

  1. Обобщающие выводы.

1. Анализ цитаты критика А.В.Дружинина: “Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова”.

- «Глубокий по чувству, его внушившему» Какое чувство внушает сон Обломова? (Умиротворённости).

- «светлый по смыслу, в нём заключённому» В чём светлый смысл, заключённый в сцене? (Желание оказаться в Обломовке).

- «поясняет и просветляет собою то типическое лицо (Обломова)» Что поняли об Обломове? (Обломов - обыкновенный русский барин, праздный и ленивый (умирающий тип времени). В обломовском доме воспиталось чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, его лень и бездеятельность, на которую «имеет право». Обломов - необыкновенный человек, нравственно красивый, безупречный, цельная и сильная личность).

- За что любим Обломова? (Мягкость, сердечность, поэтическая мечтательность, доброта, голубиная кротость, детскость, доброта, нежность, благородство, чистота души. Это нравственно красивый, безупречный человек, цельная и сильная личность. Идеал человека Обломова – нравственная цельность. Идеал – счастье «воплощённого покоя, сердечности, домашнего тепла»).

- Какие черты можем понять – простить? (Пассивность, страх перед жизнью, робость, беспомощность, «сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», инфантилизм).

2. «Отчего же это я такой?» (Обломовщина виновата. Записать смысл понятия). Другая причина – пришло время Штольцев. Следующий урок.

3. Как автор относится к Обломовке?

Гончаров любуется патриархальными отношениями добросердечными и чистыми, однако видит их ущербность. Обломов - "обломок", часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии. Остаться в прошлом нельзя …

4. Какова роль сна Обломова в раскрытии характера героя и авторской позиции?

( - объясняет источник его личности.

- символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна;

- показать идеал жизни Обломова, чтобы понять, почему не принимает своё время)

4. Рефлексия.

Хотел бы я быть жителем Обломовки? Аргументы?

Положительные стороны

отрицательные

Единение людей с природой

Отгороженность от внешнего мира, страх перед ним

Единение людей друг с другом

жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти),

любовь родителей к ребёнку

пустые вечера и бесплодные разговоры

долгожительство

Скука и лень, нежелание трудиться

Размеренная, спокойная жизнь и сытая жизнь без катаклизмов.

надежда во всем на «авось».

Смерть не трагедия, естественный переход в вечный сон.

Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

Сказки рождают бесплодные мечтания о чуде, что приводит к полной пассивности

Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.



Д/з. Цитатная характеристика Штольца.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фенева Любовь Анатольевна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 596055


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства