kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены уроки по изучению жанра хокку, в котороых акцент сделан на этапах подготовки  их к восприятию и интерпретации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе»

Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

по УМК Маранцмана В. Г.

Уроки 1-2. Своеобразие культуры Японии. Ассоциативность и недосказанность японской лирики.

Первый урок начинается с литературного творчества учащихся, с игры в ассоциации. Цель – подготовка к восприятию японской поэзии через собственную, в чём-то родственную ей, но находящуюся в рамках привычной формы деятельность. Это кажется нам лучшим способом подготовки к восприятию, чем представление в начале урока страноведческого материала.

На 1-м этапе ребятам предлагается передать свои чувства, настроение, состояние во время прослушивания записи звуков дождя в лесу. Так мы настраиваем детей на работу с ассоциативными образами. Такое необычное начало урока вызвало у семиклассников интерес, и они в целом неплохо справились с заданиями. Однако аналитическое и образное мышление развито у подростков по-разному, поэтому некоторым было сложно передать свои чувства с помощью слова.

На 2- м этапе предлагаем игру в ассоциации. На доске написаны слова «радость» и «разочарование». Предлагаем учащимся подумать, какие образы ( предметы, действия) могут помочь им выразить эти чувства(состояния). Потом каждый выбирает одно из чувств

(состояний) и пишет 3-4 предложения о нём, не называя его (грусть, ожидание и др.).

Далее чтение и анализ работ. Отгадали ли они, какое чувство хотел передать одноклассник в своей миниатюре? Мнения учащихся разошлись, угадывали редко, что доказывает сложность передачи с помощью слова нравственного и психологического состояния автора. Так же сложна и японская поэзия.

Переход к теме урока. Слово учителя о теме урока. Чтение нескольких хокку в учебнике. Отгадали ли вы, какое чувство хотел передать автор? Обращаем внимание на краткость, недосказанность стихов. Какие ассоциации возникают при чтении трёхстиший? Попробуем «расшифровать» некоторые из них.

Учащиеся работают с текстами хокку, напечатанными на листе бумаги. К ним даны задания в виде вопросов.

  1. Жёлтый лист плывёт.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснёшься ты?

Басё

  • О чём говорится в тексте?

  • О чём можно догадаться?

2. За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму.


  • Каким вы представляете себе автора этого стихотворения?


Учащимся удаётся разгадать образы стихотворения ( жёлтый лист, осень, ручей, вьюн, колодец в саду), но не поняли состояния лирического героя, подумали, что действие происходит на даче. Поэтому возникает

необходимость в формировании фоновых знаний: о жилище и быте японцев, национальных видах искусства, о мастерах живописи К. Хокусае, Хиросигэ. Учащиеся реализуют на уроке свое домашнее задание исследовательского характера, которое было дано заранее и распределено по группам.

В процессе групповой работы учащиеся отвечают на вопросы:

  • Чем японский дом отличается от европейского?

  • Как влияет такое жилище на поведение человека? На восприятие мира? На творчество?

  • Почему К. Хокусай создал серию «36 видов Фудзи»? Что передал в каждой работе о Фудзи?

  • Что передал Хиросигэ в серии « 53 станции дороги Токайдо»?

  • Какие черты национальной культуры Японии проявились в искусстве бонсай, икебаны, нэцке?

Семиклассники говорят о том, что японцы во всём стремятся к лаконизму, к наполнению минимальной формы максимальным содержанием. Этому народу присущи созерцательность, эстетизм, ощущение слитности человека и природы. Подводя итог их рассуждениям, учитель подчёркивает цельность восприятия японцами окружающего мира: отсутствие оппозиций «бытие-небытие», «внутри - снаружи», «я- не я». Эти особенности мировосприятия японцев отразились и в поэзии – жанре хокку.

На дом учащиеся получают задания: 1) вдумчивое, медленное чтение текстов хокку, предлагаемых в хрестоматии; 2) подумать над тем, какие образы в стихах связаны с временами года; 3) оформить на листе понравившееся хокку, придумать к нему иллюстрацию (по желанию).

Уроки 3-4. Многозначность художественного образа

в хокку М. Басё.

Комбинированный урок. Цель: показать особенности образной системы хокку, их жанровую специфику; развивать в учащихся способность видеть многозначность толкования художественного образа, ассоциативное, образное мышление.

Урок начинается с проверки домашнего задания: учащиеся читают избранные трёхстишия. Приём медленного, внимательного чтения трёхстиший М. Басё.

Беседа строится по следующим вопросам:

  • С каким временем года связано каждое трёхстишие?

  • Как вы это поняли?

  • Совпадают ли символы времён года в русской и японской культуре?

Проверка задания выявляет как совпадения (например, снег связан с зимой, ветер, туман, жёлтые листья – с осенью), так и расхождения в символике времён года в японской и русской культуре. Например, цикада и хризантемы связаны с представлением о лете, а в Японии хризантема - это символ осени. Следовательно, возникает необходимость введения учителем нового материала о символах времён года в японской лирике.

2-й этап урока – формирование фоновых знаний: символика времен года, созерцательность и эстетизм японцев. Поскольку мировосприятию японцев свойственно ощущение неразрывной связи с жизнью природы, то это отразилось и в их лирике. В каждом стихотворении обязательно есть слово, которое обозначает время года: погода, растения, животные, обычаи. Необходимо их назвать, чтобы учащимся было понятно содержание хокку. Зима в Японии - время сильных холодов, она приносит поэту чувство одиночества и страха. Бледная зимняя луна – символ войны, безумия, смерти; нежный снег, иней, зимняя слива, хищные птицы, рыбы, потемневшие листья, чёрный цвет - всё это характерно для хокку с зимней тематикой.

Весна – это цветение пионов, сакуры, пение лягушек, тёплый дождь, пение жаворонка , ива в пуху. Лето – лотос, соловей, кукушка, светлячки, сверчки, цикады. Осень - хризантемы, жёлтые листья, ветер, долгий моросящий дождь.

Культ красоты – национальная черта японцев. В Японии существуют три понятия, связанные с созерцанием красоты мира: ханами( любование цветами), цукими (любование луной), юкими (любование снегами).

3-й этап. Анализ хокку М. Басё.

Жёлтый лист плывёт.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснёшься ты?



  • Когда происходит действие? Как вы это понимаете?

  • К кому обращено стихотворение?

  • Где находится цикада? Как вы об этом догадались?

  • Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?

  • На что похож жёлтый лист?

  • Какие чувства испытывает поэт? С помощью каких деталей он их передаёт?

Теперь дети понимают это хокку гораздо лучше: увидели обращение автора к цикаде как собеседнику, представили ясный осенний день, в жёлтом листе увидели плот, уносимый тихим течением. Выстраивая таким образом ассоциативные цепочки, учащиеся почувствовали и грусть поэта, и его раздумья о бесконечном течении времени, о вечности бытия.

Вода так холодна!

Уснуть не может чайка,

Качаясь на волне.

  • Когда происходит действие? Как вы это понимаете?

  • К кому обращено стихотворение?

  • Где находится чайка? Как вы об этом догадались?

  • Какая река представляется вам: бурная или тихая? Почему?

  • Какие чувства испытывает поэт? С помощью каких деталей он их передаёт?

  • Какие картины вам представляются, когда вы читаете стихотворение?

  • Каким представляется лирический герой стихотворения?

В процессе работы над стихотворением ребята представляли себе картину спокойной ночной реки, холодный ветерок, колеблющуюся на волнах одинокую чайку. В итоге пришли к выводу о том, что автор – это человек, живущий в полном единении с природой; он не просто подмечает хрупкую красоту мира, но и через пейзаж передаёт своё душевное состояние. Недосказанность, ассоциативность японской лирики позволяют сделать поэтический образ многозначным.

А каким же человеком был М. Басё? Почему он писал такие необычные стихи?

4-й этап. Теоретические знания: сведения о поэте М. Басё, о жанровых особенностях и композиции хокку.

Объяснения учителя учащиеся дополняют работой со статьёй в учебнике. Запись в тетради:

Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Хокку создаётся по определенным эстетическим принципам, которые разработал М. Басё:

  • Сатори – состояние озарения

  • Саби одиночество, отчуждение от внешнего мира

  • Сюри – грусть, сочувствие

  • Хосоми - простота и глубина восприятия

  • Каруми - легкость и возвышенность

Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Поэтому для этих стихов характерны лаконизм, недоговорённость, ассоциативность, символизм и многозначность образов, необходимость читательского сотворчества. Мы в этом убедились, создавая собственные

миниатюры и анализируя стихи М. Басё. Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.

Чтобы сформировать у учащихся чёткое представление о композиции хокку, на следующем этапе урока предлагаем несколько творческих заданий:

  1. Упражнения в «сотворчестве»: дописать третью строку в хокку и сравнить с оригиналом. (См. приложение № 6).

  2. Сопоставление разных переводов одного стихотворения М. Басё.

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

(В.Маркова)

Старый-старый пруд.
Вдруг прыгнула лягушка.
Громкий всплеск воды.

(В.Соловьев)

  • Нарисуйте картину, которая предстает перед вашим внутренним взором.

  • Что изображено в хокку? Звук или тишина?

  • В каком варианте менее понятна тема?

  • С помощью чего появляется общий смысл стихотворения? (Образы-слова)

  • Чем отличаются переводы? (Лишние слова)

  • Сравним построчно варианты. Какой перевод ближе оригиналу? Почему? (В.Соловьева. Ему лучше удалось сохранить намек)

  • Какие особенности хокку стараются сохранить русские поэты в переводах?

Запись в тетради: а) точно передать мысль; б) образную систему; в) форму трехстишия.

  1. Объясните смысл хокку разных авторов, использующих сходные образы.

Что объединяет эти хокку? Почему оба автора выбрали один сюжет? В чём разница между произведениями, какие “оттенки” мысли несёт каждое из них?

Басё.

Всюду поют соловьи:
Там – за бамбуковой рощей,
Тут – перед ивой речной.

Везде в природе разлито желание весны и любви, любой человек может ощутить радость жизни и красоту мироздания, каждый способен творить, петь.

Исса.

Смотри-ка, соловей
Поёт всё ту же песню
И пред лицом господ.

Творец свободен в своём творчестве, он поёт одно и то же и сильным мира сего, и простым людям. Это хокку о свободе творчества.

Эти хокку объединяет мысль о ободе творчества. Соловей – символ творца. Поэтому, на первый взгляд, кажется, что сюжет схож.

  1. Сравните композицию двух хокку. Как развивается в них мысль автора?

Даже на лошадь всадника
Засмотришься – так дорога пустынна.
А утро такое снежное!
(Басё)

Как же это, друзья?
Человек глядит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч?
(Мукай Керай)

Как развивается мысль автора в первом из них? (От частного – к общему). Любая деталь, в данном случае всадник, бросается в глаза, тешит взор. Почему это происходит? Пустынная заснеженная дорога слишком однообразна, глазу не за что “зацепиться”, и он отмечает малейшее движение.

Какова композиция этого хокку?

На первый план автор ставит проблему, недоумение, эмоцию, а затем «расшифровывает» причину своего удивления: воинственный вид человека не соответствует его занятию – созерцанию цветущей сакуры.

Вывод: таким образом, в основе внутренней логики хокку, а следовательно, и его композиции, может лежать либо синтез (от частного к общему), либо анализ (от общего к частному). Но главным является именно движение, развитие мысли, внутренняя динамика.

В конце урока предлагаем ученикам сочинить свои хокку под звуки весеннего леса, летнего пруда, журчание ручья и др. Редактируем

получившиеся тексты, обсуждаем. Дома ученики оформляют свои хокку на альбомном листе, придумывают к ним иллюстрации.

Уроки 5-6. Роль художественной детали в хокку М. Басё и в стихотворениях А. Ахматовой («Молюсь оконному лучу», «На шее мелких чёток ряд», «Я спросила у кукушки»).

Урок - исследование. Методические приёмы: аналогия, сравнение.

Цели: совершенствовать умение учащихся видеть в тексте художественную деталь и давать ей толкование; развивать аналитические и творческие способности учащихся в процессе сравнительно-сопоставительной работы с художественными деталями японской лирики и стихотворений А. Ахматовой.

Прежде чем приступить к сравнительному анализу лирики А. Ахматовой и М. Басё, необходимо активизировать знания учащихся о художественной детали. Деталь – одно  из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении.

Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое. Часто в поэтическом тексте деталь является средством психологической характеристики, помогает раскрыть внутренний мир героя или выступает в роли символа - самостоятельного многозначного художественного образа, который имеет эмоционально - иносказательный смысл. Именно с такой деталью учащиеся работали, изучая хокку М. Басё.

Действительно поэт называет нам какую-то деталь: стон ветра, жёлтый лист в ручье, засохшие цветы – и передаёт через неё своё настроение, переживания.

Таким образом, художественная деталь помогает поэту раскрыть мир своих внутренних душевных переживаний. Свойственно это и русской поэзии, например лирике А. Ахматовой.

На 2-м этапе урока предлагаем семиклассникам аналитическую работу над стихотворением А. Ахматовой «Молюсь оконному лучу».

Прочитайте стихотворение, на какие детали вы обратили внимание при чтении?

Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.

Мы намеренно не знакомим подростков с историей создания стихотворения и биографией поэтессы, т. к. главное – увидеть недосказанность лирики, психологизм деталей. Семиклассники отмечают образ бледного и тонкого луча, который пробивается сквозь оконное стекло. Свет неяркий, он не наполнен теплом, поэтому, озаряя сердце героини, он выступает неким собеседником, утешающим страдающую женщину. Её молчание, отмечают ученики, свидетельствует о погруженности героини в свои воспоминания, а это возможно, когда человек перешагивает какой-то рубеж, открывает новую страницу в жизни. Однако эта печаль светла, об этом говорит яркая деталь – луч играет на рукомойнике. Героине весело на него смотреть, её сердце наполняется лёгкостью, а душа – покоем вечерней тишины.

В стихах Ахматовой, как и в японской поэзии, многое остаётся недосказанным, но художественные детали помогают раскрыть мир её душевных переживаний.

На следующем этапе урока предлагаем учащимся сравнить стихотворение Ахматовой и хокку М. Басё. В этих текстах есть общая художественная деталь – образ кукушки. Семиклассники делятся на две группы и работают по вопросам и заданиям.

«Я спросила у кукушки…»

Анна Ахматова

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей…
Я иду домой,

И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой. (1919)



  • Знакома ли вам народная примета, о которой идёт речь в стихотворении? Что вы чувствовали, когда ожидали ответ от кукушки?

  • Каково настроение героини? Меняется ли оно и почему?

  • При помощи каких деталей передаёт Ахматова состояние души героини?

  • Какими звуками и красками наполнено это стихотворение? Опишите героиню стихотворения.

  • Сравните это стихотворение с хокку М. Басё.



Голос пролётной кукушки,

Отдыхая в тени листвы,

Слушают сборщицы чая.

М. Басё

  • Какое настроение передаёт хокку?

  • Какая картина предстаёт перед вашим взором, когда вы читаете хокку?

  • Присутствует ли ветер в стихотворении?

  • Чем хокку отличается от стихотворения Ахматовой и что в них общего?

Урок завершается выступлением групп, обсуждением стихотворений. Семиклассники верно определили общую деталь в стихах – образ кукушки,

отметили их разную психологическую наполненность: тревога (у Ахматовой) и покой, умиротворение ( у Басё). Несмотря на различные ассоциации в текстах, художественная деталь раскрывает мир внутренних душевных переживаний поэтов. В конце урока свои наблюдения учащиеся оформляют в виде небольшого письменного рассуждения, придумывают к ним иллюстрации.

В качестве домашнего задания предлагаем учащимся письменную работу, в которой они самостоятельно должны раскрыть роль художественных деталей в стихотворении А. Ахматовой «На шее мелких чёток ряд»(1913).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Система уроков по изучению жанра хокку в 7 классе

Автор: Шаталина Галина Александровна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376874

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок физики. Плоское зеркало"
    ["seo_title"] => string(26) "urokfizikiploskoiezierkalo"
    ["file_id"] => string(6) "317774"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460447642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства