Сон Обломова (Гл. 9) Обломовская идиллия. (Методическая разработка урока по роману И.А.Гончарова)
Сон Обломова (Гл. 9) Обломовская идиллия. (Методическая разработка урока по роману И.А.Гончарова)
Традиционная тема рассмотрена глубоко, с привлечением для анализа романа критических источников. Урок, организующий деятельность старшеклассников, рассчитан на развитие аналитических, творческих, коммуникативных способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
усвоить, что фундамент личности человека закладывается в детстве;
обогатить лексикон и совершенствовать коммуникативные навыки.
Формулирование темы и целей урока
- Финал гл 8. (Зачитать.) Какие чувства переполняют Обломова и почему?
(Возмущение, негодование: его, барина-помещика, имеющего право ничего не делать, сравнивают с другими).
- О чём спрашивает себя Обломов? («Отчего же это я такой?» - и засыпает.)
- Ответ видит во сне. Тема? Цель? (Найти ответ на вопрос, анализируя текст гл.9).
- Как называется изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы, мирное, счастливое существование (С.И.Ожегов)? (Идиллия)
- Подобрать контекстные синонимы к слову идиллия. (Утраченный рай, золотой век.)
Обломовка – это барская усадьба начала 19 века. («Обло» (древнерусск.) - круг, колесо (отсюда «облако», «область») – закрытый, замкнутый мир.)
-это «чудный край»: обломок, осколок золотого века.
3. Составление плана работы.
1) Основные черты идиллического мира.
2) Обломовцы во сне.
3) Илья Обломов в детстве.
Основные черты идиллического мира.
Основные черты идиллического мира.
Анализ главы «Сон Обломова»
1. Основные черты идиллического мира. Работа с текстом: определить черты идиллии по данным цитатам.
1) Мягкие очертания отлогих холмов, медленное, неторопливое течение равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись.
Природа здесь, как ласковая мать заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И даже грозы не страшны, а благотворны там: «Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.»
Обломовка – это тихий, благословенный мир, где царствует покой.
2) «Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». «Сон…» «Время как будто остановилось». Нет календаря.
Детали: «порванная время от времени руками или зубами нитка у Пелагеи Игнатьвны или у Настасьи Ивановны нарушает глубокую тишину», «скрепят только продеваемые взад и вперёд нитки», «лёгкий треск откушенной нитки»
- неопределённость времени
3) Чужак, письмо в Обломовку.
- замкнутость пространства
Обломовка - свой мир, целостный, завершённый, самостоятельный. Вне его всё чужое, враждебное.
4) единение человека и природы: человек живёт по природному календарю. «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни. Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».
Здесь «всё идёт обычным, предписанным природой порядком». Времена года чередой сменяют друг друга, а в человеческой жизни за рождением приходит свадьба и смерть. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции.
- единение человека и природы: человек живёт по природному календарю.
5) «Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням, и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, - они не задумаются и поверят». Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба.
- мифический характер сознания
6) «Река жизни».
Бытие не отягчено глубокими раздумьями о смысле жизни (почему?), не ставят перед собой никаких целей.
- бесконфликтность.
- Как современный человек относится к идиллии? Почему? (Смешно, свысока. Прогресс увёл из темноты: сплошное невежество и суеверие.
День прошёл и слава Богу! – не смысл жизни.
Время – конкретное понятие, быстро идёт, ломка и ломка.
Пространство открытое. Образование и книги формируют внутренний мир.
Человек не сидит на берегу реки жизни, а бросается в неё…)
Обломовцы во сне героя. Корректирование домашней работы.
Выделить главные картины.
1) Сон – послеобеденный, всепоглощающий. Символ Обломовки.
Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»: ни человек, ни матушка-природа. Даже воздух «сонно висит без движения», даже солнце будто дремлет, «стоит неподвижно».
2) Изготовление пирога.
«Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды».
- В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год. «Исполинского пирога» хватает на целую неделю всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом. Пирог (это «пир горой») – символ всеобщего равенства и земного благополучия: счастливой, изобильной, благодатной жизни.
- «Забота о пище была первая и главнейшая забота в Обломовке».
В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий.
3) Изба Онисима, галерея (сходство с отцом), плетень, крыльцо.
Бездействие, безделье, лень – культ Обломовки.
Труд воспринимали как наказание, хотя умеют трудиться по необходимости.Труд не должен нарушать сонного течения жизни. Авось! – принцип жизни.
4) Зимний вечер (Ощущение лета: тепло и сытость)
Гомерический хохот – громкий, неудержимый смех! (Подобен смеху олимпийских богов).
Зависть к искренности, естественности - презрение к глупости и примитивности?
Духовная жизнь ограничивается миром сказки, легенды, мифа.
Слушают сказки про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки» и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где «текут реки мёду и молока». Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает. Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного (лентяя), которого все обижают, и осыпает его добром.
«Обломовыпонимали выгоду просвещения, но только внешнюю.
О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие. Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела».
Записать вывод:
Жизнь обломовцев какая? (эпитеты)
Человек в Обломовке какой? (эпитеты)
Это и есть обломовская идиллия.
Илья Обломов в детстве. Аналитическая беседа.
7 лет. Детство. Именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы человека.
* Атмосфера Обломовки. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания.
* Под влиянием кого воспитывался Обломов?
-«Маменька!» утром, вечером тепло, ласка, любовь. Во сне “медленно всплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”?
-папенька: манера поведения – потом!
- старая няня: опека (нет, не), из сказок поэзия жизни (диалог с няней) и страх жизни (овраг – образ-символ)
«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».
Живой, подвижный, любознательный, резвый, пытливый ум (с.126 почему? Лапку насекомому) герой Илья Муромец – мечтал о подвиге.
13-14 лет Подросток: образование: надо учиться, но потом…
«Сегодня не поедешь - в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома».
- Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки? (Обломов подсознательно жаждет деятельности.)
Обобщающие выводы.
1. Анализ цитаты критика А.В.Дружинина: “Сон Обломова” не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скрепил, связал его с сердцем каждого русского читателя… Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нём заключённому, он в одно время и поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения. Обломов без своего сна был бы созданием неоконченным… “Сон” его …повелевает нам любить и понимать Обломова”.
- «Глубокий по чувству, его внушившему» Какое чувство внушает сон Обломова? (Умиротворённости).
- «светлый по смыслу, в нём заключённому» В чём светлый смысл, заключённый в сцене? (Желание оказаться в Обломовке).
- «поясняет и просветляет собою то типическое лицо (Обломова)» Что поняли об Обломове? (Обломов - обыкновенный русский барин, праздный и ленивый (умирающий тип времени). В обломовском доме воспиталось чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, его лень и бездеятельность, на которую «имеет право». Обломов - необыкновенный человек, нравственно красивый, безупречный, цельная и сильная личность).
- За что любим Обломова? (Мягкость, сердечность, поэтическая мечтательность, доброта, голубиная кротость, детскость, доброта, нежность, благородство, чистота души. Это нравственно красивый, безупречный человек, цельная и сильная личность. Идеал человека Обломова – нравственная цельность. Идеал – счастье «воплощённого покоя, сердечности, домашнего тепла»).
- Какие черты можем понять – простить? (Пассивность, страх перед жизнью, робость, беспомощность, «сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», инфантилизм).
2. «Отчего же это я такой?» (Обломовщина виновата. Записать смысл понятия). Другая причина – пришло время Штольцев. Следующий урок.
3. Как автор относится к Обломовке?
Гончаров любуется патриархальными отношениями добросердечными и чистыми, однако видит их ущербность. Обломов - "обломок", часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии. Остаться в прошлом нельзя …
4. Какова роль сна Обломова в раскрытии характера героя и авторской позиции?
( - объясняет источник его личности.
- символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна;
- показать идеал жизни Обломова, чтобы понять, почему не принимает своё время)
4.Рефлексия.
Хотел бы я быть жителем Обломовки? Аргументы?
Положительные стороны
отрицательные
Единение людей с природой
Отгороженность от внешнего мира, страх перед ним
Единение людей друг с другом
жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти),
любовь родителей к ребёнку
пустые вечера и бесплодные разговоры
долгожительство
Скука и лень, нежелание трудиться
Размеренная, спокойная жизнь и сытая жизнь без катаклизмов.
надежда во всем на «авось».
Смерть не трагедия, естественный переход в вечный сон.
Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
Сказки рождают бесплодные мечтания о чуде, что приводит к полной пассивности
Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.