Сказка «Василиса Прекрасная».
Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом.
Цель: 1) знакомство с героями сказки «Василиса Прекрасная»; 2) формировать умение творческого пересказа; 3) учить навыкам видения характера персонажа; 4) воспитывать уважение и любовь к родителям, трудолюбие.
Оборудование: учебник, цветные карандаши, лист бумаги А-4, на доске рисунки детей прошлых лет.
Эпиграф:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
А.Пушкин
Ход урока
- Организационный момент.
Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнулись от души. Готовы к уроку?
Садитесь.
- Мотивация учебной деятельности школьников.
Слово учителя: « В некотором царстве…» или « Жили – были…» Так начинаются почти все сказки. Именно они становятся нашими первыми книжками. Сначала мы внимательно слушаем их из уст мамы или бабушки. Позднее, научившись читать, сами погружаемся в таинственный волшебный мир царевичей, кащеев, многих других персонажей, живущих на страницах сказки.
Сказки существовали в глубокой древности, но собирать и записывать их стали не так давно. В Древней Руси никому не приходило в голову записывать сказки, так как их знали все.
Представьте себе деревенскую избу в Древней Руси. Зимний вечер, затоплена печь, женщины сидят, кто-то из них вяжет, кто-то прядет, детишки играют на полу а какая-нибудь бабушка неторопливо сказывает сказки, да так живо, что у слушателей дух захватывает. Сказители русские… Кто же они? Какие они были?
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение о сказителях. ( индивидуальное задание)
- Вопросы: а) какие виды сказок вы знаете? б) Кто их герои? в) Основная мысль сказок?
- Изучение нового материала.
- Сегодня мы с вами приступаем к изучению сказки «Василиса Прекрасная». Надеюсь, что вы все прочитали ее, так как перед нами стоит большая задача: во-первых, увидеть в сказке отражение любых качеств в характере героя ( отрицательных и положительных); во-вторых, научимся выделять главное; в-третьих, попробуем представить себя в роли персонажа сказки и от его лица перескажем эпизоды и, конечно же, вы поделитесь первыми впечатлениями о сказке.
- Беседа.
- Понравилась ли вам сказка?
- Чем она интересна?
- К какому виду сказок можно отнести? Почему?
Ребята, я слышу шаги, кто-то к нам идет.
(Заходит Василиса, у нее в руках куколка).
- Диалог – беседа
Василиса: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
- Милости просим в гости к нам. Мы как раз говорили о тебе, Василиса.
- Как интересно! Очень хочется узнать, что вы обо мне знаете. А можно я их спрошу об этом?
- Конечно, спрашивай. И сама о себе нам расскажешь.
- Ребята, вы запомнили, сколько лет прожили мои родители вместе? ( Ответ)
- Поняли ли вы, как они жили? ( Ответ)
- Да, мои родители были очень хорошие, добрые, труд любили, научили и меня всякой работе, старших уважать, быть скромной, внимательной. Но пришла беда в наш дом, умерла моя матушка.
Сколько лет мне было? Какое благословение я получила от матери? (Ответ)
- Расскажите о моем отце. Каким он был, чем занимался? Как выбирал себе жену?
- Да, сестры и мачеха невзлюбили меня, завидовали мне и мучили всевозможными работами, чтобы я от трудов похудела, а от ветра и солнца почернела. Я все переносила безропотно, все выполняла. Как мне это удавалось?
- Вот однажды отцу понадобилось уехать из дома на долгое время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой дом. Почему она это сделала?
- Но все-таки мне пришлось идти к Бабе-Яге. Вот как это случилось.
4. Инсценировка эпизода « Вечерние работы»
5.Продолжение беседы учителя и учеников.
- Задумывались ли вы, ребята, над тем, что во многих сказках главную героиню зовут Василиса. Случайно ли это? Что слышится в самом имени Василиса? (Ответ) Василиса вынуждена проститься со своим привычным миром и идти в дорогу. Дорога в чужой мир таинственная и странная. В чем проявляется эта таинственность? ( Ответ) Найдите подтверждение в тексте. (Выразительное чтение)
- В чужом мире Василису встречает Баба-Яга. Встреча с ней опасна. Что нам известно об этом персонаже?
Чтение « Жилище Баба-Яги»
- Почему ее дом всегда окружают человеческие кости? (Ответ)
Теперь вам понятно, почему, встречая героя, Баба-Яга говорит одну и ту же фразу: «Фу-фу, русским духом пахнет!»
- Врывается в класс Баба-Яга.
- Фу-фу, русским духом пахнет! Ого! Сколько здесь ребят! Там, откудая прилетела, нет детишек. В нехорошем мире я живу, нехорошем.Оттуда живыми редко кто возвращается. Вот помню, как-то ко мне пришла за огнем Василиса. Я испытала ее трудными заданиями, но она справилась. Не испугалась трудностей. Все убрала в доме и во дворе. Чисто стало, и кушать вкусно готовила. Отпустила я ее с добром, дала огонь для мачехиных дочек. Этот огонь их и погубил. «Не желай зла другому, сам погибнешь». А благословенную Василису огонь не тронул. А вы, ребята, все «благословенные»? Любите своих родителей? Вижу, вижу, что любите. Ох, стара я стала, устала. А вы дети хорошие, посижу с вами.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово «благословенная»? ( Это тогда, когда родители желают своим детям добра, счастья, чтобы они не забывали родителей)
- Да, ребята, Василиса побывала в чужом мире и вернулась оттуда. Такое возвращение позволено только тем, кто тесно связан с родителями, а мы помним, что Василису благословила перед смертью мама.
7. Работа по концовке сказки. Вопросы.
- Кто злее – Баба-Яга или мачеха? Почему?
- Чем заканчивается сказка?
- Как добилась любви царя?
- Почему не обращалась к куколке?
- Какие главные качества характера Василисы вы бы отметили?
V. Итог урока.
1. Обращение к эпиграфу. Какой урок можно вынести из этой сказки?
Кто из героев сказки несет в себе злое начало, а кто доброе?
2. Работа с пословицами. На доске пословицы. Имеют ли они отношение к сказке?
3. Рисунки к сказке учеников прошлых лет.
4. Оценки.
VI. Домашнее задание: выразительное чтение эпизодов, рисунки к сказке, записать в тетрадь черты характера Василисы, мачехи и ее дочек.