Оборудование: Интерактивная доска, карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока:
Мотивационный.
2.Целеполагание.
Работа с терминами темы:
-Что такое характер? Образ? Система образов?
- Сформулируйте цели урока, опираясь на ключевые слова.
3. Операционно- деятельностный
Первая учебная ситуация.
Принципы создания характеров.
- Докажите, что антитеза – в основе построения комедии. ( работа в парах).
(2 группы персонажей, открыто противопоставленных друг другу и осознающих себя как противников. С одной стороны – благовоспитанная девица Софья, ее жених, дядюшка Стародум, честный чиновник Правдин. С другой стороны – помещица Простакова, муж ее Простаков, брат Скотинин, сын Митрофан).
Втораяучебная ситуация.
Работа в группах.
1.ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Что смешно , а что страшно в комедии ?
-Какие пороки клеймит Фонвизин?
- В чем актуальность «Недоросля» сегодня?
2.ВОПРСЫ ДЛЯ ГРУПП (работа с текстом, заполнение таблицы):
Смешно
Страшно
1Митрофан:
- обжора;
- трус (Сцены драки со Скотининым);
-тупость в «умственных рассуждениях о существительном и прилагательном» и т. д.
-Почему возможно существование таких людей? (Душевладение, крепостное право).
Третьяучебная ситуация.
1.Какую роль в пьесе играет Стародум? (идеи автора о воспитании и образовании).
а).Чтение афоризмов Стародума ( были даны как домашнее задание)
б).Вывод: воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу» .Вначале надо воспитывать добродетель , позаботиться о душе, а потом об уме. Как это сделать? Нужен закон, чтобы добродетель стала выгодной. Но такого закона нет. А значи,т виноваты те, кто устанавливает законы. Вот в кого метил Фонвизин.
Четвертая учебная ситуация.
По законам классицизма добро побеждает зло.
Почему победило добро к комедии? (Благодаря вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем закона, не получи он письмо от наместника, все обернулось бы иначе)
Русская комедия вынуждена была прикрывать сатирическую остроту надеждой на законное исправление. Фонвизин разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством властей. Горечь мысли о случайности победы добра придает комедии трагический подтекст.