Просмотр содержимого документа
«Скорбь о каждой изломанной судьбе»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 11 КЛАССЕ
«СКОРБЬ О КАЖДОЙ ИЗЛОМАННОЙ СУДЬБЕ…»
(2 часа)
Работу выполнила Алтухова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» Юргинского района Кемеровской области
2017 Г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Конспект урока
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Нравственное воспитание приоритетно потому, что оно рассматривается учёным как основа личности, свидетельство её духовного состояния. Именно уроки литературы в современной школе способствуют личностно-нравственному самоопределению учащихся.
Использование исторического материала придаёт новое звучание и глубину литературным произведениям, даёт материал для философских поисков, показывает условия и мотивы формирования художественных стилей, обеспечивает особый психологический климат на занятии. Интегрированные уроки успешно влияют на эффективность восприятия учащимися темы, ориентированы на личность каждого ребёнка, дают богатейший материал для осмысления нравственных вопросов.
Тема урока в 11 классе - «Скорбь о каждой изломанной судьбе…»
Тип урока: интегрированный урок «открытия» нового знания
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны.
Технологиясистемно-деятельностного подхода
Планируемые результаты:
Личностные УУД: давать оценку поступкам людей, оказавшимся в нечеловеческих обстоятельствах в годы сталинских репрессий; формировать собственную гражданскую позицию; развивать Я-концепцию.
Метапредметные УУД:
*Регулятивные УУД: определять цель урока, обнаруживать проблему урока, выдвигать версии, оценивать достижения.
*Коммуникативные УУД:излагать своё мнение, аргументировать фактами, участвовать в диалоге, создавать устные тексты, работать в группах, уметь слушать и слышать.
*Познавательные УУД: анализировать, обобщать; представлять информацию в сжатом и развёрнутом виде;находить информацию в текстах Солженицына и Шаламова, в иллюстрациях; владеть разными видами чтения.
Предметные УУД:учащиеся 11 класса должны представить трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина, уродующий людские души и судьбы, создающий атмосферу подозрительности и страха; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком; неприемлемость античеловеческой, железной системы казарменного социализма, страшного времени, когда человека заставили забыть, что он человек.
Ресурсы: политическая карта СССР, карта Кемеровской области, портреты Иосифа Сталина, А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова , иллюстрации и материалы журналов, произведения: «Архипелаг ГУЛАГ», «Колымские рассказы», «Триумф и трагедия», справки о реабилитации репрессированных.
Организация пространства:фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
I. Работа над эпиграфом к уроку:
Солженицын первым осмелился сказать правду о сталинщине, первым призвал и себя, и нас не лгать…
Литературная газета за 7 июня 1989 года
II.Чтение учителем литературы строк из романа Дмитрия Волкогонова «Триумф и трагедия»:«Сталин умирал, лёжа на полу в столовой на даче в Кунцево, он уже не пытался встать, а лишь изредка поднимал левую руку, словно прося помощи. Никого рядом не было. Лишь через 11-12 часов перепуганные медики были привезены к нему. Сам факт такой смерти символичен. Вождь в нужную минуту не смог получить помощь. И это он, почти Бог, способный несколькими словами переместить людей с одного края страны на другой?.. Медленно угасая, Сталин ещё имел возможность оценить косность той системы отношений, которую он так долго создавал…».
III. Этап актуализации имеющихся знаний.
Вопрос к обучающимся: Что же это была за система? Что вы о ней знаете?
IV. Ученики выдвигают свои версии.
V. Обсуждение в парах цели урока.
VI. Одиннадцатиклассник даёт историческую справку о «лагерной были социализма»
(о масштабе и механизме узаконенных репрессий, о поводах для них, о психологическом состоянии людей, которые подвергались или могли подвергнуться репрессиям).
VII. С целью формирования познавательных УУД проводим словарную работу:
Тоталитаризм – (с латинского – «весь, полный») – модель социально-политического устройства общества, характеризующаяся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом. Тоталитаризм сводит на нет малейшие проявления гражданского общества.
Репрессия – карательная мера, исходящая от государственных органов.
VIII. Учитель истории рассказывает о создании ГУЛАГа (Государственного уголовного лагеря).
IX. Звучит строфа из лирического произведения «Протокол обыска и ареста»:
Клок бумаги. Протокол.
Расписались понятые.
Дождь таких бумаг прошёл
В эти годы по России…
X.Учащиеся читают начало первой главы «Арест» из опыта художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Исаевича Солженицына, всемирно известного русского писателя, лауреата Нобелевской премии, испытавшего на себе весь ужас ГУЛАГа:
«Как попадают на этот таинственный Архипелаг?.. Те, кто едут туда умирать, должны пройти непременно и единственно – через арест. Арест!!! Сказать ли, что это перелом всей вашей жизни? Что это прямой удар молнии в вас? Что это невмещаемое духовное сотрясение, с которым не каждый может освоиться и часто сползает в безумие?»
XI. Слово учителя:
«В те страшные сталинские времена «счастливчиком» оказывался тот, кто чудом избежал ареста, тюрьмы, лагеря, казни…
Судьба этого человека как бы по контрасту оттенила судьбы миллионов, которым достался иной жребий… Быть насильственно направленными в ГУЛАГ для использования как бесплатной рабочей силы. Руками людей, оказавшихся в ГУЛАГе, были построены новые города на Севере и Дальнем Востоке, каналы, железные дороги…».
XII. Работа с таблицей «ГУЛАГ (30-ые годы XX века)», выполненной обучающимися дома с целью формирования познавательных УУД.
На 1 мая 1930 г.
На 1 марта 1940 г.
Колоний и лагерей
279
536
Заключённых
171 251 человек
1 668 200 человек
XIII. Рассказ учителя литературы:
«Сам автор определил «Архипелаг ГУЛАГ» как «окаменелую нашу слезу», реквием русской Голгофе.
Нелёгкая судьба Солженицына похожа на судьбы сотен тысяч советских людей, которым довелось смотреть в глаза смерти не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в сталинских застенках и лагерях.
Одиннадцать лед хождений по мукам в оцепленных колючей проволокой лагерях зловещего «архипелага ГУЛАГ» - такова Голгофа писателя».
XIV. Чтение Посвящения к роману «Архипелаг Гулаг», в котором дана ужасающая история народного мученичества, лагерная быль социализма впервые раскрыта с такой полнотой и беспощадностью:
Посвящаю
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомнил,
не обо всём догадался.
XV. Обсуждение Посвящения к роману, «написанному по долгу своего сердца, с мастерством и тактом большого художника» (Г.Бакланов).
(Обозначить эмоции).
XVI. Слово учителя литературы:
«Во вступлении к своему известному и столь нашумевшему произведению А.Солженицын писал: «Те же самые руки, которые завинчивали наши наручники, теперь примирительно выставляют ладони: «Не надо!.. Не надо ворошить прошлое!.. Кто старое помянет – тому глаз вон!» Однако заканчивает пословица: «А кто забудет, тому два!»
XVII Предложение учителя одиннадцатиклассникам выразить мнение.
(Учащиеся рассуждают о необходимости говорить и писать правду о суровом, тяжком, мужественном испытании нашего народа, о трагедии, которую пережила страна. Страшную правду о «грехопадении» России. Потомки должны знать свою историю. Должны гордиться русским человеком, который в любой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вопреки ожесточавшим и принижавшим условиям, выстоял и остался высоконравственным, Человеком с большой буквы! Низко и подло пытаться забыть преступления против своего народа).
XVIII. Слово учителя литературы:«В творчестве и судьбе ещё одного писателя и поэта - Варлама Шаламова, «как в зеркале, отражена трагедия нашего народа, прошедшего через круги сталинского ада». Долгие годы Шаламову негде было записывать свои стихи: в колымских лагерях постоянно перетряхивали вещи заключённых. Случайно обнаруженный клочок бумаги мог обернуться дополнительным сроком или жестоким наказанием. Шаламов полагался лишь на свою память».
XIX Ученик читает наизусть лирическое признание поэта:
Всё записал я на коряге,
На промороженной коре.
Со мною не было бумаги
В том пресловутом январе…
XX Слово учителя литературы:
«Варлам Тихонович Шаламов вошёл в наше общественное и литературное сознание незаметно, но прочно, без шумной волны сенсаций. Давно печатавшийся как поэт, он завоевал известность «Колымскими рассказами», написанными между 1954-1973 годами. Значительная часть их вышла за рубежом, а у нас они начали публиковаться лишь в конце восьмидесятых годов». ( В.Лакшин).
XXI. Учащийся даёт характеристику «Колымским рассказам»:
«Рассказы Шаламова коротки как правило. Ему словно бы тяжело длить повествование: есть свой порог у чувства боли и своя длительность – нельзя долго вызывать эти картины в памяти, здесь онемевает воображение. Но, закончив один рассказ и как бы разрешив читателю сделать глубокий вздох, Шаламов принимается за следующую колымскую историю. А в целом из этих десятков сцен, лиц и картин складывается небывалый колымский эпос, который заслужила эта политая слезами и кровью земля». (В.Лакшин).
XXII. С целью формирования личностных УУД учитель литературы предлагает ученикам выразить своё отношение к воспоминанию Варлама Шаламова, проведшего на Колыме, в аду советского Освенцима, семнадцать страшных лет.
XXIII Учитель наизусть читает воспоминание Шаламова:«Каждый рассказ, каждая фраза его предварительно прокричена в пустой комнате – я всегда говорю сам с собой, когда пишу. Кричу, угрожаю, плачу. И слёз мне не остановить… Только после, закончив рассказ, я утираю слёзы…».
XXIV. Слово ученика, который знакомит с местным материалом. Он рассказывает о том, как на территориях посёлков Сокольники, Приречье, Заозёрный Юргинского района были созданы лагерные пункты как подразделения огромного сибирского лагеря. Только в лагпункте № 2 (посёлок Заозёрный), начальником которого был шахтёр, двадцатипятитысячник Долудо А.С., содержалось до двух тысяч репрессированных по линии НКВД с большими сроками – от пяти до десяти лет. Ученик зачитывает воспоминания старожилов об условиях содержания и занятиях заключённых, об их отношениях с местными жителями.
XXV Слово учителя:
Всё выстраданное в аду ГУЛАГа нашло отражение в «Колымских рассказах»: физическое и нравственное уничтожение людей - непосильный труд, унижения, глумления над человеком, жестокие побои, холод и голод, болезни и смерть, казни, крушение привычных представлений о мире, о «справедливой» власти, о честности и порядочности, о назначении человека… «Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью, здоровьем оборачивается обвинительным документом. Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, умерших от голода и холода, изнеможения…». (Тепер А.Н.).
XXVI Беседа по иллюстрации рисунка Алексея Остаева с использованием высказывания Фазиля Искандера: «…Интересно, что во все времена и во всех странах, где расстреливали приговорённых к смерти, их почему-то всегда старались расстрелять у стены. Казалось бы, какая разница, где расстрелять человека, неспособного к сопротивлению?
Но, видно, есть разница. Видно, расстреливать человека на открытом пространстве трудней. Открытое пространство связывает приговорённого к расстрелу с идеей воли и делает убийство человека слишком откровенно разбойничьим актом.
…Палачи тоже заботятся о своём душевном удобстве».
XXVII Слово учителя:«Варлам Шаламов безраздельно отдал своё перо тем людям, которые долгие годы топтали когда-то колымскую землю, людям, исчезнувших там на лесоповалах, в рудниках, в тюремных больницах… О бесконечных днях страданий и рассказ Шаламова «Татарский мулла и чистый воздух».
XXVIII Полилог с элементами анализа рассказа Варлама Шаламова «Татарский мулла и чистый воздух».
1. Что представляет собой экспозиция этого рассказа?
(Это повествование о невыносимых условиях содержания в тюрьме: «Проклятые решётки, унизительные и оскорбительные допросы, борьба за кусок хлеба». «Вся одежда была сброшена, и сотня голых тел, пышущих тяжёлым влажным жаром, ворочалась, истекая потом, на полу – на нарах было слишком жарко».
«Спёртый, пахнущий карболкой и человеческим потом воздух тюремной камеры, ставшей ненавистной за много месяцевследствия», заставлял мечтать о другой жизни, о жизни после приговора.
2. О чём мечтает татарский мулла, «крепкий шестидесятилетний сангвиник, с живым взглядом тёмных круглых глаз», ожидающий решения суда?
(«Если дадут больше десяти, то в тюрьме я проживу ещё лет двадцать. А если в лагере, на чистом воздухе, то – десять».)
3. Что же надо увидеть, пережить, испытать, почувствовать заключённому, чтобы тюрьма казалась раем?
(Голод, шестидесятиградусный мороз, непосильную работу, бесконечную цепь унижений... Таковы условия «жизни» в лагере политических заключённых, чья честь была поругана и растоптана, «врагов народа», попавших на Колыму по 58-ой статье.
«В лагере, для того чтобы молодой здоровый человек, начав свою карьеру в лагерном забое на чистом зимнем воздухе, превратился в доходягу, нужен срок поменьше – от двадцати до тридцати дней при шестнадцатичасовом рабочем дне, без выходных, при систематическом голоде, рваной одежде и ночёвке в шестидесятиградусный мороз в дырявой брезентовой палатке, при побоях десятников, старост, блатарей, конвоя».
Золотой сезон начинается 15 мая и кончается 15 сентября – четыре месяца. О зимней же работе и говорить не приходится. К лету основные забойные бригады формируются из новых людей, ещё здесь не зимовавших»).
4. Почему арестанты, получившие срок, рвались из тюрьмы в лагерь?
(«Там – работа, здоровый деревенский воздух, досрочные освобождения, переписка, посылки от родных, денежные заработки». Самое ужасное, следственная тюрьма, оставалось позади. «Именно арест был для них самым сильным нравственнымпотрясением». Теперь они хотели верить в свободу, пусть относительную.
5. Как описывает Шаламов природу, встретившую заключённых на «пути к свободе»?
(«Бледное малокровное солнце». «Каждая ночь была холоднее прежней». «Ветер сметал снег с промороженных жёлтых обрывов в ямы с мутной, грязной водой». «Напитанный испарениями болот воздух тайги». «И горы, и реки, и болота казались каким-то одним существом, зловещим и недружелюбным».
Мрачная, печальная, безрадостная картина… Она настраивает заключённых далеко не на оптимистический лад).
6. Сбылись ли мечты заключённых о «чистом воздухе»?
(Варлам Шаламов с болью вспоминал: «Нога тонула в топком мхе, и редко за
летний день ноги были сухими. Летом воздух был слишком тяжёл для сердечнобольных, зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто дышали. Тучи комаров облепляли лицо – без сетки нельзя было сделать шага. А на работе сетка душила, мешала дышать».
Чтобы выжить в таких суровых условиях, нужно было иметь очень крепкое здоровье. Непосильный каторжный труд отнимал его даже у физически сильных людей.)
7. Как описывает автор условия труда в лагере?
(«Работали тогда по шестнадцать часов. На сон после тяжёлой физической работы на воздухе оставалось всего четыре часа. Человек засыпал в ту самую минуту, когда переставал двигаться, умудрялся спать на ходу или стоя. Невыполнение нормы грозило штрафным пайком – 300 граммов хлеба и без баланды. Денег не платили вовсе. Если ко всему этому прибавить чуть ли не поголовную цингу, уносившую десятки жизней; дизентерию, ибо ели что попало, стремясь только наполнить ноющий желудок, собирая кухонные остатки с мусорных куч, густо покрытых мухами; дистрофию, болезнь постоянно голодных людей… Если вспомнить неотапливаемые бараки, где во всех щелях намерзал толстый лёд… Плохая одежда, отморожения… Воспаление лёгких, туберкулёз…
Если принять во внимание и огромную моральную подавленность и безнадёжность, то легко видеть, насколько «чистый воздух» был опаснее для здоровья человека, чем тюрьма».
8. О какой ещё иллюзии, с которой было быстро покончено, идёт речь в рассказе?
(Об иллюзии работы, о которой «на воротах всех лагерных отделений находится надпись: «Труд есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». Лагерь прививал только отвращение и ненависть к труду).
9. Показать тоску арестованных о тюрьме, которую они так торопились оставить совсем недавно?
(«Светлая, чистая, тёплая следственная тюрьма всем казалась отсюда лучшим местом на земле. Все с увлечением вспоминали, как они слушали лекции настоящих учёных, читали книги, как спали и ели досыта, ходили в чудесную баню, как получали передачи от родственников, как говорили свободно, не боясь ни шпионов, ни надзирателей. Следственная тюрьма казалась им свободнее и роднее родного дома. И не один говорил, размечтавшись на больничной койке, хотя осталось жить немного: «Я бы хотел, конечно, повидать семью. Но ещё больше мне хотелось бы попасть в камеру следственной тюрьмы – там было ещё лучше и интереснее, чем дома. И я рассказал бы теперь всем новичкам, что такое «чистый воздух»).
10. Какова основная идея рассказа «Татарский мулла и чистый воздух»?
XXIX Задания, нацеливающие обучающихся на сопоставление, анализ, поиск неоднозначных, сориентированных на личное восприятие решений (Задания даются трём группам):
1. Сделайте выводы относительно характера репрессий и нравственной атмосферы в обществе на основе знакомства с происходившим в годы культа личности:
Задание первой группе.* Камил Икрамов, сын расстрелянного первого секретаря ЦК КП Узбекистана, попал в тюрьму, ещё не успев получить паспорт. Прокурор сказал ему: «Молодой человек, я знаю, что вы не виноваты. Но вы сын своего отца, и будете сидеть всю жизнь».
Задание второй группе. * Когда арестовали Г.Сокольникова и его жену писательницу Г.Серебрякову, то их малолетняя дочь провела два дня в песочнице во дворе дома, где они жили. И никто из жильцов не подошёл к ней, не накормил, не приютил ребёнка.
Задание третьей группе.* Четверо дядьёв литератора Льва Овруцкого были зачислены следователями в иранские шпионы. В живых остался только один, неграмотный извозчик. Вернувшись домой, он, увидев на столе племянника глобус, попросил: «Слушай, покажи мне, наконец, этот Иран!»
2. Историк Рой Медведев утверждал: «Я считаю, что к жертвам репрессий нельзя относить только тех, кто сидел в лагерях или погиб. В принципе жертвой репрессий был весь народ».
Поддерживаете ли вы данную позицию? В любом случае – обоснуйте своё мнение.
Обратите внимание на маленькое примечание к истории одного из процессов 1937 года, посвящённое девочке Зое Власовой: «Она любила отца взахлёб. Больше она не смогла учиться в школе (её дразнили: «Твой отец - вредитель!»). Она вступала в драку: «Мой папа хороший!» Зоя прожила после суда всего один год (до того не болела). За этот год ни разу не засмеялась, ходила всегда с опущенной головой. Старухи предсказывали: «Вземлю глядит – умрёт скоро». Девочка умерла от воспаления мозговой оболочки и перед смертью всё кричала: «Где мой папа? Дайте мне папу!»
XXX. Слово учителя.
Когда мы подсчитываем миллионы погибших в лагерях, забываем умножить на два, на три… Забываем о том, что долгие годы дети политических заключённых испытали на себе, что значит быть сыном или дочерью «врага народа». Они не могли поступить в престижные институты, в военные училища, устроиться на работу…
XXXI. Рассказ учителя МБОУ «Проскоковская СОШ» Борисюка Богдана Петровича, родители которого были приговорены Военными трибуналами войск НКВД Ровенской и Тернопольской областей Украины к 20-ти (отец) и 10-ти (мать) годам лишения свободы с конфискацией имущества, о том, как в 1980 году, после окончания Кузбасского политехнического института, он не смог устроиться на работу в Областное УВД (Управление внутренних дел) на должность инженера-механика, где ему было открытым текстом сказано: «У Вас родители – судимые».
XXXII. С целью формирования познавательных УУД детям предлагается посмотреть копии справок о реабилитации .
XXXIII. Чтение стихотворения «Жертвы репрессий»:
Мы – жертвы репрессий.
Вы, кажется, так
Теперь называете нас.
И, судя по прессе, -
Развеялся мрак,
И пробил положенный час…
XXXIV. Слово учителя:
«Двадцать лет, как приоткрыта, наконец, завеса над прошлым, мы заново, с болью и горечью, обрели память о жертвах преступлений сталинщины. Память, без которой нам не прожить, потому что это не только скорбь о миллионах потерянных жизней и о каждой изломанной судьбе. Это гнев и стыд, без которых нет и не может быть очищения!... «Реабилитирован…» Долгие годы это было единственное, сказанное обществом слово покаяния…
Сейчас мы отдаём долги – памяти, совести».
XXXV.С целью формирования познавательных УУД проводим словарную работу:
Реабилитация – восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах.
XXXVI. С целью формирования познавательных УУД предлагаем детям самостоятельно сделать вывод по уроку «Скорбь о каждой изломанной судьбе…»:
Каков нравственный потенциал произведений Солженицына и Шаламова? Книги этих писателей – жемчужины литературы, восстановившие истину о прошлом. Они помогают нам обрести внутренний стержень, выстроить нравственную систему ценностей, возвышающую человеческую жизнь ощущением причастности к истории своей страны, своего народа. Их книги об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, о мужестве и стойкости, об истине, о вере, о совести, о сострадании, о милосердии.
Произведения Солженицына и Шаламова взывают к сознанию живущих не предавать забвению замученных в лагерях, заклеймить тех, кто помогал вершить репрессии. (Примерный вывод по уроку)
XXXVII.Этап рефлексивной деятельности.
Одиннадцатиклассники прописывают на листочках продолжение предложений: «Сегодня на уроке меня заинтересовало…», «Было интересно…», «Сегодня я могу….», «Я не поняла…».
XXXVIII. Индивидуальное домашнее задание: вопрос каждому ученику к семинару «Лагерь глазами мужика» (по рассказу А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.(«Стандарт второго поколения. Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение. 2011).
Интегрированный урок литературы и истории в 11 классе «Скорбь о каждой изломанной судьбе…» в аспекте требований ФГОС даёт возможность понимания литературы как особого способа познания жизни, истории своего народа. Учащиеся 11 класса имели возможность представить трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве, историю народного мученичества, узнать страшную правду о «грехопадении» России.
Данный урок способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России, укрепляет веру в свою страну, чувства личной ответственности за Отечество.
Урок «Скорбь о каждой изломанной судьбе…» помогает не только формировать основу гражданской позиции обучающегося, но и развивать Я-концепцию и самооценку личности, давать оценку происходящему, ставить и решать проблему.
Задания на уроке направлены на развитие и оценку личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Словарная работа, организованная на занятии, формирует познавательные УУД.
Работа в парах, применяемая на уроке, учит согласованным действиям с партнёром.Участие одиннадцатиклассников в диалоге и полилоге воспитывает тактичность.
Урок «Скорбь о каждой изломанной судьбе…» – продолжение целенаправленной работы по воспитанию квалифицированного читателя, способного воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, строить развёрнутые речевые тексты, участвовать в обсуждении прочитанного.
Организация рефлексии на уроке способствует пониманию ценности выполненной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
* Агеносов В.В. Русская литератураXX века. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа. 2016. – 161-163 с.
*Асмолов А.Г. Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. - 3-11 с.
* Волков О.В. Незаурядный талант. Журнал «Литература в школе».
* Волкогонов Д. Триумф и трагедия.
* Кузнецов Ф.Ф. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы. М.: Просвещение. 1999. - 287-295 с.
* Ожегов С. Толковый словарь русского языка.
* Паламарчук П. Александр Солженицын: путеводитель. Журнал «Литература в школе».
* Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО УМЦ. «Школа 2000», 2008. – 48 с.
* Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основная школа. М.: Баласс, 2012. - 113-114, 142, 256 с.
* Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Опыт художественного исследования. Кемеровское книжное издательство. 1990. - 6-28 с.
* Тепер А.Н. «Воскрешение из мёртвых» В.Шаламова». Журнал «Литература в школе».