1 | Организационный момент, сообщение темы урока, 2 минуты | Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Романовна. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. -Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями С. Баруздина «Кузнец» и с произведением Б. Заходер «Петя мечтает». Сейчас я вам включу аудиозаписьС.Баруздина «Кузнец», вы внимательно слушаете и следите за текстом. -Я расскажу вам о биографии Сергея Баруздина. Сергей Баруздин учился в школе. Рисовал. Сочинял стихи. В Москве была литературная студия Дворца пионеров, куда направили талантливого мальчика. Его стихи отличались от стихов других детей младшего кружка, в котором занимался Сергей, они были полны серьезности. Великая Отечественная война началась внезапно для него.Как и все мальчишки, Сергей был больше привязан к отцу, чем к матери. Он реже видел отца и до войны, и особенно – в войну, но они всегда находили друг с другом общий язык и в больших делах и в малых. Особенно Сергей гордился тем, что отец порой доверял ему такие тайны, которые не доверял даже матери. Каких все-таки разных людей собрала война. Раньше Сергей никогда не присматривался так к людям. Они были разными, и он принимал их всегда такими, какие они есть. Но именно на войне Сергей подумал, что разные люди – это разные человеческие качества внутри каждого человека. Нет людей целиком хороших или целиком плохих. В каждом человеке есть и хорошее, и плохое, и всякое. И уже от самого человека, если он – человек и умеет управлять собой, зависит, какие качества в нем берут верх… -Ребята, найдите и прочитайте ту часть сказки, которая относится к рисунку который находится на странице 78. (-заглянул внутрь, видит – человек стоит у гона..) Ребята, вы знаете что такое: щипцы, горн, наковальня? Щипцы – это инструмент для сжимания, схватывания, раскалывания и виде двух скрепленных на шарнире стержней, заканчивающихся губами. Кузнечный горн – это источник открытого огня. Из него часто выдуваются мелкие частички угля. Подкова-приспособление для предохранения копыт лошади Наковальня – это опорный кузнечный инструмент для холодной и горячей обработки металлов. -Сейчас, я вас попрошу прочитать по ролям. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают аудиозапись. Ребята выясняют смысл слов. Учащиеся читают сказку вслух по ролям. | Презентация (сл.1-2) | Личностные УУД повышение интереса , Чувства необходимости учения. |
2 | Подготовка к восприятию | Формировать умение слушать и понимать других людей.
| -Ребята, найдите и прочитайте главную мысль сказки. ( Всяк кузнец – кузнец своему счастью, если работать умеет). -А кто думает по-другому? Докажите мне. - Как вы думаете, каким был кузнечик вначале нашей сказки? (легкомысленным) -А в конце сказки?(Рассудительным) -Что сделало кузнечика таким?(интересная работа) -Как вы понимаете выражение «Всяк кузнец своему счастью»?(Счастье человека зависит от него самого,у каждого свои недостатки,вдвоем идти веселей, чем одному) -Что же делает людей счастливым?(семья, друзья, работа любимая) -Открываем тетрадь на печатной основе, на странице 42. У нас есть первое задание « Запиши главную мысль сказки». Рассмотрим второе задание « Обозначь слова кузнеца – К.(с заглавной буквы), кузнечика – к.( с маленькой буквы). | Отвечают на вопросы Ребята работают с ТПО. | Рассказ, наглядные пособия, презентация (сл. 3-4) | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с названием, иллюстрацией, автором; Познавательные: строить предположения о предстоящем изучении темы урока, делать выводы. Коммуникативные: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета |
4 | Практическая часть | Организовать поэтапнуюсамостоятельную учебную школьников. Формировать у обучающихся умение проговаривать последовательность действий на уроке. | -Заходер стихи для детей писал так, что прочитав или услышав их один раз, сразу хочется познакомиться со всем его творчеством. Стихи Бориса Заходера одновременно смешные и грустные, иногда просто задорные, но чаще с глубоким смыслом, в басенном жанре. Стихи Заходера читать нравится и детям и взрослым, ведь ему удавалось иногда всего в две-три строки вложить столько тонкого юмора и житейской мудрости, что, не только ребята, но и их родители запоминают наизусть ставшие уже афоризмами слова автора. Детские стихи Заходера написаны таким понятным языком, что кажется, будто он смотрел на окружающий мир детскими глазами и всё-всё понимал. -Сегодня вы будете читать стихотворение Бориса Владимировича Заходера «Петя мечтает» .А о чем мечтаете вы? Мы узнаем в конце нашего урока. Учитель включает аудиозапись. -Кому из вас хочется учится таким же образом, как Петя? Обоснуйте свой ответ. -А кому не хочется так учится?Почему? Права ли мама Пети называя его лентяем? -Кого называют лентяями? (Лентяй — человек, который любит бездельничать и не хочет учиться и работать.) -Догадались ли вы о том, как относится к Пете автор стихотворения? Открываем тетрадки «ТПО» и выполняем задание №1.(возможна работа в парах) -Какие из послови со страницы 71 нашего учебника тебе б хотелось бы напомнить Пете? -Выразительное чтение учеников. | Слушают учителя. Ребята внимательно слушают и следят за текстом. | | Регулятивные УУД: проговаривают последовательность действий на уроке; Коммуникативные УУД: умеют анализировать свою работу. |