kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Снежная королева. Характеристика Кая и Герды. Составление схемы путешествия Герды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогатить представления пятиклассников о литературной сказке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Снежная королева. Характеристика Кая и Герды. Составление схемы путешествия Герды»

Урок

ТЕМА: Знакомство с биографией и творчеством Г.Х Андерсена. Снежная королева. Характеристика Кая и Герды. Составление схемы путешествия Герды

Цель урока:

Образовательная:
  • обогатить представления пятиклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;

  • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);

  • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

Развивающая:

Развивать память и внимание;

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к литературе.

Оборудование:

Учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.

_______________________________________________________________________________________

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока

Слово учителя:

Работа по содержанию

  • Как называется глава, произведения которой мы читаем? 

  • С  какими произведениями устного народного творчества мы познакомились?

  • На какие две группы можно разделить сказки?

  • Какую авторскую сказку прочитали? 

Беседа «Сравниваем авторскую сказку и народную»  Что общего в авторской сказке и народной?

- Особенности сказочного героя.

В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей.

- Авторская сказка больше интересуется миром чувств.

- В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

Беседа об авторе 

Истоки характера Андерсена – в его детстве.

«В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало.

На датском языке мать песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя…»

  • Как вы думаете, почему Андерсен стал сказочником?

 У него было умение в обыденном разглядеть таинственное и прекрасное. «Нет сказок лучше тех, чем создаёт наша жизнь». Это был человек необычный, непохожий на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло».

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

Сообщение темы урока

  • Какую сказку вы читали дома? 

  • Откройте нужную страницу в хрестоматии

Структурно-содержательное деление текста 

  •  «Снежная королева» - это  сказка в 7 рассказах.  Как вы думаете почему?  

Число 7 богословы называют «истинно святым числом», потому что семёрка складывается из символических чисел 3 и 4:

3 – символ Божественного совершенства.

4 – символ мирового порядка.

3 + 4 = 7

7 - символ святости (соединение Неба и земли: союз Бога и человека).

В основе заложен глубокий христианский подтекст: как человеку вновь обрести союз с богом и противостоять злу.

Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

История третья. «Колдунья»

  • А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Могла ли она смириться с тем, что мальчик исчез? Почему?

Герда была готова поверить в смерть Кая, но её убеждают в обратном силы природы (солнце, ласточки) – и надежда снова появляется в сердце девочки.

  • Чем готова пожертвовать Герда ради Кая? 

Самым дорогим, что у неё есть.

  • Герда у старушки- волшебницы. Есть ли общее в желании колдуньи и Снежной королевы? А различия?

Снежная королева -  холод, зло.

Колдунья -  тепло, красота, добро.

  • Почему колдунья убирает все розы из своего цветника? 

Стремиться заглушить тревогу Герды, порождённую её христианской любовью к Каю.

  • Герде было хорошо у старушки, но она смогла вспомнить о Кае. Благодаря чему? 

Розы на шляпе колдуньи заставляют вспомнить о мальчике.

  • Как появляются розы? 

Слёзы Герды  (слеза - символ христианского сострадания) пробуждают к жизни розы, загнанные старушкой под землю, творят чудеса.

  • Кто первый говорит Герде, что Кай не умер?

  •  Случайно ли, что это говорят именно розы?

  • Что узнала Герда от цветов, и как это повлияло на её решение продолжить поиски Кая?

«Разве пламя сердца может погаснуть?» Поиски Кая для Герды были нравственным долгом.

  • После ухода Герды из дома старушки-волшебницы весь белый свет показался девочке «унылым и серым». Почему? Потому что пришла осень?

История четвёртая. «Принц и принцесса»

  • Какие события происходят в главе?

Герда продолжает искать Кая.

  • Как же описан этот поиск? Рассмотрим содержание всей цепочки событий эпизод за эпизодом.

  • Работа с таблицей 

Содержание происходящего.

 Смысл   сцены.

1.Встреча Герды с лесным вороном, расспросы  о Кае.

Поиск героя.

2. Рассказ ворона о принцессе.

Помощь доброй силы.

3. Решение принцессы о замужестве. Условия для женихов. Неудачное сватовство (1-2 день). Выполнение условий (3 день).

Преодоление препятствий (это вставной эпизод, т.к.

Герда не знает, здесь ли Кай. Таким образом, сам эпизод для Герды

является дополнительным препятствием)

4. Герда не может попасть во дворец.

Новое препятствие.

5. Придворные вороны помогают Герде.

Преодоление препятствий.

6. Разочарование: это не Кай,

Новое препятствие.

7. Принц и принцесса помогают Герде продолжить поиск.

Преодоление препятствий.

  • Чем эта глава похожа на другие волшебные сказки? Мотив препятствия на пути героя и его преодолении.

Как отнеслись принц и принцесса к рассказу Герды? 

  • Сон Герды. Почему именно ангелы везли Кая во сне девочки?

Параллелизм этого эпизода и эпизода похищения Кая Снежной королевой. Явный смысл: злые силы увлекли за собою Кая. Скрытый смысл: ангелы (силы добра) возвратят мальчика обратно.

Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

Истории пятая. «Маленькая разбойница»

  • Что должна была пережить Герда, услышав, что Кай женился на принцессе?

Наверное, нелегко было на сердце девочки, но главное для неё всё- таки заключалось в другом: «Кай жив!».

  • Что приключилось с Гердой в лесу? 

«Вот Герда въехала в тёмный лес, в котором жили разбойники;  карета горела, как жар, она резала разбойникам глаза, и  они просто не могли этого вынести. «Золото! Золото!» — закричали они, схватив лошадей под уздцы, и вытащили из кареты Герду.»

  • Как выглядела маленькая разбойница? Найдите в тексте её описание. 

«Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»

  • Почему глаза маленькой разбойницы были «печальными»?

  • Какие слова и поступки помогают понять её характер? Как она разговаривает с матерью, с Гердой, со своими животными?

«…ее укусила за ухо её собственная дочка, которая сидела у неё за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо! …И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. … схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. …Их надо держать взаперти, не то живо улетят! …девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. …Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти  этого боится! …»

  • О чём рассказали Герде лесные голуби?

«Вдруг лесные голуби проворковали: … - Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, ещё лежали в гнезде.  Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих! Она полетела, наверно, в Лапландию, ведь там вечный снег и лёд! Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи! …Да, там вечный снег и лёд: чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным блестящим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатёр Снежной королевы, а постоянные её чертоги у Северного полюса, на острове Шпицберген!»  (С.80-81)

  • Как собирает Герду в дорогу? 

«Маленькая разбойница подсадила на него Герду, крепко привязала её для верности и даже подсунула под неё мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть. …- Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мёрзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки! …  Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться.  Вот тебе ещё два хлеба и окорок, чтобы  не пришлось голодать! … Затем маленькая разбойница отворила дверь, перерезала своим острым ножом верёвку, которою был привязан олень, и сказала ему:  - Ну, живо! Да береги, смотри, девочку.»  (С.81-82)

  • Почему же маленькая разбойница решила помочь Герде?

  • Какая же черта её характера победила остальные?

«И она отёрла слёзы Герде. …Маленькая разбойница обвила одной рукой шею Герды.»

  • Могла ли Герда преодолеть все трудности, если бы ей не помогали люди и звери? Почему они помогают девочке? 

Герда пробуждает милосердие в сердцах людей. Ей служат даже животные – это подчёркивает могущество её веры. 

История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом?

  • В царстве Снежной королевы было не только страшно и неуютно? Или  ещё красиво и величественно? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

«Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится,  в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в свете.» (С.86-87)

  • Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству?

  • Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица?

Нет, изменилась, «почернела» его душа. «Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было всё равно что кусок льда.»

  • Что же делал в это время Кай?

«Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Кай  складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Складывал он и такие фигуры,  из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Но он никак не мог его сложить.»  (С.87)

  • Зачем Каю нужно было сложить из льдинок слово «вечность»? Почему он не смог этого сделать?

Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком.

  • Кому удалось это сделать? Почему льдины сами составили это слово?

Вера Герды складывает это слово независимо от её желанияУ Кая и Герды разные понятия о вечности. Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай). Вечность -   христианская любовь (Герда).

  • Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил?

Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь.

  • Из каких строчек понятно, что Герде служат не только люди и звери, но и природные явления?

«Они шли и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнышко. Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.»  (С.89)

  • Что увидели Кай и Герда на пути домой? (Любовь и доброту.)

  • Почему город встретил их колокольным звоном? (Дьявол побеждён, всеобщая радость.)

  • Что дети увидели, вернувшись домой? (Розы зацвели.)

  • Что изменилось в Кае и Герде?

«Они шли, и на их пути  расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались  по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон. …Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, тёплое благодатное лето.» (С.90)



Обобщение

а) Беседа по вопросам

  • В чём же заключается сила Герды? Найдите нужные строчки. Что же это за сила?

  • В каких других сказках любовь оказывается сильнее волшебства?

  • Что же характерно для авторских сказок? 

  • Работа в группах 

  • Соотнесение героев и их характеристик.


Тролль

«…злой-презлой, сущий дьявол…»

Снежная королева

«Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда,

и всё же живая!»

Кай

«…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

Герда

«Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

Маленькая разбойница

«Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

Принц

«… держался он вообще непринуждённо и мило …»

Принцесса

«Умница, каких свет не видывал!»

Колдунья

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

Викторина. 

Вопросы

Ответы

1. Кай, герой сказки «Снежная королева», изменился, когда его ранили осколки дьявольского зеркала. Куда попали осколки?

1. Один осколок попал в сердце, а другой - в глаз.

2.Сколько видов цветов было в саду у Колдуньи?

2. Семь видов: огненная лилия, вьюнок, гиацинты, колокольчики, золотой одуванчик,

жёлтая лилия.

3. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке - письмо. На чём она его написала?

3. Письмо было написано на сушёной треске, потому что бумаги у лапландки не было.













Характеристика героев «Снежная королева. Главные герои



Снежная королева

Снежная королева живет в Лапландии, в краю вечного холода и мерзлоты. Ее дворец сделан изо льда, и сама она холодная и бездушная женщина. От ее взгляда на окнах появляются узоры, она дышит морозом. Снежная королева является образом вечной зимы и смерти. Это очень умная и красивая женщина, но ее красота не несет добра, королева является воплощением зла и вечного безмолвия. Она не способна испытывать никаких чувств, всегда спокойна и равнодушна.



Кай

Названный брат Герды, добрый и отзывчивый мальчик, смелый и сильный. Он с уважением относится к старенькой бабушке, нежно любит Герду. Но однажды, к нему в глаз и в сердце, попали осколки волшебного зеркала, которое принадлежало злому троллю. С тех пор, сердце мальчика стало ледяным и холодным, а глаза стали видеть все уродливым и кривым.





Герда

В «Снежной королеве» герои могут не только подчиняться сверхъестественным силам, но и с честью выдерживать все испытания, не поддаваясь чарам и колдовству. Такой бесстрашной девочкой оказалась Герда. Отважно она пустилась на поиски пропавшего Кая. Она очень любит своего названого брата, чтобы найти и спасти его, Герда целеустремленно движется к цели, и побеждает злые чары Снежной королевы.

Сильная, смелая, верная, храбрая, искренняя, целеустремленная, настойчивая



Волшебница

Женщина, попавшаяся на пути девочки. Своими волшебными чарами пытается оставить Герду в своем волшебном саду, где всегда царит лето. Герда освобождается от ее чар с помощью розы.


Принцесса

Молодые люди, узнав историю Герды, помогают ей. Они снабдили ее красивой и богатой одеждой, дали слуг, и лошадей, запряженных в золотую карету.



Маленькая разбойница

Дочка старой атаманши. Смелая, отважная и дерзкая девчонка. Держит в неволе птиц и животных. Издевается над ними, ей нравится наблюдать, как беззащитные создания испытывают страх. В ее стойле находится северный олень, который знает, где живет Снежная королева. Маленькая разбойница помогает Герде продолжить поиски Кая.







ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ_____________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Снежная королева. Характеристика Кая и Герды. Составление схемы путешествия Герды

Автор: Елена Шкредова

Дата: 26.10.2019

Номер свидетельства: 524285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства