kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка «Василиса Прекрасная».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка «Василиса Прекрасная».

Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом.

 

Цель: 1) знакомство с героями сказки «Василиса Прекрасная»; 2) формировать умение творческого пересказа; 3) учить навыкам видения характера персонажа; 4) воспитывать уважение и любовь к родителям, трудолюбие.

Оборудование: учебник, цветные карандаши, лист бумаги А-4, на доске рисунки детей прошлых лет.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А.Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

             Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнулись от души. Готовы к уроку?

             Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

        Слово учителя: « В некотором царстве…» или « Жили – были…» Так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кащеев, многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

         Сказки существовали в глубокой древности, но собирать и записывать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, так как их знали все.

         Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер, затоплена печь, женщины сидят, кто-то из них вяжет, кто-то прядет, детишки играют на полу а какая-нибудь бабушка неторопливо сказывает сказки, да так живо, что у слушателей дух захватывает. Сказители русские… Кто же они? Какие они были?

  1. Проверка домашнего задания.
    1. Сообщение о сказителях. ( индивидуальное задание)
    2. Вопросы: а) какие виды сказок вы знаете? б) Кто  их герои? в) Основная мысль сказок?
  2. Изучение нового материала.
    1. Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки «Василиса Прекрасная». Надеюсь, что вы все прочитали ее, так как перед нами стоит большая задача: во-первых, увидеть в сказке отражение любых качеств в характере героя              ( отрицательных и положительных); во-вторых, научимся выделять главное; в-третьих, попробуем представить себя в роли персонажа сказки и от его лица перескажем эпизоды и, конечно же, вы поделитесь первыми впечатлениями о сказке.
    2. Беседа.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем она интересна?

- К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Ребята, я слышу шаги, кто-то к нам идет.

(Заходит Василиса, у нее в руках куколка).

  1. Диалог – беседа

Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

- Милости просим в гости к нам. Мы как раз говорили о тебе, Василиса.

- Как интересно! Очень хочется узнать, что вы обо мне знаете. А можно я их спрошу об этом?

- Конечно, спрашивай. И сама о себе нам расскажешь.

- Ребята, вы запомнили, сколько лет прожили мои родители вместе? ( Ответ)

- Поняли ли вы, как они жили? ( Ответ)

- Да, мои родители были очень хорошие, добрые, труд любили, научили и меня всякой работе, старших уважать, быть скромной, внимательной. Но пришла беда в наш дом, умерла моя матушка.

Сколько лет мне было? Какое благословение я получила от матери? (Ответ)

- Расскажите о моем отце. Каким он был, чем занимался? Как выбирал себе жену?

- Да, сестры и мачеха невзлюбили меня, завидовали мне и мучили всевозможными работами, чтобы я от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела. Я все переносила безропотно, все выполняла. Как мне это удавалось?

- Вот однажды отцу понадобилось уехать из дома на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом. Почему она это сделала?

- Но все-таки мне пришлось идти к Бабе-Яге. Вот как это случилось.

4. Инсценировка эпизода « Вечерние работы»

5.Продолжение беседы учителя и учеников.

  - Задумывались ли вы, ребята, над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса. Случайно ли это? Что слышится в самом имени Василиса? (Ответ) Василиса вынуждена проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Дорога в чужой мир таинственная и странная. В чем проявляется эта таинственность? ( Ответ) Найдите подтверждение в тексте. (Выразительное чтение)

- В чужом мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней опасна. Что нам известно об этом персонаже?

 Чтение « Жилище Баба-Яги»

- Почему ее дом всегда окружают человеческие кости? (Ответ)

Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба-Яга говорит одну и ту же фразу: «Фу-фу, русским духом пахнет!»

  1. Врывается в класс Баба-Яга.

 - Фу-фу, русским духом пахнет! Ого! Сколько здесь ребят! Там, откудая прилетела, нет детишек. В нехорошем мире я живу, нехорошем.Оттуда живыми редко кто возвращается. Вот помню, как-то ко мне пришла за огнем Василиса. Я испытала ее трудными заданиями, но она справилась. Не испугалась трудностей. Все убрала в доме и во дворе. Чисто стало, и кушать вкусно готовила. Отпустила я ее с добром, дала огонь для мачехиных дочек. Этот огонь их и погубил. «Не желай зла другому, сам погибнешь». А благословенную Василису огонь не тронул. А вы, ребята, все «благословенные»? Любите своих родителей? Вижу, вижу, что любите. Ох, стара я стала, устала. А вы дети хорошие, посижу с вами.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «благословенная»? ( Это тогда, когда родители желают своим детям добра, счастья, чтобы они не забывали родителей)

- Да, ребята, Василиса побывала в чужом мире и вернулась оттуда. Такое возвращение позволено только тем, кто тесно связан с родителями, а мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

7. Работа по концовке сказки. Вопросы.

- Кто злее – Баба-Яга или мачеха? Почему?

- Чем заканчивается сказка?

- Как добилась любви царя?

- Почему не обращалась к куколке?

- Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили?

V. Итог урока.

 1. Обращение к эпиграфу. Какой урок можно вынести из этой сказки?

Кто из героев сказки несет в себе злое начало, а кто доброе?

 2. Работа с пословицами. На доске пословицы. Имеют ли они отношение к сказке?

 3. Рисунки к сказке учеников прошлых лет.

 4. Оценки.

VI. Домашнее задание: выразительное чтение эпизодов, рисунки к сказке, записать в тетрадь черты характера Василисы, мачехи и ее дочек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка «Василиса Прекрасная». »

Сказка «Василиса Прекрасная».

Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом.


Цель: 1) знакомство с героями сказки «Василиса Прекрасная»; 2) формировать умение творческого пересказа; 3) учить навыкам видения характера персонажа; 4) воспитывать уважение и любовь к родителям, трудолюбие.

Оборудование: учебник, цветные карандаши, лист бумаги А-4, на доске рисунки детей прошлых лет.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А.Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнулись от души. Готовы к уроку?

Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

Слово учителя: « В некотором царстве…» или « Жили – были…» Так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кащеев, многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

Сказки существовали в глубокой древности, но собирать и записывать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, так как их знали все.

Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер, затоплена печь, женщины сидят, кто-то из них вяжет, кто-то прядет, детишки играют на полу а какая-нибудь бабушка неторопливо сказывает сказки, да так живо, что у слушателей дух захватывает. Сказители русские… Кто же они? Какие они были?

  1. Проверка домашнего задания.

    1. Сообщение о сказителях. ( индивидуальное задание)

    2. Вопросы: а) какие виды сказок вы знаете? б) Кто их герои? в) Основная мысль сказок?

  2. Изучение нового материала.

    1. Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки «Василиса Прекрасная». Надеюсь, что вы все прочитали ее, так как перед нами стоит большая задача: во-первых, увидеть в сказке отражение любых качеств в характере героя ( отрицательных и положительных); во-вторых, научимся выделять главное; в-третьих, попробуем представить себя в роли персонажа сказки и от его лица перескажем эпизоды и, конечно же, вы поделитесь первыми впечатлениями о сказке.

    2. Беседа.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем она интересна?

- К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Ребята, я слышу шаги, кто-то к нам идет.

(Заходит Василиса, у нее в руках куколка).

    1. Диалог – беседа

Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

- Милости просим в гости к нам. Мы как раз говорили о тебе, Василиса.

- Как интересно! Очень хочется узнать, что вы обо мне знаете. А можно я их спрошу об этом?

- Конечно, спрашивай. И сама о себе нам расскажешь.

- Ребята, вы запомнили, сколько лет прожили мои родители вместе? ( Ответ)

- Поняли ли вы, как они жили? ( Ответ)

- Да, мои родители были очень хорошие, добрые, труд любили, научили и меня всякой работе, старших уважать, быть скромной, внимательной. Но пришла беда в наш дом, умерла моя матушка.

Сколько лет мне было? Какое благословение я получила от матери? (Ответ)

- Расскажите о моем отце. Каким он был, чем занимался? Как выбирал себе жену?

- Да, сестры и мачеха невзлюбили меня, завидовали мне и мучили всевозможными работами, чтобы я от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела. Я все переносила безропотно, все выполняла. Как мне это удавалось?

- Вот однажды отцу понадобилось уехать из дома на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом. Почему она это сделала?

- Но все-таки мне пришлось идти к Бабе-Яге. Вот как это случилось.

4. Инсценировка эпизода « Вечерние работы»

5.Продолжение беседы учителя и учеников.

- Задумывались ли вы, ребята, над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса. Случайно ли это? Что слышится в самом имени Василиса? (Ответ) Василиса вынуждена проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Дорога в чужой мир таинственная и странная. В чем проявляется эта таинственность? ( Ответ) Найдите подтверждение в тексте. (Выразительное чтение)

- В чужом мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней опасна. Что нам известно об этом персонаже?

Чтение « Жилище Баба-Яги»

- Почему ее дом всегда окружают человеческие кости? (Ответ)

Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба-Яга говорит одну и ту же фразу: «Фу-фу, русским духом пахнет!»

  1. Врывается в класс Баба-Яга.

- Фу-фу, русским духом пахнет! Ого! Сколько здесь ребят! Там, откудая прилетела, нет детишек. В нехорошем мире я живу, нехорошем.Оттуда живыми редко кто возвращается. Вот помню, как-то ко мне пришла за огнем Василиса. Я испытала ее трудными заданиями, но она справилась. Не испугалась трудностей. Все убрала в доме и во дворе. Чисто стало, и кушать вкусно готовила. Отпустила я ее с добром, дала огонь для мачехиных дочек. Этот огонь их и погубил. «Не желай зла другому, сам погибнешь». А благословенную Василису огонь не тронул. А вы, ребята, все «благословенные»? Любите своих родителей? Вижу, вижу, что любите. Ох, стара я стала, устала. А вы дети хорошие, посижу с вами.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «благословенная»? ( Это тогда, когда родители желают своим детям добра, счастья, чтобы они не забывали родителей)

- Да, ребята, Василиса побывала в чужом мире и вернулась оттуда. Такое возвращение позволено только тем, кто тесно связан с родителями, а мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

7. Работа по концовке сказки. Вопросы.

- Кто злее – Баба-Яга или мачеха? Почему?

- Чем заканчивается сказка?

- Как добилась любви царя?

- Почему не обращалась к куколке?

- Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили?

V. Итог урока.

1. Обращение к эпиграфу. Какой урок можно вынести из этой сказки?

Кто из героев сказки несет в себе злое начало, а кто доброе?

2. Работа с пословицами. На доске пословицы. Имеют ли они отношение к сказке?

3. Рисунки к сказке учеников прошлых лет.

4. Оценки.

VI. Домашнее задание: выразительное чтение эпизодов, рисунки к сказке, записать в тетрадь черты характера Василисы, мачехи и ее дочек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сказка «Василиса Прекрасная».

Автор: Кривошей Ирина Степановна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий развлечения в старшей группе «Спасём Василису Прекрасную!»"
    ["seo_title"] => string(70) "stsienariirazvliechieniiavstarshieighruppiespasiomvasilisupriekrasnuiu"
    ["file_id"] => string(6) "305056"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457868731"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(80) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(81) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa1"
    ["file_id"] => string(6) "261290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091442"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ИГРА -ВИКТОРИНА "АХ, ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(47) "igra-viktorina-akh-chto-za-prieliest-eti-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "295954"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455894480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сценарий игровой программы "Василисы приглашают""
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-ighrovoi-proghrammy-vasilisy-prighlashaiut"
    ["file_id"] => string(6) "287979"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454572310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства