Система уроков над пьесой А.Н.Островского "Снегурочка"
Система уроков над пьесой А.Н.Островского "Снегурочка"
Изучение пьесы А.Н.Островского является актуальным в современной программе по литературе в среднем и старшем звене. Данная разработка направлена на глубокое проникновение в ткань произведения, содержит критические заметки современников писателя, а также отзывы современных критиков литературы.Разработка состоит из поурочных планов трёх занятий. В основе лежит изучение текста произведения с подробным лексическим анализом, что позволяет учителю глубоко и прочно изучить произведение классика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система уроков над пьесой А.Н.Островского "Снегурочка" »
А. Н. Островский. « Снегурочка» ( 8-й класс.
3 урока в системе)
Предлагаемая система уроков по изучению
пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»
Анкета, активизирующая восприятие текста
1) Почему издательства отказывались печатать пьесу «Снегурочка»?
2) Кто, по Вашему мнению, сыграл более важную роль в судьбе Снегурочки: отец-Мороз или мать-Весна?
3) Сколько лет главной героине и как об этом узнаёт читатель?
4) Назовите основные конфликты в пьесе «Снегурочка».
5) К какому времени года относится действие пьесы?
6) Царь Берендей и берендеи: что хотел выразить А.Н.Островский, описывая традиции и образ жизни этих героев?
7) Ваше отношение к финалу сказки. Что бы вы хотели изменить в пьесе? Возможно ли иное решение судьбы Снегурочки и Мизгиря? Почему?
Система уроков
1. Почему при грустном финале сказка названа «весенней»? (анализ пролога и действия 1).
2. Развитие конфликта в пьесе (анализ действия 2 и 3).
3. Мудрость царя берендеев: «На свете всё живое должно любить»(анализ действия 4).
4. Диспут: «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь, и как берендеево царство отнеслось к их гибели?»
Цели. После уроков школьники смогут объяснить суть конфликта в пьесе и его причины; охарактеризовать героев пьесы; объяснить авторское отношение к персонажам; ответить на вопрос «Отчего погибли Снегурочка и Мизгирь»; объяснить, почему в пьесе так много элементов устного народного творчества; обосновать своё отношение к Снегурочке и другим героям пьесы; инсценировать понравившиеся сцены пьесы; выразительно прочитать монологи героев; нарисовать декорации к спектаклю.
Начнём работу над уроком №1. Для этого проанализируем пролог и действие 1. Ответы учеников на вопросы анкеты должны подвести их к решению учебной задачи, поставленной на 1 уроке: ПВ – Почему при грустном финале сказка названа «весенней»?
-1-
I. Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо остановиться на следующих этапах:
1. История создания пьесы. Пьеса в оценке современников.
Как Пушкин и Жуковский, Островский своей «Снегурочкой « возвёл сказку в ранг истинно высокой поэзии. Однако в отличие от Пушкина и Жуковского Островский создал поэтически-сказочное произведение иного жанра: не сказку-поэму, а сказку-драму. И уже в этом плане выступил великим новатором. В отличие от своих почтенных предшественников великий драматург не пользовался каким -то до него бытовавшим сказочным сюжетом. Из отдельных, разных старинных преданий он создал цельное и совершенно оригинальное произведение поэтического искусства. В сказочную форму Островский положил общественно значимое, глубоко народное содержание. Его сказка-драма приобретает совершенно новое поэтически-жанровое качество. В результате и сама поэтическая идея новая, оригинальная.
Феноменальная оригинальность «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два очень разных начала: общественное реалистическое начало, реалистический народный идеал и фантастическую форму.
Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические и этнографические источники.
Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море». «Клич бирючей» царя Берендея взят из приговоров свадебных дружек. Сравним фольклорный текст и текст Островского:
Красные девицы,
Криночные баловницы,
Горшечные пагубницы,
Ваше дело лоб лощить,
Дом врозь тащить,
Лепёшки печь, под забор хоронить,
Да ребят кормить.
Старые старушки,
Совьи брови,
Медвежьи взгляды,
Ваше дело: намутить, наплесть,
Сына со снохой развесть.
Молодые молодицы,
Дочери отцовские,
Жёны молодецкие! (А.Н.Островский)
-2-
Красные девицы,
Пирожные мастерицы,
Блинные пагубницы,
Сметанные лакомницы!
Ваше дело лепёшки печи,
Под забор хоронить,
Ребят кормить.
Старые старухи!
Ваше дело снох смущать,
Чтоб они чаще бранились.
Молодые молодицы, дочери
отецки, жёны молодецки. ( Свадебный приговор, записанный в 19 веке во
Владимирской губернии)
Сравнение данных текстов позволяет прийти к выводу о том, что автор отходит от фольклорного источника и не просто воспроизводит его, а скорее подражает ему.
Пьеса «Снегурочка» - социальная утопия. В ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка. В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о мирной, радостной, свободной жизни народа. Назвал её «весенней», так как это произведение – гимн трудовому народу, крестьянству, его духовному величию, моральной красоте и трудолюбию, а также – восторженная хвала природе.
Опираясь на сказочные традиции, писатель прибегает к символике. Весна – символ душевного тепла и всеобщей любви.
- Давайте же вместе посмотрим, как удаётся Островскому в прологе и в действии 1 раскрыть печальную историю жизни главной героини пьесы-Снегурочки.
II. Анализ пролога и действия 1 пьесы «Снегурочка»
1. В какое время года происходят события в сказке?
2. Что связывает Весну с морозом?
3. Почему Весна боится поссориться с морозом?
4. Какую роль играют в прологе птицы?
5. Какую тайну раскрывают читатели, узнав историю жизни Снегурочки?
6. Почему старик-Мороз всё-таки оставляет любимую дочь ?
7. Что привлекает Снегурочку у берендеев?
8) Кому доверяет охранять жизнь Снегурочки Мороз?
9) Почему именно к Бобылю и Бобылихе решил поселить Мороз Снегурочку?
10) Как новые попечители относятся к приёмной дочери? Видят ли окружающие личные интересы этих людей?
11) Расскажите об образе жизни Бобыля и Бобылихи.
-3-
12. Кто такой Лель и кто в пьесе первым произносит это имя? Почему?
13. Берендеи отказывают Лелю в ночлеге. С чем это связываете вы?
14. Расскажите об отношении Леля к любви. За что на него обиделась Снегурочка?
15. За что девушки так невзлюбили Снегурочку?
16. Что мы узнаём в действии 1 о Купаве? Объясните, в чём её трагедия?
17. Что поразило Мизгиря в Снегурочке?
3. Душевное состояние героини, её внутренние переживания ярче всего передаются автором в явлении 4 . Попробуйте при помощи выразительного чтения передать чувства, рожденные в Снегурочке предательством Леля.
Тяжёлою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. И я как будто тоже
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Покинута и брошена, завяла
От слов его насмешливых. К другим
Бежит пастух; они ему милее;
Звучнее смех у них, теплее речи,
Податливей они на поцелуй;
Кладут ему на плечи руки, прямо
В глаза глядят и смело, при народе,
В объятиях у Леля замирают.
Веселье там и радость.
Чу! Смеются.
А я стою и чуть не плачу с горя,
Досадую, что Лель меня оставил.
А я винить его? Где веселее,
Туда его и тянет сердце. Прав
Пригожий Лель. Беги туда, где любят,
Ищи любви, её ты стоишь. Сердце
Снегурочки, холодное для всех,
И для тебя любовью не забьётся.
Но отчего ж обидно мне, досада
Сжимает грудь, томительно-тоскливо
Глядеть на вас, глядеть на вашу радость,
Счастливые подружки пастуха?
Отец-Мороз, обидел ты Снегурку.
Но дело я поправлю: меж безделок,
Красивых бус, дешёвых перстеньков
-4-
У матери-Весны возьму немного,
Немножечко сердечного тепла,
Чтоб только лишь чуть теплилось сердечко.
4. Какими декорациями вы украсили бы действие 1?
(Устное рисование, описание места действия )
5. Первое действие пьесы заканчивается предостережением Мизгиря о праведно карающих богах. Как будет развиваться конфликт между Купавой и Мизгирем , а также между другими героями сказки ,мы узнаем на следующем уроке.
6. Домашнее задание.
Перечитайте ремарки, данные в прологе и действии 1. Какую роль они играют в пьесе? Письменный ответ на вопрос: Почему сказка названа «весенней»?
Проекты следующих уроков создаются по тем же принципам:
от анализа текста, от выделения структурных элементов – к вопросам и заданиям, которые помогут ученикам увидеть эти элементы и осознать их роль, понять суть конфликтов героев пьесы, причины конфликтов и пути их разрешения.
Урок № 2 включает в себя сравнение текста пьесы действия 2 и эпизода из оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Это сцены во дворце царя Берендея.
В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединённых в единое целое конфликта. Первый – столкновение противоположных явлений – Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. Источник всех бед жителей царства Берендея – холод, Мороз, который признаётся:
Живётся мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Весёлая была; плясало Солнце
От холоду на утренней заре…
Однако Мороз царствует не только зимой, он и летом не даёт берендеям покоя: то посылает густые облака, чтобы оградить солнце от земли, то сеет холодные дожди и туманы, это приводит к неурожаю, голодным годам.
Лето – время Ярилы, но ему не всегда удаётся победить своего основного врага. Он пытается покорить Мороза, подсылая к нему Весну, которая красотой и любовью может растопить холод, но и этот замысел обернулся злом для берендеев. Дочь Мороза и Весны, Снегурочка, холодна, как и отец. Пятнадцать лет живёт Снегурочка у Берендеев, пятнадцать лет в их царстве несчастье.
Не менее значителен и другой конфликт пьесы. Несчастье берендеев не только в единоборстве Ярилы и Мороза, но и в их собственномустройстве
-5-
жизни. В их стране одни богаты, другие бедны. (Бобыль и Бобылиха-
Мураш, Купава – Лель)
На третьем уроке основное внимание будет уделено анализу
действия 4. Тема урока: Царство берендеев и царь Берендей в пьесе.
1. Особое внимание уделено в «Снегурочке» изображению царства берендеев, причём изображению утопическому. Островский относит действие пьесы к «доисторическому времени», и это «не простая условность, а характеристика самых существенных признаков образа жизни и мировосприятия берендеев. Здесь, в царстве берендеев, всякое посягательство на неизменность образа жизни, пренебрежение к традициям и к законам общества воспринимаются как тягчайшее преступление и жестоко наказываются, потому что ведут к нарушению равновесия между человеком и природой и в конечном счёте – к гибели народа.
- Проследим как реагирует Берендей на жалобу Купавы.
- Какие черты идеального царя воплотил автор в образ Берендея?
2. Сравнение эскизов росписи Владимирского собора в Киеве
В.М.Васнецова с живописью царя Берендея.
( «..художник создаёт графические композиции растительного и геометрического орнамента в цветах народной, жизнеутверждающей палитры…» )
3. Инсценирование действия 4, явление 3: « Встреча Снегурочки и Мизгиря»
Каждый исполнитель рассказывает, в каком настроении, душевном состоянии находится его герой, разбираются движения и жесты персонажей.
Выбираются лучшие предложения одноклассников.
4. Итоговый тест по пьесе Островского «Снегурочка»
6. От кого услышал Мороз о намерении Ярилы сгубить Снегурочку:
а) от Бобыля
б) от Лешего
в) от птицы бабы
7. Что же «манит Снегурочку покинуть терем родительский»:
а) скука
б) людские песни
в) любопытство
8. Кто говорит о Леле:
«…Песни Леля
И речь его – обман, личина, правды
И чувства нет под ними; то лишь в звуки
Одетые палящие лучи»:
а) Мороз
б) Весна
в) Снегурочка
9) Какое языческое божество появляется в конце пролога:
а) Кострома
б) Масленица
в) Ярило
10) Бобыль – это :
а) бедный крестьянин
б) бездетный человек
в) безземельный, бессемейный крестьянин.
-7-
1 – е действие
11. Бирюч оглашает царский наказ:
а) на ранней зорьке выйти на полевые работы
б) венки завивать, круги водить, играть- тешиться
12. За что Бобыль с Бобылихой ругают Снегурочку:
а) за то, что анна ленива и сидит целый день в избе без дела
б) что не принесла им в дом богатства
в) что Снегурочка отвадила всех женихов «суровым, неласковым обычаем своим»
13. Вставьте слова Снегурочки: « Моя беда, что (…) нет во мне. Толкуют все, что (…) нет во мне. Толкуют все, что есть (…) на свете, что девушке (…) не миновать; а я (…) не знаю; что за слово: (…) друг и что такое (…) - не ведаю».
14. Как поступает Лель с цветком, который дароит ему Снегурочка:
а) бережно хранит его
б) бросает его на землю
в) дарит его Купаве
15. Мизгирь говорит:
« Видишь солнце
На западе, в лучах зари вечерней,
В пурпуровом тумане утопает!
Воротится ль оно назад?»
Как дальше развивает мысль Мизгирь? Он сравнивает ушедшее солнце с: