Просмотр содержимого документа
«Система уроков по литературе М.Пришвин "кладовая солнца"»
Урок 1.
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца».
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.
Образ природы в сказке-были.
Цели: 1.Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя- показать единство человека и природы.
2.Развивать речь, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
I.М. Пришвин. Слово о писателе.
(Выступления 2-х учащихся.)
1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала гимназия, затем реальное училище в Тюмени, затем политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М. Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете.
В Россию вернулся агрономом, но с широким общегуманитарным образованием. Писатель познакомился с известными русскими этнографами Шахматовым и Ончуковым.
Языковеды уговорили Пришвина поехать на север России для собирания народных сказаний, поверий, песен, пословиц и поговорок. В этот момент и решилась судьба Пришвина. Он согласился на уговоры и уехал на Онежское озеро.
2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет учителей и предшественников. Это неверно. Учитель у Пришвина есть. Тот единственный учитель, которому обязана своей силой , глубиной и задушевностью русская литература. Этот учитель- русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё объединено человеком – неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Главное действующее лицо в рассказах о природе- сам Пришвин: охотник, ученый, художник слова, искатель правды.
М. Пришвин умер 16 января 1954 года.
II. Беседа с классом по заранее прочитанному тексту.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с. 39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: «Они были очень милые»; «И какие это были умные детишки!»; «наши любимцы».)
3)Почему он их называет «Золотая курочка» и «мужичок-в-мешочке»?
( Ласковое прозвище «золотая курочка» придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: «курочка», «ножки», «монетки», «носик», «чистенький», «веснушки». Митраша описан по- другому. Главное в его описании- мужские, волевые качества. Прозвище «Мужичок- в – мешочке» означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами «мужичка».)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, «о всех живых существах». Автор и восхищается, и гордится ими: «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!»)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, «как и покойная мать», «вставала далеко до солнца», «выгоняла своё любимое стадо», топила печь, готовила обед, «хлопотала по хозяйству до ночи» Митраша «выучился у отца» делать деревянную посуду, «на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.»)
Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 41 со слов «Очень хорошо….» до слов «…или картошку сажать.»)
6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, «как отец наставлял его мать» и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот «начинает злиться и хорохориться». Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде «Настя и Митраша собираются за клюквой». (с. 43 «Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква»).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о «палестинке» в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился «сам по себе, по своей тропке». Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Комментарий учителя:
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (с.45)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк –друг и враг человека: «одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему». Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое «как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце».(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого «сосна простонала», а «ель зарычала».
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.
ВЫВОД:Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.
1 эпизод-«Митраша в беде».
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?(с.52-53)
(«Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной» - тревога уже в этом. Елочки –старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность».
2 эпизод-«Приключения Насти в лесу».
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: «Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?» Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, «до того были тихи».)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода «Ссора Насти и Митраши» (Подготовлено заранее)
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
Вопросы классу:
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?(с.46, 47)
2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до этой мудрости?
3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском обиды и раздражения?
4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё и компас?
5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65
2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки? с.66
3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям? с.69
V.Домашнее задание.
Приготовить сообщение на тему «Сравнительная характеристика Насти и Митраши» по данному плану.
Сделать иллюстрации к сказке- были.
План:
1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
2.Их портреты.
3.Сходные черты:
а)трудолюбие;
б)деловитость;
в)хозяйственность;
г)любовь к родителям.
4.Различия:
а)уступчивость и благоразумие Насти;
б)строптивость и упрямство Митраши;
в)жадность Насти, её способность правильно оценивать свои поступки;
г)воля, находчивость, смелость Митраши.
5.Отношение автора к Насте и Митраше.
Итог урока:
-Каковы были взаимоотношения между ребятами?
-Какова роль природы в развитии событий?
Урок 2.
Тема: М.Пришвин «Кладовая солнца». Сюжетные
особенности. Сказка – быль. Смысл названия.
Цели: Продолжить анализ текста на новом структурном уровне.
Познакомить учащихся с новыми литературными понятиями,
уметь находить их в тексте художественного произведения.
По названию дать общую оценку содержания произведения
(поэтика названия).
Ход урока.
I.На разных этапах изучения произведения к этому уроку учащиеся уже сделали портретные характеристики героев. Через сюжетные картинки проследили путь героев в литературном произведении, выделяя ключевые моменты.
1) - Кто и что сопутствовало героям в их пути по страницам художественного произведения?
Зачитываются выразительно части текста:
1)история Травки и Антипыча;
2)звонкая борина;
3)волк Серый помещик;
4)лось.
Лирическое отступление – высказывание автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. Они дают автору возможность непосредственно общаться с читателем. (на доске)
2). Образ рассказчика, повествователя.
Постранично из текста выбираются предложения, в которых упоминается местоимение «мы», от этого собирательного лица ведётся повествование.
С. 39 «Мы жили в этом селе через один дом»
С.49 «Мы с давних пор ездили к Антипычу на охоту.»
С. 52 «Мы это так понимаем»
С.55 «Мы, ребятишки,..»
С. 67 «Мы, охотники,..»
С.69 «Мы думаем: это правда…»
С. 71 «Настя и Митраша жили от нас через дом»
С.72 «Мы – разведчики болотных богатств»
Вывод: Рассказчик, повествователь может подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.
В «Кладовой солнца» повествователь выступает в разных лицах, собирательный образ «мы»- дети, охотники, геологи. В этом произведении автор и повествователь далеки друг от друга, автор через лирические отступления ведет разговор с читателем, а повествователь излагает историю Насти и Митраши.
II. Сказка – быль.
На доске:
Быль – рассказ о действительном происшествии.
Синонимы: реальный- действительный, существующий, не воображаемый.
Определение «Сказка» в учебнике(с. 312 словарь литературоведческих терминов).
Что относится к были?
Сказочные мотивы. Повторение по плакату «Теория сказки» и соотношение с текстом повести.
Можно делать сопоставление по плану:
Место и время.
Герои и их путь.
Враги и помощники.
Финал.
Вывод: «Никакой правды не бывает без выдумки! Напротив!
Выдумка спасает правду…»
«Содержание всякой сказки – это борьба человека – героя с каким –
нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым».
М. Пришвин.
III. Поэтика названия.
На доске:Торф - плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо.
Кладовая----клад----торф(природное богатство)
Образ солнца.
«первый луч солнца…на щеках у детей»
«серая хмарь»
«хмарь закрыла всё солнце»
солнце и пень
солнце вечером.
Вывод: Кладовая солнца – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Солнце как основа жизни.
IV.Групповые задания с кроссвордами.
Найти ключевое слово в кроссворде и дать толкование: какое отношение к тексту имеет слово.
Приложение 1.
1. Птицы, чей голос назван стрёкотом или треском.
2. Какая птица озвучена «дрон-тон»?
3.Первое слово в названии произведения.
4.Имя главной героини.
5.Что солили в кадушечках, которые делал Митраша?
6.Как звали козу в хозяйстве детей?
Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?
1
2
3
4
5
6
Приложение 2.
Название дорожки, по которой разошлись дети?
Что произошло с Антипычем?
Какое отчество у старого хозяина Травки?
Какую ягоду собирали дети?
Как звали тетерева?
Какой предмет должен был указать Митраше, где его дом?
Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?
1
2
3
4
5
6
Приложение 3.
Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой?
За какой ягодой пошли дети?
Как называется место, где росла ягода?
Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды.
Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте?
Самое большое животное в произведении.
Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?
1
2
3
4
5
6
В работе представлена система уроков по темам,
соответствующим требованиям программы под редакцией
В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2005 6-е издание) и ориентированным на учебник – хрестоматию 6 кл. под
редакцией В. Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2006г.
Обобщен и систематизирован материал уже
существующих поурочных разработок по данной теме,
показаны различные виды деятельности обучающихся
на уроке. В работе содержится методика изучения
теоретических литературоведческих понятий при целостном изучении художественного текста.
Пояснительная записка
Поурочные разработки Полухиной В. П., предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я. не вполне соответствуют темам, предложенным программой. Планирование составляется на основе программы, поэтому мы решили представить свои разработки уроков, темы и содержание которых соответствуют именно программному.
Изучение сказки – были «Кладовая солнца» в школьной программе имеет долгую историю. Существует много теоретического, дидактического и методического материала, который разрабатывался учителями нескольких поколений. Мы же в своей работе расставляем акценты и систематизируем материал, адаптируя его к требованиям, предъявляемым к современному уроку; предлагаем различные виды деятельности учителя и обучающихся: от аналитической беседы до разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые пожелают воспользоваться нашими разработками, смогут выбрать то, что будет оптимально подходить по уровню подготовки классов.
«Кладовая солнца»- сказка – быль.
Цель – систематизация и обновление материала, используемого при планировании и проведении системы уроков по сказке –были М. Пришвина «Кладовая солнца».
Задачи:
-совместить программные требования и содержание учебника по изучаемому произведению;
-представить разные виды деятельности учителя и обучающихся;
-показать возможность доступного изучения литературоведческих терминов при целостном анализе художественного текста.
Наша разработка поможет учителям при подготовке к урокам и их проведении. Кроме содержательной стороны мы предлагаем чёткую привязанность плана урока к тексту, предлагаемому учебником –хрестоматией под редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане указаны страницы учебника, где можно найти ответы –это значительно сэкономит время на уроке и облегчит работу, что позволит задать больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить большему количеству учеников.
Инсценировки, игровые моменты, творческие групповые задания позволят сделать урок живым и увлекательным.
Литература
Егорова, Н. В. Поурочные разработки по литературе 6 класс
[ Текст ]: учебное пособие / Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2005.- с. 172 – 175.
Коровина, В. Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература [ Текст ]: программа / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2005. – с. 126-143.
Коровина, В. Я. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 [ Текст ] : учебник – хрестоматия / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2006. – с. 38-74.
Полухина, В. П. Читаем, думаем, спорим [ Текст ]: Вопросы и задания по литературе 6 класс / В. П. Коровина. – М.: Просвещение, 2000. – с. 118 – 125.