"Славься ввек,Бородино!"(Урок - экскурсия по произведению М.Ю.Лермонтова)
"Славься ввек,Бородино!"(Урок - экскурсия по произведению М.Ю.Лермонтова)
Урок -экскурсия по произведению М.Ю.Лермонтова-это воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле,где экскурсоводом является сам Лермонтов,помогает учащимся лучше понять произведение,почувствовать,проникнуться великими событиями,лучше узнать историю народа. Урок проводится для учащихся 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Славься ввек,Бородино!"(Урок - экскурсия по произведению М.Ю.Лермонтова) »
Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Оборудование урока:
Ресурсы: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, «Словарь терминов», озвученный В. Золотухиным фильм «Бородино» (http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=BO4_ZXela_c), таблицы 1,2,3, учебник литературы 5 класс, репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова;
Эпиграф
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю. Лермонтов
Ход урока
Оргмомент. Актуализация знаний.
(Вступительное слово учителя) - Как вы думаете, что является предметом гордости нашего народа?
(Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).
- Какие героические исторические события нашли отражение в произведениях художественной литературы? (Великая Отечественная война, война 1812 года).
– Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).
- Считаете ли вы, что эта проблема является и сегодня актуальной? Какими событиями, произошедшими в современной истории, вы можете это подтвердить? (События в Афганистане, Чечне, Северной Осетии, Украине).
2. Организация и самоорганизация.
Слово учителя. Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». (ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА)
- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. А лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам экскурсия. Сегодня на уроке мы с Вами совершим воображаемое путешествие на знаменитое Бородинское поле, которое стало местом незабываемых исторических событий, а главным экскурсоводом станет для нас, конечно же, М.Ю.Лермонтов и его замечательное произведение.
1.Слово о писателе.
- Откройте учебники (цветные вкладки). Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик Прожил Лермонтов всего 27 неполных лет.
Выступление ученика
Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.
Какое же историческое событие легло в основу данного произведения? (формируются регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД). Ваш одноклассник ---------- заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его.
2.Историческая справка(выступление ученика) 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.
Учитель армия Наполеона, французского императора, перешла рубежи нашей родины и решила покорить Россию. Непобедимый, тщеславный Наполеон ждал ключей от Москвы, встречи с хлебом-солью. «Но не пошла Москва моя к нему с повинной головою» - писал поэт Пушкин. Под Москвой армия Кутузова приняла бой на Бородинском поле с сильнейшей армией Наполеона. Наши воины сражались отважно, защищая сердце родины- Москву. Именно этому событию и посвятил Лермонтов свою балладу «Бородино»//.
Лермонтов был не только поэтом, но и отважным воином, принимал участие в войне на Кавказе, где проявил себя необычайно храбрым солдатом. Он очень любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что и был сослан на Кавказ. Лермонтов горячо любил свою родину, город Москву, где прошла его юность, гордился прошлым России. Ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспел в балладе «Бородино»
3.Определение цели и задач урока.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (ответы детей)
4. Работа в тетрадях (таблица №1)Приложения. (раздаточный материал)
- В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?»
- Итак, и представьте, что фантастическая машина времени переносит нас в далёкое прошлое, в1812 год.
5.Словарная работа. Обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:
редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
улан, драгун - солдаты конных полков;
басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
- С точки зрения лексики, что это за слова? (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
6.Работа в группах с таблицей №2 Цель работы – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.
Таблица №2 для учителя
Цитаты из исторической справки
Цитаты из стихотворения
Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно произошло 7 сентября 1812 года у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.
3 строфа:
Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали,
Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587.
4 строфа:
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут.
До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинский редут.
Строфа 6:
Два дня мы были в перестрелке…
В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению
Строфа 7
Прилег вздремнуть я у лафета…
на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.
Строфа 8:
И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй.
Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий. Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.
Строфа 13:
Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы.
Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
7. Инсценирование диалога старого и молодого солдата
(Выходит ученик, одетый в кивер; читает диалог “Скажи-ка, дядя ...” до слов: “Не отдали б Москвы”)
4. Беседа с классом - Что же интересует молодого солдата, что его волнует? (Молодому человеку горько сознавать, что Москва, хотя и сожженная, все же была отдана врагу. Он убежден, что это был вынужденный шаг, и оставление Москвы не свидетельствовало о поражении русской армии. Поэтому ему хочется снова и снова слышать рассказы своих старших товарищей, свидетелей великой битвы, о подвигах русских солдат.)
- От чьего имени ведется рассказ? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения)
- С кем сравнивает солдат - рассказчик участников сражения? (C богатырями)
- Перечитайте эти строки.Покажите голосом, что солдаты - богатыри, чтобы мы интонационно почувствуем их силу, могущество. (Читают 2-3 уч.)
- А сейчас представьте, что мы находимся среди отступающих солдат русской армии. Вы - солдаты, армия отступает! Что вас возмущает? Скажите словами текста. (Досадно было, боя ждали .... / О русские штыки!)(слайд 4)
- И вот мы на поле боя в с. Бородино!(Слайд 5)
Что чувствовал солдат, когда готовил свою пушку к бою? Процитируй ... (одеваю кивер на ученика).
(“Забил снаряд я в пушку туго…/ За Родину свою!”)
- Солдаты рвутся в бой, они полны отваги, героизма. Покажите их крепкий моральный дух. Кто еще раз перечитает эти строки, чтобы мы почувствовали: Солдаты настолько любили Родину, им жизни не жаль было отдать? (Перечитывают 2 уч.)
- А как вы думаете, почему поэт употребляет местоимение мы в этих строках? (Поэт показывает, что все участники сражения без исключения объединены этим чувством - защищать свою Родину до последней капли крови)
- А теперь представьте: солнце садится, вечереет.(слайд6) Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)
- Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по - деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.
- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)
- И вот наступает утро.(Слайд 7) Солдаты уже в строю.(все дети встают)
Перед нами полководец, который обходит строй.(слайд 8) Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами.
Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, под чьим руководством произошло это сражение, сломавшее мощь французской армии.
Что звучит в словах полковника ?
- Что мы о нём знаем? (“Полковник наш рожден был хватом”)
- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)
Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
“Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный, болеет за них душой)
ФИЗМИНУТКА
- И вот оно Бородинское сражение!(слайд 9) Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)
- Послушаем еще раз описание боя Лермонтовым. (Включаю грамзапись)
- Почувствовали ли вы себя на поле боя?
- Какие строки наиболее ярко показывают жестокость боя?
Групповая работа. ( соотнести строки с элементами сюжета)
Проследите логику развития сюжета баллады.
- Экспозиция: "Мы долго молча отступали…"
- Завязка: "И вот нашли большое поле…"
- Кульминация: "Ну ж был денёк!"
- Развязка: "Вот затрещали барабаны…"
На доске записаны строки из стихотворения:
. Анализ художественных средств стихотворения.
- Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).
- Работа с таблицей №3 в парах. Цель: найти в тексте средства художественной выразительности. Задание: в своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами.
Таблица №3 для учителя
Средства художественной выразительности
Примеры из текста
Роль в тексте
Метафоры
Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел
Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв
Сравнения
Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди
Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его
Восклицательные предложения
Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью
Вывод: использование в стихотворении метафор, сравнений помогает ярче, образнее передать картину боя.
(Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов)
- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)
- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).
- Итак, перед нашими глазами прошла картина грандиозного сражения, равного которому раньше не знала история. Недаром старый солдат, обращаясь к своему молодому товарищу, говорит:“Вам не видать таких сражений!”
Несмотря на страшный, кровопролитный бой, русские солдаты “были все готовы
завтра бой затеять новый И до конца стоять ...”
Но французы отступают.
- Прочитайте шепотом последние строки стихотворения . А теперь - вслух.
- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
- Прочитайте строки стихотворения так, чтобы мы почувствовали печаль, боль рассказчика, а затем -восхищение, гордость. (Читают 2-3 уч-ся)
4. Итог урока (заполнение таблицы « что узнал»)
- Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Оглянитесь вокруг. Мы снова в 21 веке, в нашем классе.
5. Д/з мы с вами не брали в наше путешествие фотоаппараты, не фотографировали происходившие перед нашими глазами события.
4. Рефлексия.
Слово учителя: Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. - В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).
- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (? (Вместе с солдатом - рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть. Скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой. Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. И хотя русская армия была обескровлена, она одержала нравственную победу над французами.).
Они учат нас быть такими же сильными, храбрыми, какими были наши деды и прадеды. Воспитывают в нас такие качества, как любовь к родине, гордость за героическое прошлое своей страны. Не случайно в годы Великой Отечественной войны наши солдаты так же мужественно защищали Родину, как старшее поколение героев-богатырей
- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).
Учитель: Память о героических страницах нашей истории запечатлена в произведениях великих поэтов и писателей, а также в мемориальных комплексах. В честь погибших на Бородинском поле в 1812 и 1941 годах здесь был создан мемориал (архитектурное сооружение, служащее для увековечения памяти кого-либо), куда идут и идут благодарные потомки, чтобы отдать дань уважения тем, кто отстоял наше Отечество от жестокого врага. Вечная память нашим героям.
Тема урока: Прославление мужества и героизма русских солдат в балладе Лермонтова «Бородино».
Сегодня мы познакомимся с замечательным произведением русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова «Бородино», которое станет героическим повествованием о земле русской, о подвиге нашего народа, отстоявшего свою свободу в жестокой борьбе с врагом.
армия Наполеона, французского императора, перешла рубежи нашей родины и решила покорить Россию. Непобедимый, тщеславный Наполеон ждал ключей от Москвы, встречи с хлебом-солью. «Но не пошла Москва моя к нему с повинной головою» - писал поэт Пушкин. Под Москвой армия Кутузова приняла бой на Бородинском поле с сильнейшей армией Наполеона. Наши воины сражались отважно, защищая сердце родины- Москву. Именно этому событию и посвятил Лермонтов свою балладу «Бородино»//.
-Как бы вы определили жанр произведения?
//Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. Баллада относиться к лироэпическому жанру//.
-Разъясните понятие «лироэпический»?
// Ученики обращаются к толковому словарику учебника, объясняют значение и записывают в тетрадь. Лироэпический – значит включающий в себя черты и лирики, и эпоса. Баллада как произведение эпическое, имеет сюжет, героев, но как лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к изображаемому. Кроме того баллада имеет стихотворную форму//.
-Можно ли «Бородино» отнести к жанру баллады?
//Да, т.к. в этом произведении рассказывается об историческом событии – Бородинском сражении во время Отечественной войны 1812 года. Одновременно оно пронизано авторскими чувствами любви к родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим, восхищения стойкостью, мужеством русских воинов в этой битве//.
Учитель: Лермонтов был не только поэтом, но и отважным воином, принимал участие в войне на Кавказе, где проявил себя необычайно храбрым солдатом. Он очень любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что и был сослан на Кавказ. Лермонтов горячо любил свою родину, город Москву, где прошла его юность, гордился прошлым России. Ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспел в балладе «Бородино»
-В какой форме написана эта баллада? Кто рассказывает о Бородинском сражении?
//«Бородино» написано в форме диалога (разговора) молодого и старого солдат, где молодой спрашивает: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана…?»//.
Учитель: рассказчик – простой человек, рядовой солдат, вместе со всем русским войском вынесший на своих плечах всю тяжесть жестокой битвы. Он непосредственный участник былых сражений. И вместе с тем этот простой солдат – частица русского народа, решившего судьбу Родины и хорошо понимавшего, за что он борется. Старый воин рассказывает молодому солдату о Бородинском сражении, с гордостью вспоминает старшее поколение, говоря о нем: «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя. Богатыри – не вы!».
-Когда происходит разговор солдат: сразу после сражения или много лет спустя?
Учитель объясняет детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет, человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым. Значит, разговор молодого и старого солдата, участника Бородинского сражения, произошел через много лет после этих героических событий.
Лермонтов посвятил свое произведение 25 годовщине со дня Бородинской битвы. Когда-то еще в детстве его крепостной дядька рассказал ему об этих героических событиях, участником которых он был. Юный М.Лермонтов навсегда запомнил этот рассказ и через много лет вновь вернулся к этим событиям в своем произведении.
-Почему Лермонтов для своего произведения избрал именно такую форму?
//Наверное, чтобы придать достоверность рассказу (ведь говорит участник событий, герой Бородина), показать, что истинными победителями были обыкновенные солдаты, которые решили «постоять головою за родину свою» и защитить страну от захватчиков//.
Учитель: итак, первые две строфы служат вступлением к стихотворению. Здесь поставлен вопрос и уже дан ответ: в Бородинской битве проявилась богатырская сила русского народа, патриотизм простых солдат и был той силой, которая решила исход войны.
-С чего начинается третья строфа и какие настроения солдат она передает?
//Солдатам тягостно отступать перед врагом, суворовские солдаты выражают недовольство, горечь, боль и стыд. Уже здесь они предстают не как покорные исполнители чужой воли, а как люди-борцы, патриоты//.
Учитель просит подготовленного заранее ученика рассказать о первом этапе войны, об отступлении русской армии, о кровопролитном сражении под Смоленском.
Учитель: в четвертой строфе очень важным является следующая фраза: «и вот нашли большое поле…». Это означало, что Бородинское сражение произошло по воле народа, как ответ на недовольство солдат нерешительностью своих командиров. Само слово «воля» выражает мечту народа о свободе и делает человека богатырем.
-Большая часть стихотворения (6 строф) показывает переживания солдат в ожидании боя. Солдат-рассказчик говорит сначала от первого лица, а затем употребляет местоимение МЫ? Случайно ли это?
//Солдат говорит и от своего имени, и от имени всей русской армии, всей страны. Он не отделяет себя от войска, его чувства и мысли – это чувства и мысли всего народа, отстоявшего родину в Бородинском сражении//.
-Как ведут себя перед боем французы и русские солдаты?
//Ликуют французы. Наполеоновские солдаты привыкли к легким победам и быстрым захватам чужой земли. Кликам ликования наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую решимость русских воинов, готовых сражаться насмерть до последнего. Поэт из чисто внешних деталей создал картину напряжения солдат перед смертельным боем (ученики обращаются к тексту, зачитывают строки, подтверждающие решимость русских солдат)//.
Учитель: вот появляется образ полковника. Каким рисует автор этого героя и как относятся к нему солдаты?
//Полковник похож на былинного героя: его любят солдаты, видят в нем вождя, им восхищается автор. Полковник жизнью и смертью доказал свою любовь к родине. Это горячее чувство звучит в его обращении-призыве к солдатам: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой…».
Полковник призывает умереть и это слово произносит трижды. Слово «Москва» в его речи – символ родины, ее святости//.
Учитель: следующие три строфы – кульминация стихотворения (высшее напряжение действия) – сам Бородинский бой. Перечитайте сцену боя. Какие художественные выразительные средства использует поэт, описывая сражение?
//Лермонтов ярко описывает картину боя и передает чувства солдат, используя сравнения (французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди), эпитеты (дым летучий, русский бой удалый, протяжный вой), гиперболы (гора кровавых тел ядрам пролетать мешала)//.
-Как автор передает звуки боя? С какой целью он использует звукопись, гиперболу?
//Звучал булат, картечь визжала…Поэт хочет показать, каким тяжелым был бой, какого мужества он потребовал от русских солдат, скольких жизней стоила победа//.
Учитель: закончился бой. Какие чувства испытываете вы и что ощущали герои Бородинской битвы?
//Мы испытываем противоречивые чувства: с одной стороны, гордость за русских солдат, восхищение их мужеством, героизмом, а с другой стороны – скорбь о погибших. Но несмотря на потери, они остались стоять на своих позициях, готовы к новому бою. И в этом мы видим моральную победу русских над непобедимыми наполеоновскими войсками. Значит, гибель наших героев была ненапрасной.
Главным героем Бородинской битвы был народ, «могучее, лихое племя, богатыри». С какой гордостью говорит об этом сам поэт! У этих богатырей одна цель – защита родины.
-Какие черты русского народа видит Лермонтов в героях-богатырях?
//Мужество, храбрость, отвага, готовность умереть за родную землю, удаль.
Качества народа: единство, чувство товарищества, спокойная уверенность в своих силах, чувство превосходства над врагом, не озлобление, не жестокость, а ироническая усмешка над самоуверенным «мусью», серьезное сознание долга, своей ответственности за судьбу родины, прямота, честность, решительность в бою//.
-О чем сожалеет старый солдат в последних строках стихотворения? Почему автор повторяет строфу, которая звучала в начале произведения?
//Воин сожалеет о гибели многих русских людей, о том, что по воле Господа они вынуждены были оставить Москву, а иначе не отдали бы ее врагу. С чувством горечи произносит старый солдат слова о том, что нынешняя молодежь уже не та, как в их время: Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.//
Учитель: итак, ребята, в чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения? (что хотел сказать нам автор своим произведением?)
//Основная мысль произведения – русские люди не жалели ничего, даже своих жизней, для победы над врагом. Все стихотворение пронизано чувством любви к Родине. Мы гордимся храбростью русских солдат и офицеров и учимся у них мужеству, стойкости, любви к родной земле//.
-Ребята, что дают нам, живущим сегодня, произведения об историческом прошлом нашей родины? Какими предстают перед нами герои далекого прошлого?
//Они учат нас быть такими же сильными, храбрыми, какими были наши деды и прадеды. Воспитывают в нас такие качества, как любовь к родине, гордость за героическое прошлое своей страны. Не случайно в годы Великой Отечественной войны наши солдаты так же мужественно защищали Родину, как старшее поколение героев-богатырей//.
Урок-исследование в 5 классе «Славься ввек, Бородино».
Цели:1Осмысление содержания стихотворения «Бородино» через проведение межпредметных связей. 2.Исследование текста ,сравнение батальных сцен с описанием их участниками сражения. 3.Постановка театрализованного представления по произведению. 4.Воспитание гордости за свой народ ,своё Отечество. Эпиграф: « Сей день требует вечным памятником мужества русских войнов…» Кутузов. Цитаты о Родине (на доске) I 1) Диалог детей 2) Учитель о войне 1812 года 3) XIX век (дети в костюмах солдат 1812 года рассказывают от лица солдат об основных этапах Бородинского сражения. На карте крепят флажки разных цветов в местах сражения). + (презентация) II Инсценированное чтение стихотворения «Бородино» (у «костра» вспоминают сражение) + (презентация) 1) Словарная работа (ученик представляет презентацию) 2) Анализ (пр. «Вопросы и задания») Исследование текста 3 проблемных вопроса 1) Доказать, что стихотворение Лермонтова историческое ( заполнение таблицы №1) 2) Доказать, что старый солдат – вымышленное лицо 3) Составить «Партитуру настроения» 4) Составить художественное описание боя с описанием очевидцев. Физминутка (ать, два, ать, два…) III 1) Тема и идея стихотворения, особенности настроения. 2) Художественно-изобразительные средства (таблица №2) IV 1) стихотворение « Поле» (Н. Палькина) (о Куликовом и Бородинском полях) 2)Связь с Великой Отечественной Войной 1941-1945 гг. (Блокада, Сталинград) Почему обе войны называют отечественными? V 1) Почему стихотворение «Бородино» бессмертно? 2) Какие ещё произведения о войне 1812 года вы знаете? 3) Война 1812 года- в живописи, музыке (презентация) VI Таблица №3 (Рефлексия) 1) Что я знал о Бородинском сражении? 2) Что хотел узнать? 3) Что узнал нового?
Учитель: Вспомним поимённо героев 1812 года (звучит вальс «Генералам 1812 года» в исполнении И. Мазуркевич + галерея портретов участников сражения). Итоговая часть: