"...Сладчайший, но лукавый слух родины" (по роману В.В.Набокова "Машенька")
"...Сладчайший, но лукавый слух родины" (по роману В.В.Набокова "Машенька")
Разработка урока по творчеству В.В. Набокова по роману "Машенька".
Тип урока: изучение нового материала. Основной метод: поисковый. Оборудование: портреты писателя, презентация, отрывки из фильма. На уроке были поставлены следующие цели: познакомить с жизнью и творчеством Владимира Набокова, его романом "Машенька"; развить навыки работы с учебником, с текстом сопоставительного анализа; воспитывать интерес к личности и творчеству В.Набокова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
С.р. энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.
Тамаринские сады – Матюхинская улица.
Т.л. Что это за слова? Называются они палиндромы (или перевертыши, как сообщает советский энциклопедический словарь).
Слово учителя: О чем говорил «Талантливый пустопляс» (А. Куприн)? «Человек весьма одаренный, но внутренне бесплодный» (Б. Зайцев). Бунин с трудом выносил его, но позднее переменил свое к нему отношение.
Это можно было понять: кому много дано, с того много и спрашивалось. Мир сотрясали конфликты, а Набоков отвергал реальность. Читатель его, если верить автору, и не занимал.
Чтение цитаты: «Зачем я вообще пишу? Чтобы получит удовольствие, чтобы преодолевать трудности. Я не преследую при этом никаких социальных целей, не внушаю никаких моральных уроков… Я просто люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями». Девиз Набокова – эстетическое служение искусству. Писал он и на русском, и на английском языках. В русской литературе занимает особое место. Его творчество принадлежит американской и русской культуре, он открыл для Запада русских классиков, особенно творчество А.С. Пушкина.
Только на русском языке он написал 8 романов, несколько десятков рассказов, сотни стихотворений, ряд пьес
С.р. Так откуда же родом этот человек, которого можно назвать космополитом – человеком мира?
2. Этап «Осмысление»
Задание классу: 1. По ходу рассказа учащихся (вариант: учителя, показа слайдов) составить опорную схему жизни и творчества писателя (вариант: схему-рисунок).
1899г. 10-22 апреля – родился. Отец – Владимир Дмитриевич, потомок обрусевшего татарского князя Набок Мурзы, юрист. Матушка – Елена Ивановна Рукавишникова, дочь сибирского золотопромышленника.
Образование получил домашнее. Был наделен цветным слухом.
«Черно-бурая группа»: А, О, Г, Ж, красная – Б, розовая – М, Желтая – Е. Отец обнаружил лет в шесть, что по-русски он может прочесть только КАКАО.
Занимался всеми видами спорта, которые только появлялись: бокс, теннис, велосипед. Любил шахматы. Рано увлекся энтомологией. Кстати, некоторых бабочек содержал в своем латинском названии nabokovi по имени того, кто их обнаружил и описал.
1911г – поступает в Тешинское училище.
Вся его жизнь оказалась поделена на почти равные отрезки:
Жена - Вера Евсеевна Слоним (1925 г.), в 1934 году родился сын Дмитрий
Что же отличает писателя от других? То, что он сам называет «многослойной реальностью». Мотив зеркала, мотив двойничества, множество отражений присутствуют в произведениях. И еще своеобразный авторский знак – бабочка, мотылек.
Помните рассказ «Рождество», в котором появляется на свет бабочка (рождественское чудо), спасает отца не то от сумасшествия, не то от самоубийства.
Пишет под псевдонимом Сирин (см. словарь Даля, дополнение №1)
Тема России проходит через все творчество русского писателя.
О, нет, то не ребра –
- эта боль, этот ад –
это русские струны
в старой лире болят
И эти «русские струны болят» не только в лирике Набокова. Образ утраченной родины переходит из романа в роман. Россия Набокова – это детство, это любовь, это рай.
Я думаю о ней, о девочке, о дальней,
и вижу белую кувшинку на реке,
и реющих стрижей, и в сломанной купальне
стрекозку на доске.
Там, где встречались мы и весело оттуда
пускались странствовать по шепчущим лесам,
где луч в зеленой мгле являл за чудом чудо, блистая по листам.
Мы шарили во всех сокровищницах Божьих,
мы в ивовом кусте отыскивали с ней
то ласковых жучков, то гусениц, похожих
на шахматных коней.
И ведали мы все тропинки дорогие,
и всем березонькам давали имена,
и младшую из них мы назвали: Мария
святая Белизна…
О Боже! Я готов за вечными стенами
неисчислимые страданья воспринять –
но дай нам, дай нам вновь под теми деревцами
хоть миг, да постоять!..
См. приложение «Родина в романе Набокова «Машенька».
Работа с текстом
Что представляет собой этот пансион?
кого поселил Набоков в этом «неприятном доме»?
чем выделялся Ганин из остальных жильцов?
как он чувствует себя в этом доме?
как относиться Ганин к жильцам пансиона?
Итак, настоящее Ганина – это мир теней в доме – призраке. И сам он как будто болен, долго, мучительно. Когда наступает кризис?
Набоков пишет: «Это было не просто напоминание, а жизнь». Почему? Из всей его жизни в эмиграции только эти можно назвать жизнью. Внутренне же он – снова молод, влюблен.
В последней главе говориться о строящемся доме. Дом – это прочность, основательность, у него же нет дома, а значит и «роман его с Машенькой кончился навсегда».
Сравнить стихотворение Набокова и его роман «Машенька».
Особенности творческого метода писателя: двойники, говорящие имена, «многослойность», символика, каламбуры («математик» и «мать-и-мачеха», мотив воспоминания).
Двоемирие в романе.
Герои
Реальный мир
Иллюзорный мир
Ганин
Человек мучается.
Закрытое пространство; пространство движущегося
пансиона
Герой вял, угрюм.
Письма, любовь, постепенно угасшая.
Человеку хорошо, пространство памяти, открытое пространство.
Полный сил молодой человек.
Машенька (как символ) любви к Родине и молодости
Говорящие имена(см. дополнение №2).
6. Вывод. (см. дополнение № 2)
3. Этап «Размышление»
Творческие самостоятельные задания.
Задания на выбор:
составить синквейн
а) о Набокове; б/о р. «Машенька»
б) об одном из героев
2. Написать небольшое эссе «В. Набоков – странный писатель…»?