kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка «Василиса Прекрасная».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка «Василиса Прекрасная».

Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом.

 

Цель: 1) знакомство с героями сказки «Василиса Прекрасная»; 2) формировать умение творческого пересказа; 3) учить навыкам видения характера персонажа; 4) воспитывать уважение и любовь к родителям, трудолюбие.

Оборудование: учебник, цветные карандаши, лист бумаги А-4, на доске рисунки детей прошлых лет.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А.Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

             Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнулись от души. Готовы к уроку?

             Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

        Слово учителя: « В некотором царстве…» или « Жили – были…» Так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кащеев, многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

         Сказки существовали в глубокой древности, но собирать и записывать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, так как их знали все.

         Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер, затоплена печь, женщины сидят, кто-то из них вяжет, кто-то прядет, детишки играют на полу а какая-нибудь бабушка неторопливо сказывает сказки, да так живо, что у слушателей дух захватывает. Сказители русские… Кто же они? Какие они были?

  1. Проверка домашнего задания.
    1. Сообщение о сказителях. ( индивидуальное задание)
    2. Вопросы: а) какие виды сказок вы знаете? б) Кто  их герои? в) Основная мысль сказок?
  2. Изучение нового материала.
    1. Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки «Василиса Прекрасная». Надеюсь, что вы все прочитали ее, так как перед нами стоит большая задача: во-первых, увидеть в сказке отражение любых качеств в характере героя              ( отрицательных и положительных); во-вторых, научимся выделять главное; в-третьих, попробуем представить себя в роли персонажа сказки и от его лица перескажем эпизоды и, конечно же, вы поделитесь первыми впечатлениями о сказке.
    2. Беседа.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем она интересна?

- К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Ребята, я слышу шаги, кто-то к нам идет.

(Заходит Василиса, у нее в руках куколка).

  1. Диалог – беседа

Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

- Милости просим в гости к нам. Мы как раз говорили о тебе, Василиса.

- Как интересно! Очень хочется узнать, что вы обо мне знаете. А можно я их спрошу об этом?

- Конечно, спрашивай. И сама о себе нам расскажешь.

- Ребята, вы запомнили, сколько лет прожили мои родители вместе? ( Ответ)

- Поняли ли вы, как они жили? ( Ответ)

- Да, мои родители были очень хорошие, добрые, труд любили, научили и меня всякой работе, старших уважать, быть скромной, внимательной. Но пришла беда в наш дом, умерла моя матушка.

Сколько лет мне было? Какое благословение я получила от матери? (Ответ)

- Расскажите о моем отце. Каким он был, чем занимался? Как выбирал себе жену?

- Да, сестры и мачеха невзлюбили меня, завидовали мне и мучили всевозможными работами, чтобы я от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела. Я все переносила безропотно, все выполняла. Как мне это удавалось?

- Вот однажды отцу понадобилось уехать из дома на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом. Почему она это сделала?

- Но все-таки мне пришлось идти к Бабе-Яге. Вот как это случилось.

4. Инсценировка эпизода « Вечерние работы»

5.Продолжение беседы учителя и учеников.

  - Задумывались ли вы, ребята, над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса. Случайно ли это? Что слышится в самом имени Василиса? (Ответ) Василиса вынуждена проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Дорога в чужой мир таинственная и странная. В чем проявляется эта таинственность? ( Ответ) Найдите подтверждение в тексте. (Выразительное чтение)

- В чужом мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней опасна. Что нам известно об этом персонаже?

 Чтение « Жилище Баба-Яги»

- Почему ее дом всегда окружают человеческие кости? (Ответ)

Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба-Яга говорит одну и ту же фразу: «Фу-фу, русским духом пахнет!»

  1. Врывается в класс Баба-Яга.

 - Фу-фу, русским духом пахнет! Ого! Сколько здесь ребят! Там, откудая прилетела, нет детишек. В нехорошем мире я живу, нехорошем.Оттуда живыми редко кто возвращается. Вот помню, как-то ко мне пришла за огнем Василиса. Я испытала ее трудными заданиями, но она справилась. Не испугалась трудностей. Все убрала в доме и во дворе. Чисто стало, и кушать вкусно готовила. Отпустила я ее с добром, дала огонь для мачехиных дочек. Этот огонь их и погубил. «Не желай зла другому, сам погибнешь». А благословенную Василису огонь не тронул. А вы, ребята, все «благословенные»? Любите своих родителей? Вижу, вижу, что любите. Ох, стара я стала, устала. А вы дети хорошие, посижу с вами.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «благословенная»? ( Это тогда, когда родители желают своим детям добра, счастья, чтобы они не забывали родителей)

- Да, ребята, Василиса побывала в чужом мире и вернулась оттуда. Такое возвращение позволено только тем, кто тесно связан с родителями, а мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

7. Работа по концовке сказки. Вопросы.

- Кто злее – Баба-Яга или мачеха? Почему?

- Чем заканчивается сказка?

- Как добилась любви царя?

- Почему не обращалась к куколке?

- Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили?

V. Итог урока.

 1. Обращение к эпиграфу. Какой урок можно вынести из этой сказки?

Кто из героев сказки несет в себе злое начало, а кто доброе?

 2. Работа с пословицами. На доске пословицы. Имеют ли они отношение к сказке?

 3. Рисунки к сказке учеников прошлых лет.

 4. Оценки.

VI. Домашнее задание: выразительное чтение эпизодов, рисунки к сказке, записать в тетрадь черты характера Василисы, мачехи и ее дочек.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка «Василиса Прекрасная». »

Сказка «Василиса Прекрасная».

Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом.


Цель: 1) знакомство с героями сказки «Василиса Прекрасная»; 2) формировать умение творческого пересказа; 3) учить навыкам видения характера персонажа; 4) воспитывать уважение и любовь к родителям, трудолюбие.

Оборудование: учебник, цветные карандаши, лист бумаги А-4, на доске рисунки детей прошлых лет.

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А.Пушкин

Ход урока

  1. Организационный момент.

Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнулись от души. Готовы к уроку?

Садитесь.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников.

Слово учителя: « В некотором царстве…» или « Жили – были…» Так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кащеев, многих других персонажей, живущих на страницах сказки.

Сказки существовали в глубокой древности, но собирать и записывать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, так как их знали все.

Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер, затоплена печь, женщины сидят, кто-то из них вяжет, кто-то прядет, детишки играют на полу а какая-нибудь бабушка неторопливо сказывает сказки, да так живо, что у слушателей дух захватывает. Сказители русские… Кто же они? Какие они были?

  1. Проверка домашнего задания.

    1. Сообщение о сказителях. ( индивидуальное задание)

    2. Вопросы: а) какие виды сказок вы знаете? б) Кто их герои? в) Основная мысль сказок?

  2. Изучение нового материала.

    1. Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки «Василиса Прекрасная». Надеюсь, что вы все прочитали ее, так как перед нами стоит большая задача: во-первых, увидеть в сказке отражение любых качеств в характере героя ( отрицательных и положительных); во-вторых, научимся выделять главное; в-третьих, попробуем представить себя в роли персонажа сказки и от его лица перескажем эпизоды и, конечно же, вы поделитесь первыми впечатлениями о сказке.

    2. Беседа.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем она интересна?

- К какому виду сказок можно отнести? Почему?

Ребята, я слышу шаги, кто-то к нам идет.

(Заходит Василиса, у нее в руках куколка).

    1. Диалог – беседа

Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

- Милости просим в гости к нам. Мы как раз говорили о тебе, Василиса.

- Как интересно! Очень хочется узнать, что вы обо мне знаете. А можно я их спрошу об этом?

- Конечно, спрашивай. И сама о себе нам расскажешь.

- Ребята, вы запомнили, сколько лет прожили мои родители вместе? ( Ответ)

- Поняли ли вы, как они жили? ( Ответ)

- Да, мои родители были очень хорошие, добрые, труд любили, научили и меня всякой работе, старших уважать, быть скромной, внимательной. Но пришла беда в наш дом, умерла моя матушка.

Сколько лет мне было? Какое благословение я получила от матери? (Ответ)

- Расскажите о моем отце. Каким он был, чем занимался? Как выбирал себе жену?

- Да, сестры и мачеха невзлюбили меня, завидовали мне и мучили всевозможными работами, чтобы я от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела. Я все переносила безропотно, все выполняла. Как мне это удавалось?

- Вот однажды отцу понадобилось уехать из дома на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом. Почему она это сделала?

- Но все-таки мне пришлось идти к Бабе-Яге. Вот как это случилось.

4. Инсценировка эпизода « Вечерние работы»

5.Продолжение беседы учителя и учеников.

- Задумывались ли вы, ребята, над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса. Случайно ли это? Что слышится в самом имени Василиса? (Ответ) Василиса вынуждена проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Дорога в чужой мир таинственная и странная. В чем проявляется эта таинственность? ( Ответ) Найдите подтверждение в тексте. (Выразительное чтение)

- В чужом мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней опасна. Что нам известно об этом персонаже?

Чтение « Жилище Баба-Яги»

- Почему ее дом всегда окружают человеческие кости? (Ответ)

Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба-Яга говорит одну и ту же фразу: «Фу-фу, русским духом пахнет!»

  1. Врывается в класс Баба-Яга.

- Фу-фу, русским духом пахнет! Ого! Сколько здесь ребят! Там, откудая прилетела, нет детишек. В нехорошем мире я живу, нехорошем.Оттуда живыми редко кто возвращается. Вот помню, как-то ко мне пришла за огнем Василиса. Я испытала ее трудными заданиями, но она справилась. Не испугалась трудностей. Все убрала в доме и во дворе. Чисто стало, и кушать вкусно готовила. Отпустила я ее с добром, дала огонь для мачехиных дочек. Этот огонь их и погубил. «Не желай зла другому, сам погибнешь». А благословенную Василису огонь не тронул. А вы, ребята, все «благословенные»? Любите своих родителей? Вижу, вижу, что любите. Ох, стара я стала, устала. А вы дети хорошие, посижу с вами.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «благословенная»? ( Это тогда, когда родители желают своим детям добра, счастья, чтобы они не забывали родителей)

- Да, ребята, Василиса побывала в чужом мире и вернулась оттуда. Такое возвращение позволено только тем, кто тесно связан с родителями, а мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.

7. Работа по концовке сказки. Вопросы.

- Кто злее – Баба-Яга или мачеха? Почему?

- Чем заканчивается сказка?

- Как добилась любви царя?

- Почему не обращалась к куколке?

- Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили?

V. Итог урока.

1. Обращение к эпиграфу. Какой урок можно вынести из этой сказки?

Кто из героев сказки несет в себе злое начало, а кто доброе?

2. Работа с пословицами. На доске пословицы. Имеют ли они отношение к сказке?

3. Рисунки к сказке учеников прошлых лет.

4. Оценки.

VI. Домашнее задание: выразительное чтение эпизодов, рисунки к сказке, записать в тетрадь черты характера Василисы, мачехи и ее дочек.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сказка «Василиса Прекрасная».

Автор: Кривошей Ирина Степановна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134410

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Сценарий развлечения в старшей группе «Спасём Василису Прекрасную!»"
    ["seo_title"] => string(70) "stsienariirazvliechieniiavstarshieighruppiespasiomvasilisupriekrasnuiu"
    ["file_id"] => string(6) "305056"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457868731"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(80) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(81) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa1"
    ["file_id"] => string(6) "261290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091442"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ИГРА -ВИКТОРИНА "АХ, ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(47) "igra-viktorina-akh-chto-za-prieliest-eti-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "295954"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455894480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сценарий игровой программы "Василисы приглашают""
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-ighrovoi-proghrammy-vasilisy-prighlashaiut"
    ["file_id"] => string(6) "287979"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454572310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства