повысить интерес учащихся к изучению прошлого народов Казахстана. Возрождение прошлого, чтение и обсуждение на уроках интересных моментов казахских легенд и мифов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение на тему"Легенды и мифы Казахстана"»
Сочинение на тему: «Мифы и легенды Казахстана»
Ученицы 10 А класса, средней школы 19 г.Жанаозен
Мангистауской области.Таскымбаева Амина
Учительница русского языка и литературы: Абуева
Майзада Сыражановна
Мифы и легенды Казахстана
Нам необходимо вглядеться в прошлого , чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего
Н.А .Назарбаев
В казахской литературе легенда- одно из самых распространенных жанров литературы. Я говорю о том, что древние рассказы переходили из в уста ,от поколения к поколению.
Казахский народ создавал свою культуру по разному, в зависимости от тех материальных, социальных условий, в которых протекала жизнь. Но и теперь, когда выросла громадная и сложная человеческая культура ,устные сказы далекого прошлого и ритмы древних не ушли из неё окончательно. Наш народ на протяжении своей истории по-разному хранил сокровища устного народного творчества. Одни сберегли его лучше, другие хуже .Одни растеряли старые песни и сказки, заменили их книжной литературой поэтому сейчас мало складывают новые устные произведения . Другие пронесли как драгоценность сквозь века старые песни и предания .Предания ,легенды, былины и пословицы показывают нам культуру народа ,о которой мы зачастую имеем слишком мало письменных свидетельств.
Легенда чаще всего начинается словами «Давно было…», «Когда-то…», «Дело было в старину», что придаёт достоверность описываем событиям. В легенде эпизоды и мотивы, в отличие от сказок, могут более свободно следовать друг за другом. Легенда сюжетный жанр. Но сюжет ее обычно не развернут в сложное повествование, в ней мало эпизодов, чаще всего даже один.
Казахский фольклор-это фольклор, кочевников, и потому в нём много животных. Энергия легенд, питает душу человека огромной первозданной поэзией человеческого духа, мужества и надежды.
Миф-свежий ветер, наполняющий паруса времени и литературы. Если откажемся от мифов легенд, наверное нас потомки не простят.
Прочитав легенду Мухтара Шаханова , я пришла к выводу ,что культура и богатство народа зависит от того настолько он знаком с легендами и мифам своего народа. Одной из таких легенд является старинная легенда поэта
-В давние времена один могущественный хан задумал покорить наш народ. Он привел свои войска к границе и послал лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас».
Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников ,и они вместе стали слушать их донесения.
-Мы побывали во многих местах,-сказал один из посланных,-и как то раз на большом пиру. Был там и правитель. В самом разгаре пиршества в юрту вошёл паренёк лет шестнадцати с домброй в руке. И сидевший на почётном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили ,почему такой поэт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!».
-Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан позвольте нам выдвигать войска!-взволнованно заговорил военачальник. И тогда хан тяжёлым вздохом смерил своего полководца и молвил:
-Нет поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народ, у которого столь высокая культура. Прочитав эту притчу делаю вывод словами Ч. Айтматова: хоть и редко, но были в истории человечества правители , умевшие ценить духовное богатство народа и опираться на него не для вида, а по убеждению.
История подтверждает истину, что нельзя правителю быть равнодушным к национальным традициям, духовной сокровишнице людей, которыми он управляет. Хочу рассказать ещё об одной легенде, которую рассказал Мухтару Шаханову наш президент Н.Назарбаев.
-Жил некогда хан, власть и достояние которого шли в гору, и как-то выехал он вместе со свитой на охоту. Хан пустил стрелу в красивого сайгака. Раненное в ногу бедное животное бросилось к юрте и забежало в открытую дверь. Хозяева в это время сидели за накрытым дастарханом. Сайгак, перепрыгнув через дастархан, упал без сил на почётном месте-торе.
-Выгони сайгака! –закричал хан, наклоняясь с коня к старому хозяину юрты.- Я гнался за ним с самого полудня ,и никто не усомнится в том, что это моя добыча!
-Дело говоришь, мой хан,-ответил старец.-Сайгак этот-твоя добыча,но он в моей юрте – и на почётном месте.Ты же видишь-вот расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных врагов мирит священный обычай дастархана .Хоть ты и хан ,но и ты не смеешь нарушить обычая предков.
Ничего не смог возвратить хан и повернул коня назад.
Я считаю что, это очень поучительная легенда. Глава государства может достичь высот мудрости, только через глубокое и искреннее уважение к традициям своего народа. А тот, кто этими ценностями пренебрегал и относился к ним надменно, неизбежно сталкивался протестом и сопротивлением народа».
Хочу завершить своё сочинение строками стихотворения М. Шаханова
Беспамятным ветром развеет
Беспамятный прах
Того, кто забыл о своих четырёх
Матерях
Народ, что четыре святыни не смог
Защитить,
Четыре Матери-словно судьба
Дорогих:
Коль жить-лишь для них
А погибнуть-только за них!...
Родная земля, родная история, родные обычаи, родное слово/четыре матери, о которых в своём стихотворении М.Шаханов/-эти темы я продолжаю читать до сегодняшнего дня.