kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Слава науке.М.В. Ломоносов. Из «Оды день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества.». Риторический вопрос."

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Слава науке.М.В. Ломоносов. Из «Оды день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества.». Риторический вопрос."»

Литература 7класс «________»____________________________20______г.


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


ФИО: ХаертдиноваАлсуЗуфаровна

ОУ: МБОУ «Апазовская СОШ» Арского муниципального района РТ

Предмет: литература

Класс: 7 класс

Базовый учебник: Г.С.Меркин. Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ООО «Русское слово –учебник»,2017

Тема урока: Слава науке.М.В. Ломоносов. Из «Оды день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Риторический вопрос.

Цель урока: показать талант М.В. Ломоносова как учёного и как поэта , пронаблюдать за прославлением науки, способствовать пробуждению патриотического чувства.

Найти ответ на проблемный вопрос: какова цель написания оды«На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».


Задачи:


- личностные: вызвать интерес к предмету; пробуждать стремление к вдумчивому чтению; воспитание нравственных качеств;

- метапредметные: обучить отбирать материал текста для работы над темой; развить навыки сравнительного анализа; развить навыки групповой работы и работы со словарем; развитие монологической речи;

- предметные: повторить биографию М.В.Ломоносова,значение термина «ода» ; определить особенности оды» ,найти в оде элементы классицизма, определить цель написания оды


Ожидаемые результаты:

- личностные: обучающиеся смогут оценить талант М.В. Ломоносова как поэта на примере отрывка из«Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». смогут уяснить суть прославления наук в оде и оценить талант М.В.Ломоносова как учёного и сделать выводы о значении изучения наук .

- метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи;

- предметные: обучающиеся смогут объяснить термины « ода» «классицизм», изучат биографию М.В.Ломоносова

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.


Форма работы обучающихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый, комментированное чтение, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом, работа с видеоматериалом


Необходимое оборудование: фонохрестоматия к учебнику литературы 7 класса, портрет М.В.Ломоносова, иллюстрации к произведению, различные издания о М. В.Ломоносове.


Раздаточный материал: карточки-задания для работы в группе, листы самооценки.

Структура урока:

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

  5. Первичное закрепление.

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

  8. Рефлексия деятельности.


План урока:

  1. Повторение биографии А.П. М.В.Ломоносова

  2. Работа в группах. Научные открытия М.В.Ломоносова

-сообщения учащихся

  1. Прослушивание оды «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

  2. Анализ оды.

- словарная работа

-особенности оды

6.Решение проблемного вопроса: определение темы урока.

  1. Работа в группах. Карточки-задания: определение слов высокого стиля.

  2. Рефлексия. Составление синквейна.

  3. Заполнение листа самооценок.

  4. Домашнее задание.


Конспект урока.

Эпиграф к уроку:

"Он создал первый русский университет:

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

А.С.Пушкин



1Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Вступительное слово учителя.

Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость подаренных

вам улыбок, и пронесите это настроение через весь урок.


  1. Актуализация знаний.


Мозговой штурм.

1.Вопросы о жизни и о творчестве Ломоносова М.В.

  • Где родился М.В. Ломоносов?

В деревне Мешанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии, в семье поморского крестьянина.

  • Когда, зачем и как ушел из дома?

В 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву

  • Как и куда поступил учиться?

Поступил в славяно-греко-латинскую академию.

  • Когда и зачем послан в Германию?

В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела

  • Какие науки изучал?

Изучал языки, филологию, механику, физику, химию, металлургию, астрономию, географию, языковедение, поэзию.

  • Кем стал, вернувшись в Россию?

Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры.

  • Когда был открыт русский университет?

В 1755году Ломоносов открыл русский университет, который носит его имя.

2.Работа в группах. (Историки, художники и языковеды) Назовите научные открытия М.В.Ломоносова.(Стр.58-59) Изобразите в виде кластера:какие науки изучал М.В.Ломоносов

Рассказ учителя о М.В.Ломоносове

За 11 лет упорной учебы Ломоносов завершил среднее и высшее образование, и состоялся как ученый.

Путешествуя по Германии, он продолжал самостоятельно заниматься химией, физикой, математикой. Не забывал посещать научные учреждения и химические лаборатории известных ученых.

Немецкие профессора были восхищены разносторонним талантом, не виданными знаниями и необыкновенным трудолюбием Ломоносова.

Вернувшись в Россию, он приступил к работе в Петербургской Академии наук:

1) Организовал первую в России химическую лабораторию: создал различные краски и лаки, наладил производство цветных стекол, при помощи которых составлялась мозаика. Открыл способ изготовления фарфора и стали изготавливать сервизы и вазы.

2) Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы, стал изучать природу тепла и холода, тайны электричества и причины возникновения молнии и дождя, что такое кометы и планеты, отчего происходит северное сияние и многое другое.

3) Написал множество стихов, первую русскую грамматику и учебник русской истории. По его предложению 12 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет.

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал о Ломоносове:

"Он создал первый русский университет:

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы его имя. Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ и историк. Такими разными науками занимался первый российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад его в развитие российской науке огромный и неоценимый.

Благодаря созданию Российской Академии наук в XVIII веке было сделано много выдающихся научных открытий.

3.Постановка учебной задачи.

-Какое учение М.В.Ломоносова мы изучили?(Учение о “трёх штилях»)

Расскажите об этом учении.

-В чём польза разделения на штили?

-В произведениях какого жанра встречаются слова высокой лексики? (в одах)

-Что такое ода?

(Ода- поэтический жанр, стихотворение в торжественном приподнятом тоне в какого-либо значительного события или лица.)

Мы прочитаем сегодня оду М.В.Ломоносова « На день восшествия…»

Но сначала обратимся к эпиграфу

Великий русский поэт А.С. Пушкин писал о Ломоносове:

"Он создал первый русский университет:

Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".

Прочитайте его и ответьте

на вопрос: какой смысл заключается в этих словах?

Ломоносов был исключительно разносторонним человеком. Трудно назвать области науки, техники, искусства, где не упоминалась бы его имя. Он прославился как химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ и историк. Такими разными науками занимался первый российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Вклад его в развитие российской науке огромный и неоценимый.

-Как вы думаете, М.В.Ломоносов писал оды?

-Да, сегодня познакомимся с « Одой на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».



Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чему будем учиться на уроке? 

Мы будем искать ответ на проблемный вопрос: какова цель написания оды«На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».


4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Прежде, чем говорить о произведении, необходимо обратиться к истории

Когда писались оды?

Для чего писались оды?

Прослушивание аудиозаписи оды.

- Благодаря чему создается такое торжественное звучание? В ней много архаизмов, метафор, мифологических имен, имен исторических деятелей.

- Почему Ломоносов пишет именно так? Это гимн, произведение, которое прославляет.

- Как вы думаете, что и почему?

Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.».



Мы прослушали только отрывок. А в начале всей оды прославляется тишина, мир, благодаря которому раскрываются богатства России и достигается благополучие ее граждан.

- Как движется стихотворение дальше? Прочитайте.

-Кто еще и за что воспевается автором? Прославление мира переходит в прославление Елизаветы. Она стала монархом – миротворцем, просветителем.

- Ваше отношение к поэту в связи с этим? Он перед ней заискивает? Известно, что Елизавета была совсем не такой, а заурядной, обыкновенной личностью.

-Объясните строки:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

Ломоносову хотелось, чтобы Елизавета творила добро своим подданным. Он рисует ее такой, какой бы хотел ее видеть.

- Какие еще изменения происходят? Какая новая поэтическая тема появляется? В стихотворении появляется человек, достойный прославления, - Петр. Звучит благодарное слово судьбе, пославшей такого Человека России.

Ярчайшая фигура российской истории. “Великий” — пример для подражания. Ломоносов славит Петра за то, что его деятельность способствовала возвышению России и развитию науки, техники, просвещения.)


Сообщение историков о Петре Первом. И Елисавете Петровне (презентации, обращение к выставке)

- Соотнесите темы Петра и Елизаветы. Ломоносов славит Елизавету только как дочь Петра, и она должна взять отца за образец. (презентации Елизавета, Пётр1)Развитие при Петре I промышленности, морского флота, регулярной армии России, необходимость проведения и обобщения результатов географических работ потребовали создания учреждения, специально направленного на научные исследования. После поездок Петра I в европейские страны и знакомства с опытом работы их Академией наук, он задумал создать такой институт в России. За год до своей смерти Петр I подписал указ о создании Академии наук. Определите год создания Академии наук. (1725 г)
Чем была интересна Академия наук, давайте выясним вместе.
В Академии наук была открыта обсерватория. Чем занимались ученые в обсерватории, найдите ответ в учебнике.(Изучали звезды, их расположение на небе; движение небесных тел).
Чем занимались ученые в ботаническом саду? (Выращивали тысячи растений, деревьев и цветов со всего мира; изучали эти растения; высаживали растения в парки перед дворцами).
Петр I поручил членам Академии наук исследовать новые территории в Сибири и на Дальнем Востоке. Было организовано две научные экспедиции под руководством Витуса Беринга: первая длилась 5 лет, вторая – 9 лет. За это время многие неизвестные до того времени районы Сибири и Дальнего Востока, были подробно исследованы и изучены природные богатства этих краев. Сибирские земли оказались на столько, велики и обширны, что исследователи предложили их разделить на два географических района – Восточную и Западную Сибирь.
Появились новые данные на картах России, был составлен «Атлас Российской империи» - первая подробная карта

- Движение оды останавливается на образе Петра? Нет, появляется еще один образ – России.

Следовательно, название оды носит верноподданнический характер, что было традиционным для литературы 18 века, но мы теперь понимаем, что поэт славит Россию, которая неразрывно связана с именем Петра, поэтому их образы даны в единстве.

- Какой вы увидели Россию? Несметные богатства: реки, моря, леса, земные недра. Ими нужно овладеть и обратить на пользу страны, народа.

- Кому это сделать под силу? Прежде всего людям науки – ученым.

- Какой образ входит в оду? Образ Росса.

- Кто это? Русский человек, россиянин, в которого верит поэт, верит в его гений, в его творческие силы, верит, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».


2.Сообщение историков о Платоне и Невтоне(обращение к выставке)

Таким образом, в оде Россия неотделима от всего человечества, от достижений человеческой мысли. Развитием мировой науки Ломоносов предсказал перспективу развития русской науки. Ода становится гимном Родине.

- Вы не почувствовали, что в оде есть еще один герой? Конечно, это автор.

-Определите мой следующий вопрос. Каким вы себе представляете его? Ломоносов пишет о Платоне, «Невтоне» по праву: он сам гений, сам достиг вершин в науках. Это человек государственного ума, которому дороги интересы Родины. Он видит свой долг в служении Отечеству.

- Ломоносов написал оду. Попробуйте дать определение и записать его. Ода – это торжественное стихотворное произведение, посвященное официальному событию, историческому лицу.

- Как вы думаете, когда стихотворение перестает быть одой? Со слов: «Науки юношей питают…»

- Как бы вы прочитали эти строфы? Просто, доверительно.

3.Чтение оды учащимися

А) Словарная работа. Сообщение языковедов. Запись в тетрадях.

  • Благословенны (благословение)-пожелание добра

  • Дерзайте (дерзать)-смело стремиться к чему-н. благородному, высокому, новому (высок.).

  • Ободренны (ободрять) - внушать бодрость,

  • Раченье- усердие, старание, заботливость.


Ода перерастает в размышление о счастье, жизненном успехе, о том, что способно поддержать, в чем можно найти утешение. Нет ничего надежнее, чем знания, наука.

- Вы согласны с поэтом? Польза знаний в наши дни неоспорима. Приведите примеры.

- Вспомним язык оды Ломоносова – торжественный, возвышенный, метафорический. Представим, что в ней появились грубоватые, просторечные слова. Что бы изменилось? Не было бы торжественности, строгости, величавости.

Ломоносов создал теорию «трех штилей», соблюдение которой стало нормой. Классицизм – это нормативное искусство, имеющее жизнеутверждающий характер, веру в силу разума, науки, творческие силы русского человека. Главная задача классицизма – создание монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации, служения Родине.

- Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие?

(Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)

1. Что вы понимаете под словом тишина? Почему “возлюбленная”?

2. Как относится автор к Петру I и Елизавете?

3. Каково отношение к науке у преемников Петра I?

4. Что поэт советует Елизавете?

5. В чём состояла насущная задача страны?

6. Как бы вы определили главную тему оды? (Восхваление мира как основы развития науки, техники, просвещения; эта тема сочетается с темой величия, богатства, непобедимости Родины.)

4.Решение проблемного вопроса: определение темы урока.

Особенность «Оды на день восшествия...» в том, что на первый взгляд эта ода — хвалебный гимн царице, но для Ломоносова главное — выразить свои заветные мечты. Какие?

Распространять просвещение в России, развивать науки, использовать богатства русской земли и так далее.)

Назовите тему сегодняшнего урока.

(Учащиеся формулируют тему и записывают в тетрадях: Слава науке.М.В. Ломоносов. Из «Оды день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Риторический вопрос.)

Б) Попытайтесь определить художественные особенности оды,

Художественные особенности оды:
а) ода строится как ораторское сочинение;
б) Ломоносов считал обращение великолепной, сильной, оживляющей фигурой;
в) поэт активно использует тропы: сравнения, метафоры, эпитеты.
г) в речи много славянизмов, библеизмов;
д) риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание.

-Найдите в отрывке риторические обращения.

Риторические вопросы. Работа со статьёй на стр.66

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

 Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.(индивидуальная работа с самороверкой)

(Карточки с вопросами и ответами готовятся заранее. Часть вопросов можно предложить зрителям).
- У желны: а) 2 ноги; б) 4 ноги; в) 6 ног.
(Желна – это дятел. 2 ноги).
- Что такое ланиты? а) ткань; б) цветы; в) щеки.
(Щеки).
- Вран – это: а) враг; б) врун; в) ворон.
(Ворон).
- Пестун – это: а) палец; б) наставник; в) пистолет.
(Наставник).
- Что такое полушка? Сколько копеек в полушке: а) 10; б) ½; в) ¼.
(Серебряная монета достоинством в полденьги, т.е. ¼ копейки).
- Для чего использовали дощеник: а) для плавания; б) для захоронения; 
в) для письма.
(Дощеник (дощаник) – плоскодонное парусное весельное судно).
- Клобук носят: а) на голове; б) на шее; в) в кармане.
(Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом).
- Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б) быстро бегать; в) хорошо знать языки.
(Толмач – переводчик).


- Покажите десницу.
(Десница – правая рука).
- Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали; б) пахали; в) пели.
(Орать (орати) – пахать).
- Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.
(Простоволосый – с непокрытой головой).
- Покажите длань.
(Длань – рука, ладонь).

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.


.Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке.

Ведущий. В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов прославляет науку. Знатокам мы вручаем листки с отрывками из оды. Им надо вставить пропущенные слова. 
… юношей питают,
Отраду … подают,
В счастливой жизни украшают,
В … случай берегут,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в …,
В … шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(Науки, старым, несчастный, пустыне, градском).

8\Рефлексия.

Составление синквейна- Какое впечатление произвели на вас выдающиеся личности: М.В.Ломоносов, Пётр Первый, Елизавета Петроана


«Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в XVIII в., в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время»,- сказал академик Келдыш. 

  Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк.

Домашнее задание. Стр.62(ответить на вопросы),Стр.60-61 (выучить наизусть) , написать сочинение «Слава науке»

МБОУ «Апазовская СОШ» Хаертдинова А.З.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хаертдинова Алсу Зуфаровна

Дата: 18.10.2023

Номер свидетельства: 638253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства