Просмотр содержимого документа
«Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе»
Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе
по УМК Маранцмана В. Г.
Уроки 1-2. Своеобразие культуры Японии. Ассоциативность и недосказанность японской лирики.
Первый урок начинается с литературного творчества учащихся, с игры в ассоциации. Цель – подготовка к восприятию японской поэзии через собственную, в чём-то родственную ей, но находящуюся в рамках привычной формы деятельность. Это кажется нам лучшим способом подготовки к восприятию, чем представление в начале урока страноведческого материала.
На 1-м этапе ребятам предлагается передать свои чувства, настроение, состояние во время прослушивания записи звуков дождя в лесу. Так мы настраиваем детей на работу с ассоциативными образами. Такое необычное начало урока вызвало у семиклассников интерес, и они в целом неплохо справились с заданиями. Однако аналитическое и образное мышление развито у подростков по-разному, поэтому некоторым было сложно передать свои чувства с помощью слова.
На 2- м этапе предлагаем игру в ассоциации. На доске написаны слова «радость» и «разочарование». Предлагаем учащимся подумать, какие образы ( предметы, действия) могут помочь им выразить эти чувства(состояния). Потом каждый выбирает одно из чувств
(состояний) и пишет 3-4 предложения о нём, не называя его (грусть, ожидание и др.).
Далее чтение и анализ работ. Отгадали ли они, какое чувство хотел передать одноклассник в своей миниатюре? Мнения учащихся разошлись, угадывали редко, что доказывает сложность передачи с помощью слова нравственного и психологического состояния автора. Так же сложна и японская поэзия.
Переход к теме урока. Слово учителя о теме урока. Чтение нескольких хокку в учебнике. Отгадали ли вы, какое чувство хотел передать автор? Обращаем внимание на краткость, недосказанность стихов. Какие ассоциации возникают при чтении трёхстиший? Попробуем «расшифровать» некоторые из них.
Учащиеся работают с текстами хокку, напечатанными на листе бумаги. К ним даны задания в виде вопросов.
Жёлтый лист плывёт.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснёшься ты?
Басё
О чём говорится в тексте?
О чём можно догадаться?
2. За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.
Каким вы представляете себе автора этого стихотворения?
Учащимся удаётся разгадать образы стихотворения ( жёлтый лист, осень, ручей, вьюн, колодец в саду), но не поняли состояния лирического героя, подумали, что действие происходит на даче. Поэтому возникает
необходимость в формировании фоновых знаний: о жилище и быте японцев, национальных видах искусства, о мастерах живописи К. Хокусае, Хиросигэ. Учащиеся реализуют на уроке свое домашнее задание исследовательского характера, которое было дано заранее и распределено по группам.
В процессе групповой работы учащиеся отвечают на вопросы:
Чем японский дом отличается от европейского?
Как влияет такое жилище на поведение человека? На восприятие мира? На творчество?
Почему К. Хокусай создал серию «36 видов Фудзи»? Что передал в каждой работе о Фудзи?
Что передал Хиросигэ в серии « 53 станции дороги Токайдо»?
Какие черты национальной культуры Японии проявились в искусстве бонсай, икебаны, нэцке?
Семиклассники говорят о том, что японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. Этому народу присущи созерцательность, эстетизм, ощущение слитности человека и природы. Подводя итог их рассуждениям, учитель подчёркивает цельность восприятия японцами окружающего мира: отсутствие оппозиций «бытие-небытие», «внутри - снаружи», «я- не я». Эти особенности мировосприятия японцев отразились и в поэзии – жанре хокку.
На дом учащиеся получают задания: 1) вдумчивое, медленное чтение текстов хокку, предлагаемых в хрестоматии; 2) подумать над тем, какие образы в стихах связаны с временами года; 3) оформить на листе понравившееся хокку, придумать к нему иллюстрацию (по желанию).
Уроки 3-4. Многозначность художественного образа
в хокку М. Басё.
Комбинированный урок. Цель: показать особенности образной системы хокку, их жанровую специфику; развивать в учащихся способность видеть многозначность толкования художественного образа, ассоциативное, образное мышление.
Урок начинается с проверки домашнего задания: учащиеся читают избранные трёхстишия. Приём медленного, внимательного чтения трёхстиший М. Басё.
Беседа строится по следующим вопросам:
С каким временем года связано каждое трёхстишие?
Как вы это поняли?
Совпадают ли символы времён года в русской и японской культуре?
Проверка задания выявляет как совпадения (например, снег связан с зимой, ветер, туман, жёлтые листья – с осенью), так и расхождения в символике времён года в японской и русской культуре. Например, цикада и хризантемы связаны с представлением о лете, а в Японии хризантема - это символ осени. Следовательно, возникает необходимость введения учителем нового материала о символах времён года в японской лирике.
2-й этап урока – формирование фоновых знаний: символика времен года, созерцательность и эстетизм японцев. Поскольку мировосприятию японцев свойственно ощущение неразрывной связи с жизнью природы, то это отразилось и в их лирике. В каждом стихотворении обязательно есть слово, которое обозначает время года: погода, растения, животные, обычаи. Необходимо их назвать, чтобы учащимся было понятно содержание хокку. Зима в Японии - время сильных холодов, она приносит поэту чувство одиночества и страха. Бледная зимняя луна – символ войны, безумия, смерти; нежный снег, иней, зимняя слива, хищные птицы, рыбы, потемневшие листья, чёрный цвет - всё это характерно для хокку с зимней тематикой.
Культ красоты – национальная черта японцев. В Японии существуют три понятия, связанные с созерцанием красоты мира: ханами( любование цветами), цукими (любование луной), юкими (любование снегами).
3-й этап. Анализ хокку М. Басё.
Жёлтый лист плывёт.
У какого берега, цикада,
Вдруг проснёшься ты?
Когда происходит действие? Как вы это понимаете?
К кому обращено стихотворение?
Где находится цикада? Как вы об этом догадались?
Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?
На что похож жёлтый лист?
Какие чувства испытывает поэт? С помощью каких деталей он их передаёт?
Теперь дети понимают это хокку гораздо лучше: увидели обращение автора к цикаде как собеседнику, представили ясный осенний день, в жёлтом листе увидели плот, уносимый тихим течением. Выстраивая таким образом ассоциативные цепочки, учащиеся почувствовали и грусть поэта, и его раздумья о бесконечном течении времени, о вечности бытия.
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
Когда происходит действие? Как вы это понимаете?
К кому обращено стихотворение?
Где находится чайка? Как вы об этом догадались?
Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?
Какие чувства испытывает поэт? С помощью каких деталей он их передаёт?
Какие картины вам представляются, когда вы читаете стихотворение?
Каким представляется лирический герой стихотворения?
В процессе работы над стихотворением ребята представляли себе картину спокойной ночной реки, холодный ветерок, колеблющуюся на волнах одинокую чайку. В итоге пришли к выводу о том, что автор – это человек, живущий в полном единении с природой; он не просто подмечает хрупкую красоту мира, но и через пейзаж передаёт своё душевное состояние. Недосказанность, ассоциативность японской лирики позволяют сделать поэтический образ многозначным.
А каким же человеком был М. Басё? Почему он писал такие необычные стихи?
4-й этап. Теоретические знания: сведения о поэте М. Басё, о жанровых особенностях и композиции хокку.
Объяснения учителя учащиеся дополняют работой со статьёй в учебнике. Запись в тетради:
Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Хокку создаётся по определенным эстетическим принципам, которые разработал М. Басё:
Сатори – состояние озарения
Саби – одиночество, отчуждение от внешнего мира
Сюри – грусть, сочувствие
Хосоми - простота и глубина восприятия
Каруми - легкость и возвышенность
Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Поэтому для этих стихов характерны лаконизм, недоговорённость, ассоциативность, символизм и многозначность образов, необходимость читательского сотворчества. Мы в этом убедились, создавая собственные
миниатюры и анализируя стихи М. Басё. Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.
Чтобы сформировать у учащихся чёткое представление о композиции хокку, на следующем этапе урока предлагаем несколько творческих заданий:
Упражнения в «сотворчестве»: дописать третью строку в хокку и сравнить с оригиналом. (См. приложение № 6).
Сопоставление разных переводов одного стихотворения М. Басё.
Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине.
(В.Маркова)
Старый-старый пруд. Вдруг прыгнула лягушка. Громкий всплеск воды.
(В.Соловьев)
Нарисуйте картину, которая предстает перед вашим внутренним взором.
Что изображено в хокку? Звук или тишина?
В каком варианте менее понятна тема?
С помощью чего появляется общий смысл стихотворения? (Образы-слова)
Чем отличаются переводы? (Лишние слова)
Сравним построчно варианты. Какой перевод ближе оригиналу? Почему? (В.Соловьева. Ему лучше удалось сохранить намек)
Какие особенности хокку стараются сохранить русские поэты в переводах?
Запись в тетради: а) точно передать мысль; б) образную систему; в) форму трехстишия.
Объясните смысл хокку разных авторов, использующих сходные образы.
Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие “оттенки” мысли несёт каждое из них?
Басё.
Всюду поют соловьи: Там – за бамбуковой рощей, Тут – перед ивой речной.
Везде в природе разлито желание весны и любви, любой человек может ощутить радость жизни и красоту мироздания, каждый способен творить, петь.
Исса.
Смотри-ка, соловей Поёт всё ту же песню И пред лицом господ.
Творец свободен в своём творчестве, он поёт одно и то же и сильным мира сего, и простым людям. Это хокку о свободе творчества.
Эти хокку объединяет мысль о ободе творчества. Соловей – символ творца. Поэтому, на первый взгляд, кажется, что сюжет схож.
Сравните композицию двух хокку. Как развивается в них мысль автора?
Даже на лошадь всадника Засмотришься – так дорога пустынна. А утро такое снежное! (Басё)
Как же это, друзья? Человек глядит на вишни в цвету, А на поясе длинный меч? (Мукай Керай)
Как развивается мысль автора в первом из них? (От частного – к общему). Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит? Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что “зацепиться”, и он отмечает малейшее движение.
Какова композиция этого хокку?
На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.
Вывод: таким образом, в основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.
В конце урока предлагаем ученикам сочинить свои хокку под звуки весеннего леса, летнего пруда, журчание ручья и др. Редактируем
получившиеся тексты, обсуждаем. Дома ученики оформляют свои хокку на альбомном листе, придумывают к ним иллюстрации.
Уроки 5-6. Роль художественной детали в хокку М. Басё и в стихотворениях А. Ахматовой («Молюсь оконному лучу», «На шее мелких чёток ряд», «Я спросила у кукушки»).
Цели: совершенствовать умение учащихся видеть в тексте художественную деталь и давать ей толкование; развивать аналитические и творческие способности учащихся в процессе сравнительно-сопоставительной работы с художественными деталями японской лирики и стихотворений А. Ахматовой.
Прежде чем приступить к сравнительному анализу лирики А. Ахматовой и М. Басё, необходимо активизировать знания учащихся о художественной детали. Деталь – одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.
Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое. Часто в поэтическом тексте деталь является средством психологической характеристики, помогает раскрыть внутренний мир героя или выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально - иносказательный смысл. Именно с такой деталью учащиеся работали, изучая хокку М. Басё.
Действительно поэт называет нам какую-то деталь: стон ветра, жёлтый лист в ручье, засохшие цветы – и передаёт через неё своё настроение, переживания.
Таким образом, художественная деталь помогает поэту раскрыть мир своих внутренних душевных переживаний. Свойственно это и русской поэзии, например лирике А. Ахматовой.
На 2-м этапе урока предлагаем семиклассникам аналитическую работу над стихотворением А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу».
Прочитайте стихотворение, на какие детали вы обратили внимание при чтении?
Молюсь оконному лучу — Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце — пополам. На рукомойнике моем Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть. Такой невинный и простой В вечерней тишине, Но в этой храмине пустой Он словно праздник золотой И утешенье мне.
Мы намеренно не знакомим подростков с историей создания стихотворения и биографией поэтессы, т. к. главное – увидеть недосказанность лирики, психологизм деталей. Семиклассники отмечают образ бледного и тонкого луча, который пробивается сквозь оконное стекло. Свет неяркий, он не наполнен теплом, поэтому, озаряя сердце героини, он выступает неким собеседником, утешающим страдающую женщину. Её молчание, отмечают ученики, свидетельствует о погруженности героини в свои воспоминания, а это возможно, когда человек перешагивает какой-то рубеж, открывает новую страницу в жизни. Однако эта печаль светла, об этом говорит яркая деталь – луч играет на рукомойнике. Героине весело на него смотреть, её сердце наполняется лёгкостью, а душа – покоем вечерней тишины.
В стихах Ахматовой, как и в японской поэзии, многое остаётся недосказанным, но художественные детали помогают раскрыть мир её душевных переживаний.
На следующем этапе урока предлагаем учащимся сравнить стихотворение Ахматовой и хокку М. Басё. В этих текстах есть общая художественная деталь – образ кукушки. Семиклассники делятся на две группы и работают по вопросам и заданиям.
«Я спросила у кукушки…»
Анна Ахматова
Я спросила у кукушки, Сколько лет я проживу… Сосен дрогнули верхушки. Желтый луч упал в траву. Но ни звука в чаще свежей… Я иду домой,
И прохладный ветер нежит Лоб горячий мой. (1919)
Знакома ли вам народная примета, о которой идёт речь в стихотворении? Что вы чувствовали, когда ожидали ответ от кукушки?
Каково настроение героини? Меняется ли оно и почему?
При помощи каких деталей передаёт Ахматова состояние души героини?
Какими звуками и красками наполнено это стихотворение? Опишите героиню стихотворения.
Сравните это стихотворение с хокку М. Басё.
Голос пролётной кукушки,
Отдыхая в тени листвы,
Слушают сборщицы чая.
М. Басё
Какое настроение передаёт хокку?
Какая картина предстаёт перед вашим взором, когда вы читаете хокку?
Присутствует ли ветер в стихотворении?
Чем хокку отличается от стихотворения Ахматовой и что в них общего?
Урок завершается выступлением групп, обсуждением стихотворений. Семиклассники верно определили общую деталь в стихах – образ кукушки,
отметили их разную психологическую наполненность: тревога (у Ахматовой) и покой, умиротворение ( у Басё). Несмотря на различные ассоциации в текстах, художественная деталь раскрывает мир внутренних душевных переживаний поэтов. В конце урока свои наблюдения учащиеся оформляют в виде небольшого письменного рассуждения, придумывают к ним иллюстрации.
В качестве домашнего задания предлагаем учащимся письменную работу, в которой они самостоятельно должны раскрыть роль художественных деталей в стихотворении А. Ахматовой «На шее мелких чёток ряд»(1913).