Урок 1. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи». Эпоха в романе (Америка 50-х годов XX века). Задачи D: I. использовать соответствующий и разнообразный словарный запас, структуры предложений и формы выражения II. писать и говорить в подходящем по смыслу стиле, соответствующий контексту и замыслу 1. Вызов (оставить место для эпиграфа). Вначале урока, на этапе побуждения, учащимся предлагается заполнить таблицу ЗУХ, только раздел «Знаю», обсуждение. После данного этапа урока учащимся предлагается просмотреть видеоматериал www.youtube.com/watch?v=1vhK-kK5Eeg, внести новую информацию в таблицу («Узнал»), беседа: - Основная тема видеоролика? (посвящено роману Д. Сэлинджеру "Над пропастью во ржи") - Что вы узнали о самом писатели и его романе? (единственный роман писателя, написан в 1951 году). В произведении описывается Америка начала 50-х годов, послевоенное время. Особенность произведения заключается в том, что автор описал человеческие отношения (связь с жизнью), запись эпиграфа: Автор, с присущей ему чуткостью, одним из первых уловил надвигающийся новейший вид безумия 20 века. Запись высказывания: «Встревоженный реализм», страх перед ядерной угрозой, потеря исторического оптимизма, отчуждение личности, чувство "неправильности", "фальшивости" американской жизни того времени переданы с поразительной отчетливостью и силой. М. Брэдбери 2. Реализация. Рассмотрение эпохи 50-х годов 20 столетия. Ключевое слово в эпиграфе? Как вы понимаете слова "надвигающийся новейший вид безумия 20 века". 1951 год - что это за эпоха? Под запись: 1950-ые года знаменуется движением битничества, бунтарством против холодной рациональности и упорядоченности жизни. Работа с текстом: учащиеся по диктовку записывают текст: Битничество родилось в послевоенные годы. Считается, что слово «битник» (от английского beat) придумал Керуак. В то время на слэнге оно означало «изношенный», «усталый», «помятый жизнью». Кроме того, словом beat назывался определенный ритм в джазе, который, как известно, для битников имел особый смысл. Вернее даже боп, одно из джазовых направлений, появившееся незадолго до битников. Он повлиял на отношение «изношенных» к жизни и привил им такие понятия, как одиночество в толпе и спонтанность, которую битники считали основой своего творчества. Родиной праотцев всех неформалов стала Калифорния. Движение постоянно пополнялось за счет молодежи из среднего класса, тех, кого порядком достала обыденность. Однако битники не были уж такими мирными ребятами. Это была достаточно агрессивно настроенная идеологическая группировка, протестовавшая против американской внешней политики и американского образа жизни. Они смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом – это уход в себя. Взаимопроверка (работа над формированием орфографической и пунктуационной грамотностью, текст выводится на доску, обсуждение). По окончании работы учащимся предлагается сделать вывод об особенности эпохи, изображенной в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 3. Рефлексия: - Как вы думаете, следует ли изучать роман, если он был 30 лет запрещен? (Книга была запрещена в нескольких странах и некоторых штатах США за депрессивность и употребление бранной лексики) - Как вы думаете, почему роман "перевернул мировоззрение нескольких поколений по обе стороны океана" (вернуться к высказыванию М. Брэдбери: автор показал фальшь общества) Урок 2. Д. Селинджер. Роман «Над пропастью во ржи». Сюжетно-композиционные особенности. Задачи А: II . определить и объяснить способы воздействия автора на аудиторию (определить сюжетно-композиционные особенности романа). Вызов. Работа с утверждениями (да/нет). Вопросы: Соседа Холдена по комнате звали Роберт Экли. У Стредлейтера было назначено свидание с Джейн Галлахер. Алли – младший брат Холдена. Холдену нравилось посещать театры. Перед отъездом из города (в конце романа) Холден назначает встречу Фиби в парке. Когда главный герой говорит о Библии, он симпатизирует Христу и не симпатизирует апостолам. 2. Осмысление. Чтение 1 абзаца 1 главы. Как бы вы определили жанр произведения? Почему? По своей жанровой форме «Над пропастью во ржи» - это роман-исповедь, роман-монолог, представляющий собой воспоминания рассказчика, подростка Холдена, об истории, которая произошла с ним в прошлом году накануне Рождества. Рассказ Холдена строится не как последовательное событийное повествование, а как своеобразная «история болезни», в которой фиксируются малейшие изменения его душевного и физического состояния. Рассмотрение темы «Система образов персонажей». Данная работа выполняется в группах. Составление общего кластера: Мир взрослых Холден Фиби Мир сверстников Каждой группе предлагается подробно рассмотреть одну часть кластера и дополнить ее персонажами, с которыми взаимодействует главный герой. Стилистические приемы – заполнение концептуальной таблицы в парах. Стилистические приемы | определение | Время и пространство (хронотоп) | изображение (отражение) времени и пространства в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. | Нарратор (повествователь) | лит. реальное или вымышленное лицо, от имени которого ведется повествование в художественном произведении. | Речевая характеристика | Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного изображения персонажей. | Семантика заглавия | «Над пропастью во ржи». Планируется: что данный вопрос будет рассмотрен на последующих уроках. | Подведение итогов: - В чем особенность сюжета романа? - Какую роль в романе играет хронотоп? -Как характеризует героя его речь? - Какова семантика заглавия романа? 3. Рефлексия. Оцените свою деятельность поэтапно от 1 до 5 баллов. Урок 3. Образ рассказчика Холдена Колфилда. Задачи В: III. использовать ссылки и инструменты форматирования для создания стиля презентации в соответствии с контекстом и замыслом
- Можно ли, прочитав литературное произведение, узнать об авторе? - Что вы можете сказать об авторе романа «Над пропастью во ржи»? А о его герое? Зачем он живет? А вы? (как выдумаете, о чем будет идти речь на уроке? прогнозирование) 2. Реализация. Образ Холден Колфилд. В начале урока ученикам предлагается написать эссе «Мой знакомый Холден Колдин…» (5минуты) Обсуждение работ. Для того чтобы глубже понять образ главного героя учащимся предлагается «собрать» досье на героя? Составление досье на героя. Данная работа выполняется в группах, рассмотрение слова «досье» (нескл., ср. (спец.) - собрание документов, относящихся к какому-нибудь делу, лицу, а также папка с такими документами). 1 группа: Холден Колфилд в школе. 1. | ФИ героя, социальный статус, внешность. | | 2 | Образование. Отношение к учебе. Любимые предметы | | 3 | Взаимоотношения со сверстниками (в школе) | | 4 | Взаимоотношения с учителями. | | 5. | Дополнительные занятия, увлечения. | |
2 группа: Холден Колфилд в семье 1. | Характеристика семьи | | 2 | Семейные ценности | | 3 | Взаимоотношения с родителями. | | 4 | Взаимоотношения с братом и сестрой. | | 5 | Роль и обязанности Холдина в семье. | |
3 группа: Внутренняя характеристика Холден Колфилд 1. | Жизненная установка (цель) | | 2 | Отрицательные качества героя (примеры) | | 3 | Положительные качества героя (примеры) | | 4 | Отношение к окружающему миру | | 5 | Желания и мечты героя | |
Учащиеся при заполнении досье на героя используют цитаты и примеры из текста для подтверждения своей точки зрения, обязательный элемент - заключение (экспертов). Подготовка к презентации. Обсуждение. 3. Рефлексия. Какие трудности возникли при выполнении данного задания?
Урок 4. Образ рассказчика Холдена Колфилда. Презентация работы "Досье на героя". Задачи В: III. использовать ссылки и инструменты форматирования для создания стиля презентации в соответствии с контекстом и замыслом
1. Вызов. Актуализация знаний учащихся знаний по формату работы прошлого урока. Подготовка к презентации (основные требования, обратить внимание на стиль работы) 2. Реализация. Учащиеся садятся в круг (по формату "Круглый стол"), во время выступления "экспертов" каждый (индивидуально) оценивает работу группы по следующим критериям: - полнота ответа; - аргументация (примеры из текста и цитаты) для обоснования своего вывода; - заключение. Возвращение к таблице "Стилистические приемы" и заполнение графы "Семантика названия": Название романа «The Catcher in the Rye» означает «Ловец во ржи». Для каждого американца слово «ловец» неразрывно связано с бейсболом, этой всенародной «святыней» Америки и, возможно, самым ярким символом молодежного задора. Однако никто не играет в бейсбол во ржи. Смысл этого противоречия становится понятен, когда Холден говорит, что из всех профессий ему ни одна особо не нравится, а чем бы он хотел заниматься по жизни – так это стоять во ржи над пропастью и оберегать детишек, которые там играют и не знают, что рядом пропасть. Так видится Холдену беззаботное детство, которому угрожает взрослая жизнь, со всей ее ложью и грубостью. Бейсбольная аллегория получает лирическую окраску, когда Холден описывает нам перчатку ловца, исписанную стихами, которую он хранит в память о своем младшем брате, умершем от лейкемии. Образ ржаного поля был навеян Сэлинджеру стихотворением Роберта Бёрнса, «Вечером во ржи», которое вспоминает Холден (знакомство со стихотворением "Пробираясь до калитки): Пробираясь до калитки Полем вдоль межи, Дженни вымокла до нитки Вечером во ржи. • Очень холодно девчонке, Бьет девчонку дрожь: Замочила все юбчонки, Идя через рожь. • Если звал кого-то кто-то Сквозь густую рожь И кого-то обнял кто-то, Что с него возьмешь? • И какая нам забота, Если у межи Целовался с кем-то кто-то Вечером во ржи. - Какие слова из стихотворения, по вашему мнению, являются ключевыми, почему? - Какова взаимосвязь между романом Дж. Сэлинджера и стихотворением Р. Бёрнса. По завершении презентации работ учащимися дается письменная оценка каждой группе. 3. Рефлексия. Я и Холдин… Мой знакомый/друг Холдин... (что можно было бы добавить в эссе, которое писалось на прошлом уроке) Урок 5. Женские образы в романе. Задачи В: III . использовать ссылки и инструменты форматирования для создания стиля презентации в соответствии с контекстом и замыслом 1. Вызов. Вставьте подходящие по смыслу слова, словосочетания, аргументируйте свою точку зрения: В романе описана проблема… ( человеческого общения), соотношения индивида и общества, сделана попытка объяснить …(одиночество) хороших людей в обществе. - Согласны ли вы с данным утверждением? - Как вы думаете, что ждет впереди героя, какой он выберет путь? (К чему придёт Холден – неизвестно; подведение итогов по проведению круглого стола) - Способен ли герой покончить с окружающей ложью? (любовь к младшей сестренке, в нем нет сильного внутреннего стержня для полного изменения жизни). - Назовите яркие примеры женских образов, которые способствовали изменению характера героя либо раскрытию его внутренних качеств , переход к теме «Женские образы в романе» . 2. Реализация. Женские образы в романе. - Назовите главные, по вашему мнению, женские образы, какова их роль? Работа в парах (по вариантам): заполнение таблицы: Героиня | Ключевые фразы | Роль в романе/в жизни Холдена | Джейн | | | миссис Морроу | | | Салли | | | Девушка «по вызову» | | | После заполнения таблицы обсуждение: - Каково было отношение героя к Джейн, Фиби? (искренне и по-настоящему он любит только их, отсутствие двоякого отношения) Вывод: Как раскрывается образ Холдена через взаимоотношениями с данными героиня? (просмотр видеоматериала "Игра в бисер с Игорем Волгиным". www.youtube.com/watch?v=O85d3vU_3r4 (17.00 -18.15) 3. Рефлексия. Человек, который повлиял(а) на мое мировоззрение… Урок 6. Анализ эпизодов Задачи А: II. определить и объяснить способы воздействия автора на аудиторию Вызов. Беседа по образу Холдена Колфилда: - Кто такой Холден Колфилд? - Какова его жизненная цель? Просмотр видеофрагмента Игра в бисер с Игорем Волгиным. www.youtube.com/watch?v=O85d3vU_3r4 (2.30 -5.00; 15.10 – 16.00): - Какая точка зрения вам ближе и почему? - Какие яркие моменты из произведения вы запомнили, почему? 2. Реализация знаний. Анализ эпизода от слов «И вдруг в Трентоне вошла дама и села рядом со мной» до слов «А Рудольф Шмит был старик швейцар…». Вначале учащимся предлагается внимательно заново перечитать эпизод для анализа, затем заполнить таблицу (работа в паре): Контекст создания | | Тема эпизода | | Роль в произведении | | Основные стилистические приемы, которые формируют смысл | | Обсуждение: обратить внимание на основные стилистические приемы, влияющие на формирование смысла. 3. Рефлексия: трудности, возникающие при анализе текста. Домашнее задание: написать анализ в форме целостного текста. Урок 7. Эссе по произведению Дж. Сэлинждера «Над пропастью во ржи» Задачи А: II. определить и объяснить способы воздействия автора на аудиторию IV. интерпретировать сходства и различия между жанрами и текстами.
Задачи С: I. создавать тексты, демонстрирующие понимание, воображение и чувствительность, отражающие и учитывающие новые перспективы и идеи, а также личный опыт и творческий процесс
Задачи Д: I. использовать соответствующий и разнообразный словарь, структуры предложений и формы выражения III. применять на письме правильную грамматику, орфографические и пунктуационные правила
1. Вызов. Обсуждение критериев и тем эссе: - Каким образом жизненные ситуации и взаимоотношения с окружающими повлиять на точку зрения героев? - Как мотив отрицания общественных ценностей интерпретируются в произведении Дж. Сэлинждера «Над пропастью во ржи»? - Как выбранные автором художественные приемы помогают передать основную идею произведения? 2. Реализация. Выполнение работы. Вначале учащиеся выбирают тему (одну тему из трех предложенных), работают в черновиках, затем - в чистовиках. 3. Подведение итогов. |