Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цели: Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам. Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь. Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу. Личностные результаты. У учащихся будут формироваться: эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой; познавательная мотивация учения; ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. У учащихся могут быть сформированы: чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам; результаты освоения. Регулятивные Учащиеся научатся: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Учащиеся получат возможность научиться: ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать устанавливать причинно-следственные связи устанавливать аналогии. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; сравнивать и классифицировать строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа Коммуникативные Учащиеся научатся: работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения; точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; владеть диалогической формой речи; корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Учащиеся получат возможность научиться: понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе. Предметные результаты освоения курса Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся: читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами; объяснять смысл определять тему и главную мысль ставить вопросы составлять план различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте полученную информацию. Учащиеся получат возможность научиться: Цели и задачи урока: • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой; • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру; • раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки; • совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении. Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С.Пушкин План урока: Орг. момент. Приветствие.(2 мин) Целеполагание.(1 мин) Актуализация знаний учащихся.(3 мин) Проверка домашнего задания.(3-5 мин) Введение нового материала(5 мин) Истоки сказки.(7 мин) Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.(15 мин) Подведение итогов.(3 мин) Домашнее задание.(2 мин) Выставление отметок(1 мин) ХОД УРОКА 1. Орг. момент. Приветствие. - Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина. 2. Целеполагание. - Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки. 3. Актуализация знаний учащихся - Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся) (Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. ) - Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок? (сказка о животных, волшебная и бытовая) -Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.) - Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова). - Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка? (Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору). - Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже. 4. Введение нового материала С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта. Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок. Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы и былины Православной старины,— вспоминал о ней поэт. Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино. 5. Истоки сказки. - Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»). - Наверное, каждый из вас сейчас вспомнил о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…». Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов. 6. Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки. Послушаем исполнение начала сказки. (Звучит монозапись) - С каким настроением осталась царица у окна? (тоска, уныние). - Какие слова передают напряженное ожидание? Найдите в тексте! (ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьётся (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит) - показывают длительность ожидания). -Как еще автор показывает длительность ожидания? (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит). - Какими вы представили себе царя и царицу? (любящими друг друга) - Какие слова использует поэт, чтобы подчеркнуть как долго царя ждала царица. (желанный, долгожданный). При помощи этих слов автор рисует долгое ожидание царицы. Эти слова помогают раскрасить текст, сделать его образным и ярким. Как они называются? (Эпи́тет— определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.) - Появляется новый персонаж. Найдите в тексте эпитеты, характеризующие вторую царицу. … молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. -А заметил ли кто- либо изменения в интонации поэта, когда он описывает новую царицу? Какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице). Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна. 7. Физминутка. Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса! 8. Продолжение урока. Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой? Ей в приданое дано Было зеркальце одно, Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках. К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему? (Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует). - Как реагирует царица на похвалы зеркальца? И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. Но… в это время? Что происходит в сказке? (царевна молодая подросла и расцвела). -Кажется все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? (Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось). Инсценировка разговора царицы с зеркальцем. - Что замышляет царица? Позвала к себе Чернавку И наказывает ей… Весть царевну в глушь лесную И, связав её, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. -Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая) - А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая) Домашнее задание. Домашним заданием будет для вас заполнить сопоставительную таблицу. Нужно будет сравнить, как рисует Пушкин царицу и царевну Царица | Царевна | Царского происхождения, умны, красивы | злая | добрая | завистливая | бескорыстная | гордая | скромная | своенравная | кроткая | ленивая | трудолюбивая | грубая | вежливая | надменная | простая | жестокосердная | добродетельная | На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке! Резерв. - Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении: Жизнь моя! В чём, скажи, виновна я? Как вы думаете, почему Чернавка пожалела царевну и ослушалась приказа царицы? Ведь чернавка это горничная, служанка царицы и должна ей подчиняться? (Чернавка не смела противиться жестокому приказу, но «не убила, не связала», а отпустила царевну, ласково сказав: «Не кручинься, Бог с тобой». Мачеха успокоилась, считая царевну мёртвой.) |