Смысл жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко "Парадокс"
Смысл жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко "Парадокс"
Предлагается разработка конспекта урока для 8 класса по теме" Смысл жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко "Парадокс". Данный конспект урока можно использовать на уроках внеклассного чтения. Цель:вовлечь учащихся в размышление о смысле жизни и назначении человека; содействовать формированию умения выделять главное, видеть позицию автора в художественном тексте; создать условия для развития монологической речи, выразительного чтения; воспитание интереса к прозе В.Г.Короленко
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Смысл жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко "Парадокс"»
ТЕМА :Смысл жизни и назначение человека в очерке В.Г. Короленко «Парадокс»
ЦЕЛЬ : вовлечь учащихся в размышление о смысле жизни и назначении человека ; содействовать формированию умения выделять главное , видеть позицию автора в художественном тексте ; создать условия для развития монологической речи , выразительного чтения ; воспитание интереса к прозе В.Г.Короленко
ОБОРУДОВАНИЕ : портрет В.Г.Короленко ,выставка книг В.Г.Короленко ,рисунки к очерку В.Г.Короленко «Парадокс»
ХОД УРОКА : Человек создан для счастья , как птица для пролета .
«Парадокс».
1. Проверка домашнего задания (опережающего)
А) словарная работа
- Какие значения вы указали к выписанным словам ?
АФОРИЗМ – краткое выразительное изречение.
ЛЕКСИКОН – запас слов
ЭМАНСИПИРОВАТЬСЯ – освободить себя от обязанности
ОЧЕРК – небольшое литературное произведение, содержащее краткое описание фактов, где есть элемент вымысла и авторская оценка
2 .СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
В.Г.Короленко – человек редкой доброты, но с решительным характером , отстаивал мысль , что человек в любых ситуациях должен оставаться человеком и иметь право жить достойно и счастливо. А чтобы убедиться в этом, обратимся к очерку.
3 . СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.
История создания очерка «Парадокс» ( 1894 г)
4. БЕСЕДА.
- На сколько частей можно разделить очерк и как их озаглавить? (3 )
А) Сказочный мир игр
Б) Действительный мир и наш фантастический уголок
В) В чем состоит парадокс?
5. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
А) Беседа
- О чем повествуется в 1 части очерка? Каково назначение этой части , только ли в том , чтобы ввести читателей в мир маленьких героев ?
(1 часть начинается словами : « Для чего, собственно, создан человек , об этом мы с братом получили некоторое понятие довольно рано». Конец 1 главы звучит: «Вдобавок мы не имели тогда ни малейшего понятия о назначении жизни». Таким образом, в начале и в конце звучит мысль о назначении человеческой жизни . Значит 1 часть знакомит читателей не только с миром игры , которая имеет большое значение в жизни героев , автор готовит читателей к чему-то более высокому ).
- Во что любили вы играть в детстве?
( Не все играли только с куклами, плюшевыми медвежатами и машинками. Оказывается, кто-то любил составлять стулья , табуретки , брать в руки старый чемоданчик и мчаться на этом поезде в дальние края .Кому-то нравилось завешивать стол тяжелым покрывалом , забираться туда и представлять себя в таинственной пещере , полной чудовищ и опасных неожиданностей . Кто-то любил строить себе дом , используя не только игрушки . Это был дом , в котором он хотел бы жить, когда вырастет.)
- Почему вы играли именно так, почему придумывали какие-то свои , необычные игры ?
( Ребенку необходим его собственный, волшебный мир , не похожий на повседневную жизнь , чтобы ощутить себя счастливым ).
Б) Рассказ фрагмента очерка по рисунку «Игры героев очерка»
- Какие художественные особенности вы увидели в описании игры?
( Экипаж фантастический, карета – чудесная , гостиница- одинокая , глубина бадьи - таинственная . Эти эпитеты помогают создать яркие картины игры.)
УЧИТЕЛЬ : Мир детской игры чудесен , но он не вечен.
- Как реальная жизнь властно вторгается в царство детской фантазии?
(художественные средства)
(В начале 2 части возникает антитеза : действительный мир и « наш фантастический уголок», в который проник « неприятный и резкий голос лакея Павла». Автор намекает , что реальная жизнь не так приятна и безмятежна , как мир детской фантазии . Мир рушится , когда приближается Павел. «Серьезно выпученные глаза лакея все видят иначе : удочки становятся простыми ветками тополя, над крючками из медных булавок « … даже и в пруду рыба только смеется» , а « …неизмеримая глубина нашего зеленого омута колыхнулась , помутнела …» и снова стала старой деревянной бадьей . При виде Павла детям становится «совестно» , они чувствуют себя «совершенными дураками». Стр.317 )
УЧИТЕЛЬ : Мир детства неповторим в жизни каждого человека, но неминуемо наступает момент , когда в него властно входит реальность , и это вторжение человек запоминает иногда на всю оставшуюся жизнь …
В) Рассказ по рисунку фрагмента очерка
«У крыльца толпилась куча народа …»
Г) Словарная работа
ФЕНОМЕН – нечто исключительное , небывалое.
Д) Портрет феномена глазами героев (стр.319,320 ,322)
(«…резко и болезненно ударило меня в глаза обнаженное уродство этих узких плеч , совершенно лишенных даже признаков рук», безобразие подчеркивается сравнением с пауком : « Ноги странного существа, длинные и тонкие …стояли на земле , точно длинные лапки паука» , « …странное существо, перебирая по земле ногами и еще более походя на паука, сделало большой круг …»
- Зачем несчастному калеке становиться клоуном, не лучше ли жить тихо , не мозоля глаза людям ? (стр.324)
( Феномен говорит , что человек кормится как может . Только в сказке возможно обеспеченное , безмятежное существование , а в реальной жизни « …человеку надо кормиться не тем , так другим . а это трудно , когда природа забыла приклеить руки к плечам»).
-Что представляет собой этот необычный человек ?
( Стр. 319-321, 325,326)
(Феномен умен, об этом говорят его глаза, выражение которых постоянно меняется «проницательные, бегающие, остро и насмешливо впились в уважаемую публику», «смотрит умным , задумчивым и смягченным взглядом …» Он прекрасно разбирается в людях. Если бы природа не обделила этого человека, возможно, он со своим умом, наблюдательностью, умением разбираться в людях , занял бы достойное место в обществе и принес бы пользу окружающим ).
-Что поняли мальчики после встречи с необыкновенным человеком? (Труд его тяжел: «Калека стоял с трудом, - огромная голова подавляла это тело карлика, на лице виднелось страдание, тонкие ноги дрожали». Он это делает не только для того, чтоб прокормиться и содержать родных. Очевидно, ему хочется быть похожим на обыкновенных людей, жить так же как и многие другие, потому что жизнь , несмотря ни на что удивительна и прекрасна . Об этом говорит афоризм , написанный мальчикам : « Человек создан для счастья, как птица для полета». Жизнь прекрасна, это ощущает «феномен» , он живет достойно).
- Очерк называется «Парадокс», а что обозначает это слово?
Е) Словарная работа
ПАРАДОКС – мнение, расходящееся с общепринятым , противоречащее здравому смыслу .
Ж) Чтение по ролям. «Парадокс изречения Яна Залуского» (стр.324-326), феномен,отец , рассказчик.
-В чем заключается парадокс?
( Афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах « феномена …»Феномен тоже человек , и он менее всего создан для полета …и для счастья тоже…»(стр.326)
- Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить?
(Нет. Для этого нужно многое : желание жить, любовь к людям , огромная сила воли , душевная стойкость . Человек в очерке обиженный судьбой , природой . не озлобился , не ожесточился . а жил , делая людям добро . В его поступках , словах чувствуется достоинство , сила воли.)
- Изменилось ли что-нибудь в жизни детей после встречи с феноменом ? ( Игра потеряла свое волшебство, они начали быстро взрослеть . окружающую действительность они увидели другими глазами. «Плохо спится им ночью…»
- Какую проблему поднимает автор в очерке «Парадокс»?
(Человек создан для счастья, человек должен оставаться человеком, несмотря ни на что Для чего, в сущности , создан человек .Идея очерка –человек создан для счастья , общий закон жизни –стремление к счастью ).
- Встречались ли вы в ранее изученных произведениях с подобными ситуациями, испытаниями героев?
(А. С. Пушкин «Капитанская дочка», Л. Н. Толстого « После бала», герои этих произведений тоже сохраняют чувство собственного достоинства , человечность несмотря ни на какие сложные жизненные испытания ).
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда…ты будешь ЧЕЛОВЕК!
( Р.Киплинг «Заповедь»)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : написать сочинение – рассуждение. О чем заставил задуматься очерк «Парадокс»?