- умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.
Метапредметные:
-Познавательные: расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
- Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей; умение самостоятельно организовать собственную деятельность в решении задач, поставленных на уроке; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать и использовать в своей деятельности.
-Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении; строить монологическое доказательное высказывание; уважать чужое мнение; проявление взаимопомощи; умение работать в группах.
Предметные: умение анализировать произведение; владение литературоведческой терминологией, различными формами творческой работы.
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование собственного отношения к произведению; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев.
Осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного; умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока по форме: диалогический.
Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.
Оформление урока:
Афиша, нарисованная обучающимися.
Компьютерная установка (показ презентации к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Ход урока.
Тема урока: «Смех - честное и благородное лицо комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
- Ребята, выделите в названии темы ключевое слово.
- (Смех). Совершенно верно.
- Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.
Цели урока:
Научиться анализировать художественный текст.
2. Посмотреть, какие нравственные уроки можем извлечь из этого произведения
Задачи урока:
Обобщить материал по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».
Выявить положительных и отрицательных героев пьесы.
Понять своеобразие гоголевского смеха.
Учитель: (слайд «Портрет Гоголя»)
Николай Васильевич Гоголь вошел в русскую литературу как писатель сатирик. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображаться в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.
Судьба свела его с интереснейшими литераторами и художниками, и самым первым другом и вдохновителем для него стал А. С. Пушкин (слайд «Портрет Пушкина»).
-Что мы знаем об истории создания комедии?
(Замысел комедии Гоголю подсказал Пушкин. Он рассказал ему «чисто
русский анекдот». В 1833 году в Нижнем Новгороде его приняли за
ревизора. А также рассказал и том, как один его знакомый выдавал себя в
Бессарабии за важного петербургского чиновника. Эта история так
привлекла Гоголя, что он сразу же зажегся мыслью написать «Ревизора». И в 1835 году комедия была написана.)
Слово учителя(слайд «Слова Гоголя») Когда Гоголь работал над комедией, он поставил перед собой цель: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».
И теперь, листая страницы комедии, посмотрим, над чем же посмеялся автор, в чем своеобразие гоголевского смеха, можно ли утверждать, что смех -положительное лицо комедии?
Работа над текстом.
слайд «Город»)
- Назовите место действия комедии.
(Провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какой границы не доедешь».)
- Почему у города нет названия?
( В маленьком городке собраны типические черты общественного строя. Гоголь хотел показать, что те порядки, которые царят в городе, происходят повсеместно. Объект сатиры Гоголя – сама современная жизнь в ее комических уродливых проявлениях.
(слайд «К нам едет ревизор»)
Комедия начинается с фразы:
«К нам едет ревизор».
- Откуда чиновники узнают о приезде ревизора?
(Из письма городничему).
- Что смешного в этой сцене?
(Городничий спешит читать письмо. И это выглядит смешно. В письме уже звучит разоблачение городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать, то, что плывет в руки…»
- Какая же реакция на письмо у чиновников?
( Чиновники всполошились и пытаются найти причину этому. Явл.1 Лука Лукич: «Зачем же, отчего это? Зачем к нам ревизор?
Явление 1. Аммос Фед. : «Я думаю, что здесь тонкая и большая политическая причина.
Россия хочет вести войну…»
Явление 2 . Почтмейстер: «А что, думаю, война с турками будет».
Смотрителю учеб заведений, Луке Лукичу Хлопову - навести порядок среди
учителей.
Почтмейстеру, Ивану Кузьмичу Шпекину – не вскрывать и не читать чужие письма.
- Над чем же смеется Гоголь с первых страниц?
(Над невежеством чиновником, нелепостью их суждений, которые сами себя обличают).
Уродливое правление чиновно-полицейских властей, их желание скрыть недостатки, страх за наказание вызывают у зрителей смех.
(слайд «Бобчинский и Добчинский»)
Гоголь усиливает комедийную ситуацию, показывая нам сцену сообщения новости о приезде ревизора Добчинским и Бобчинским (явл.3), а также распоряжения городничего (явл. 5.)
-Как смеется Гоголь над помещиками и над городничим?
(Над Бобчинским и Добчинским смеется непринужденно, весело, озорно,
Они приняли за ревизора человека в партикулярном платье», который не платит за проживание и обеды, да еще он из Петербурга. Над городничим он скорее издевается, чем просто смеется, потому что за его волнением картина вопиющего состояния города. «Квартальный Пуговицын пусть стоит для благоустройства на мосту…разметать наскоро старый забор да поставить соломенную веху…». Характерна ремарка «надевает коробку вместо шляпы».)
- Как называется веселый, беззлобный смех, насмешливое отношение к чему-либо?
(Юмор).
-Как называется обличающая ирония, высмеивающая отрицательные недостатки?
(Сатира).
- Значит, Гоголь смеется по-разному и выступает в комедии и как юморист, и как сатирик.
-Назовите эпизоды в комедии, в которых звучит насмешка, непринужденный, веселый смех?
(Это сцена в трактире. Любовное объяснение Хлестакова Марье Антоновне).
(Слайд «В трактире»)
-Чем же эта сцена смешна?
(Городничий и Хлестаков оба испытывают страх. Один боится тюрьмы, другой жалобы министру.
Итак, смех основан на недоразумении. Правда, сказанная Хлестаковым, принимается за ложь, а ложь – за правду. На ошибке основана комическая ситуация.
Слайд Любовное объяснение
(Очень смешон Хлестаков во время своих жарких объяснений в любви дочери городничего, потом ее матери, и снова дочери. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны).
-Какой эпизод в комедии можно назвать кульминационным?
(Д.3. явл.6 - сцену вранья, потому что особенно смешон Хлестаков) .
(слайд «Задание по группам»)
Задание по группам.
1.Что в рассказе Хлестакова является вымыслом, а что правдой?
2.Как меняется поведение чиновников во время рассказа Хлестакова о петербургской жизни?
3. Действительно ли Хлестаков обладает «легкостью необыкновенной в мыслях»?
4. Что помогает Хлестакову вознестись до фельдмаршала?
5. Почему в ремарке употреблен глагол «шлепается», а не «падает»?
6. Какую дают оценку чиновники Хлестакову?
Вывод: в этой сцене Гоголь совместил тонкий юмор и острую сатиру. Автор смеется не столько над тем, что «елистратишку» приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за идеал человека.
(слайд «Нет ли у вас взаймы?»
Давайте обратимся к сцене взяток (действ. 4 явл.3-7)
-Почему Гоголь показал именно всех чиновников, дающих взятки, а не ограничился, например, одним чиновником?
(Все чиновники ведут себя одинаково, все дают взятки, т.е. автор хотел подчеркнуть массовость таких явлений, как угодничество, взяточничество, подлость, доносы).
-Какой, по-вашему, в этой сцене смех автора в большей степени: обличающий или смешной?
(Обличающий, сатирический, чтобы убедительнее, ярче обнажить общественные пороки, подчеркнуть всю масштабность взяточничества).
-В какой сцене Хлестаков. выступает как настоящий ревизор: в сцене со взяткой у Добчинского и Бобчинского или в сцене появления жалоб на городничего?
(В появлении жалоб на купцов, слесарши с унтер-офицерской вдовой, т.к. настоящий ревизор и взятки берет, и отдает распоряжения, и грозится расправой («в Сибирь»)
-Можно ли назвать сцену жалоб слесарши или унтер-офицерши смешной (сценка из действия 4 явл.11)? И смешны ли Анна Андреевна и Марья Антоновна?
(Женские образы не вызывают сочувствия, они смешны, невежественны, некультурны, они лишь дополняют представление о жителях уездного города в целом).
-Чем заканчивается комедия?
( Чтением письма Тряпичкина, из которого узнают, что Хлестаков не ревизор. И как гром среди ясного неба звучат слова о приезде настоящего ревизора.
Немая сцена. (слайд «Немая сцена»)
-Какое значение придавал Гоголь немой сцене?
(Очень важное значение, т.к. это итог, приговор подлости и лицемерию, но и надежда на торжество справедливости.
В этой сцене наряду со всеми героями незримо присутствует гоголевский смех как действующее лицо.
Вспомним тему урока.
«Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был смех».
-Можно ли смех назвать положительным героем и почему?
( Кроме смеха, в комедии нет положительных героев. Смех помог писателю выполнить высокую гражданскую цель: собрать все дурное и посмеяться над всем разом, потому что смех помогает увидеть недостатки.
-Кто же является главным героем комедии?
( Конечно, смех.. В комедии он отражает высоту нравственной позиции писателя, его мечту о совершенной действительности. Смех –это то, что заставляет человека быть человеком).
«Ревизор» на сценах театров.
(слайд «Афиша» БДТ)
- Актуальна ли комедия в наши дни?
( Да, потому что проблемы комедии, к сожалению, существуют и в нашем современном обществе.
Поэтому, комедия постоянно в центре внимания театров. В том числе и нашего театра им. Горького (слайд сцен из театральной постановки).
Слово заранее подготовленному обучающемуся.
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького — один из старейших на юге России. Истинные почитатели ростовской драмы ведут летоисчисление с 4 июля 1863 года, когда спектаклем «Ревизор» Н. Гоголя, с участием М. Щепкина, начала своё существование первая постоянная труппа антрепренёра Ф. Надлера. Именно для неё было построено первое каменное здание, сразу ставшее архитектурной достопримечательностью страны.
Смешная и искромётная комедия. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» - замечательная «комедия ошибок», жемчужина отечественного и мирового театрального репертуара.
«К нам едет ревизор!». Эта знаменитая фраза из не менее знаменитого гоголевского произведения вот уже несколько столетий служит ключевым моментом постановок «Ревизора».
Столь хорошо выписаны образы в этой действительно бессмертной для России комедии и столь же актуальна во все времена тема , что, казалось, играй – не хочу. Потому прямо из окружающей жизни можно «писать» персонажей, что, судя по всему, и делают актеры труппы, играющие чиновников. До чего приторным получился попечитель богоугодных заведений Земляника у Сергея Витченко! Пусть больные мрут, как мухи, зато колпаки у них чистые, и лекарь Христофор Иванович водку мнимому ревизору лихо подносит. Мрачен и открыто говорит о своих взятках судья Ляпкин-Тяпкин (заслуженный артист РФ Сергей Галкин). Правда, и у него дрожат коленки, когда самому приходится купюры из сжатой руки доставать и «ревизору» всовывать да признаваться в выгодности своего промысла. Хорош в своей убогости и Лука Лукич Хлопов, деятель народного образования (Андрей Тихонов). А уж как суетлив (почта бы так у него работала!) почтмейстер Шпекин (Андрей Ребенков), любитель читать чужие письма.
Итог урока
Понравилась ли комедия Гоголя «Ревизор»?
Вы видели постановку комедии. Но если будет возможность, пойдете ли вы в театр еще раз?
Понравилась ли игра ребят в сценках?
Как вы можете охарактеризовать смех Гоголя? (мы увидели разный смех: комический, смешной, трагический, сатирический и даже грустный; смех как действующее лицо, своеобразный прием, необходимый писателю для решения задач.)
Чему учит нас Гоголь? (не быть Хлестаковыми, городничими, вести достойную жизнь, бороться с недостатками).
Интерес к творчеству Гоголя не пройдет никогда.
Рефлексия.
- Достигли ли мы целей и задач, поставленных в начале урока?
- Что на уроке вам показалось наиболее удачным, а что вы бы изменили и сделали по-другому?
- Поставьте отметки сами себе.
Выставление отметок.
Домашнее задание. Как будут развиваться события с приездом нового ревизора? (Представить свой сценарий продолжения пьесы).