Просмотр содержимого документа
«Система уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"»
Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.
История создания романа "Отцы и дети"
Ход урока
Лекция учителя
Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.
Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.
Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова. По жанру роман является социально-психологическим.
Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.
Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.
Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.
Комментированное чтение
Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».
- Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).
Задание.
I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.
( В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.
Домашнее задание
Подготовить реферат «История создания романа «Отцы и дети»
Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).
Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.
Ход урока
Слово учителя
Базаров – нигилист
Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.
Сравним, определения, данные в словарях.
Учитель открывает доску:
Нигилизм - это..
(от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
“безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
“голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)
Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.
Работа над следующими вопросами:
Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
Характеристика Базарова.
1
Внешность
2
Происхождение
3
Воспитание
4
Образование
5
Взгляды
6
Отношения с окружающими
7
Речь, лексика
Примерное заполнение
1
Внешность
Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями
2
Происхождение
Разночинец, отец – полковой лекарь
3
Воспитание
Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”
4
Образование
Университет, естественные науки, будущий доктор
5
Взгляды
Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”
6
Отношения с окружающими
Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор
7
Речь, лексика
Резкость в суждениях, нет иностранной речи
- Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.
Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.
1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).
Работа над следующими вопросами:
Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
Что дает портрет для понимания характера этого человека?
Как представляется Базаров? Почему?
Чем занимается Базаров?
Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?
Идеологический конфликт
Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие — ничегонеделание
Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.
Спор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ — патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.
Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.
Работа над следующими вопросами:
Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
Кто же такая Одинцова?
Любовь к Одинцовой.
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, — неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.
Работа над следующими вопросами:
Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?
Отношение к родителям.
Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”
Смерть Базарова
Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.
Работа над следующими вопросами:
Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
Остаётся ли он нигилистом?
Итог урока
Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.
Домашнее задание
Подготовиться к анализу образов главных героев.
Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе
Цели: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее; научиться анализу произведения; развивать монологическую речь у учащихся.
Ход урока
Оргмомент.
Беседа по теме урока
- Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.) - Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:
Базаров прав: Надо делать дело. Надо проверять любую истину
Павел Петрович прав: Нужна связь во времени, т. е. преемственность
Базаров не прав: В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль)
Павел Петрович не прав: В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла
- Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.) - Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом — это дань моде, времени.
Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.) - Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.) - Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.) - Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
II. Итог урока.
Слово учителя.
В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети — это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.
Домашнее задание
Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви
Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»
Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.
Работа по теме урока
Групповая работа с карточками.
Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р. 1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р. 2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова? 3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой. Вывод. Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки. Группа 2. Николай Петрович и Фенечка. 1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа? 2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича. 3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова? Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно. Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова. 1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине. 2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. 3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову? 4. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова? 5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича? 6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича? Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко. Группа 5. Аркадий и Катя. 1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну? 2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI). 3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати? Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.
Итог урока.
Слово учителя
Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм — это порождение разума, а любить можно только сердцем.
Домашнее задание
Ответить на вопросы
Тема урока: Смерть Базарова.
"Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг" .
Писарев.
Цели: проверить и закрепить знания; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя; развивать устный речь.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Вступительная беседа
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".
Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".
Анализ сцены смерти
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова? ("фигура... обреченная на погибель"). Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
- Обратимся к последним станицам романа. Какое чувство вызывают последние станицы романа?
- Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав : «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг?
(В это момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).
- Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?
( Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя).
- Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
- Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира.)
Итог урока
- В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
Домашнее задание
Ответить на вопрос: Почему роман заканчивается смертью главного героя?
Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы
Цель: предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в ыборе и составлении плана.
Ход урока
Выбор темы сочинения
Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»).
Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Столкновение Базарова с собственной теорией.
«Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова).
Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
Примерные темы:
Обсуждение темы «Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева».
1.Составление примерного плана:
1. Время создания романа «Отцы и дети»
2. Столкновение представителей отцов и детей.
3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?
Обсуждение темы «Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Составление примерного плана:
Основная проблематика романа.
Тема «нового» человека – одна из главных в творчестве И.С. Тургенева.
В чем автор видит суть взглядов «новых» людей.
Причина несостоятельности взглядов героя.
Обсуждение темы «Столкновение Базарова с собственной теорией».