Урок литературного чтения 5 класс
Тема урока: Сергей Козлов «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»
Цели урока:
1. знакомство с рассказом С.Козлова «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды»;
2. развитие речи учащихся; формирование умения правильного и выразительного чтения; развитие умений анализировать текст, давать характеристику героев;
3. воспитание в детях желание совершать хорошие поступки, дела, приносящие людям пользу и радость.
Тип: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, анализ текста
Наглядность: слайды, портрет писателя, иллюстрации к сказке
Ход урока:
I.Организационный момент.
ІІ. Новая тема
1) отгадывание загадки
Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)
– Ребята, видел ли кто из вас звёздное небо? Опишите, как оно выглядит?
(ответы учеников)
- Сегодня у нас встреча с героями одной чудесной сказки. Это очень романтичные и мечтательные герои. А написал эту сказку Сергей Козлов.
Сергей Григорьевич Козлов родился в Москве в 1939г. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт. Первая книжка “Как солнце разбилось” появилась в печати в 1962 году. Свои первые стихи (о летчике) он написал, когда учился в восьмом классе. До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское. Молодой писатель быстро нашел свой путь в литературе – его привлек жанр сказки.
2) - Героями данной сказки являются Ёжик и Медведь. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слова «Ёжик», «Медведь»
Ежик - дикое животное, он защищается от своих врагов с помощью волосяного покрова на теле - колючих иголок. Ежи висят около семисот граммов, питаются мелкими грызунами, лягушками, даже змеями. Зимой ежи впадают в спячку.
Теперь поговорим о медведях. Это одно из крупных хищных зверей. Они могут плавать, лазать, быстро бегать, обладают отличным обаянием и слухом.
3) – Ребята, перед тем как мы обратимся к тексту, обратите внимание на новые слова (На доске написаны новые слова)
потускнеть – стать бледными
сучок — б?та?
роса — шы?
кропотливая — е?бекті керек ететін
4) – А теперь прочитаем текст. Чтение текста учителем
- Можно ли этот текст назвать сказкой?
- Какие признаки сказки есть у этого текста?
- Что необычного в этой сказке?
5) чтение текста учениками
6) Анализ произведения.
- Как вы считаете, события, которые происходят, реальны или фантастичны? ( звезды существуют, падают – это реально, что герои их протирают – фантастика).
- Зачем надо протирать звёзды? (Они запылились, их никто не увидит. Чтобы в лесу было светло. Чтобы на земле было чисто. Ёжик делает добро для других).
- Как это делает Ежик? А как Медвежонок? Почему по-разному? (Ёжик тщательно и осторожно, Медвежонок очень старается, но у него не получается).
- Для кого стараются Ёжик и Медвежонок? (для всех)
- Они ждали награду за свою работу? (этого мы не видим)
- Обобщение: Неважно, как они делают это, главное – зачем? Главное, оба осознают важность, необходимость этого! («А как же иначе?»)
7) - Давайте немного отдохнём. Представьте, что у вас в правой руке свежий веник, а в левой чистая тряпочка. Поднимем руки вверх. Осторожно обстучим веником звёздочку, осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. А теперь переложим веник в правую руку, а тряпочку в левую и начнём протирать звёзды до блеска, тщательно, кропотливо. Если не мы, то кто же протрёт звёзды? Протёрли, давайте другую. Вон какая пыльная!
8) сравнительная характеристика героев
- Ёжик. Какой он? (трудолюбивый, кропотливый, т.е. внимательно относится к деталям, тщательный, пунктуальный)
- Медвежонок. Какой он? (тоже добрый, неуклюжий, заботливый, романтичный)
- Обобщение: Да, они разные, каждый делает работу по-разному. Ведь все мы разные. Но важно сознавать необходимость своей работы.
9) - Я предлагаю вам поразмышлять на тему «Что я сделал хорошего?»
(мини-сочинение)
III. Домашнее задание: 1) пересказ текста
IV. Итог урока (чтение мини-сочинений)
Учитель: Вот сколько хороших дел вы можете сделать. Все эти маленькие и незаметные усилия позволяют сохранить нашу землю, укрепляют веру людей в добро, во взаимопомощь, а это делает нашу жизнь радостной.