Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».
Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».
В начале урока детям было предложено поразмышлять над актуальным жизненным вопросом, поэтому в работу включились и дети, не прочитавшие рассказ.
Постановка проблемного вопроса активизировала внимание учащихся, поэтому они легко справились с постановкой целей урока.
Это четвёртый урок по изучению творчества И.А.Бунина. Он занимает особое место в системе уроков по изучению художественного мира писателя.
Работоспособность достигалась путем особой организации урока, эмоциональным настроем учеников и учителя. На уроке была создана атмосфера непринуждённости.
В конце урока подвели итоги и сделали выводы, оценки учащихся за устные ответы были прокомментированы, а творческие высказывания по впечатлениям сданы были по желанию, домашнее задание дано вариативно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник». »
ТЕМА: Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»
Класс: 11 класс
Форма проведения: урок-размышление
Раздел программы. Творчество И.А.Бунина. Рассказы о любви (11 класс).
Тема занятия.Символика названия рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»
Дидактическая цель – создать условия для осознания, осмысления, систематизации и обобщения по теме средствами метода творческого чтения и комплекса педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Текст рассказа
Цели и задачи занятия:
Цели
Задачи
1. Выявление особенностей понимания любви Буниным, раскрытия темы России, художественной манеры писателя
1. Раскрыть особенность понимания любви Буниным через сопоставительную характеристику героев (портрет, увлечения, отношение друг к другу, понимание смысла жизни).
2. Выявить отношение Бунина к России через упоминание памятников древней Москвы, использование реалий современной Москвы, бытовых зарисовок, умозаключений героев о Руси.
3. Провести анализ «филологии» Бунина: художественных средств (метафор, эпитетов, оксюморонов и др.) и литературных приёмов.
2. Активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.
1.Закрепить навыки анализа текста:
- определение темы;
- формулирование главной мысли;
- определение художественных средств и их роли в тексте;
- сопоставление (определение предмета сопоставления, сходств и различий и т.д.)
- обобщение, формулирование выводов;
- выявление причинно-следственных связей.
2. Продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка обучающихся в процессе анализа текста.
3. Включить в процесс урока задания на развитие воображения и фантазии.
Методы обучения: метод творческого чтения, проблемный, метод проектов.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Опережающее домашнее задание к уроку.
Пользуясь энциклопедическим словарём, рассказать о литераторах, чьи имена упоминаются в рассказе.
Рассказать о религиозных праздниках, которые указаны в рассказе
Повторить средства художественной выразительности
ПЛАН УРОКА.
Организационный момент
Подготовка учащихся к восприятию материала
Целеполагание
Актуализация знаний
Первичное усвоение знаний
Осознание и осмысление материала
Закрепление учебного материала
Обобщение и систематизация материала
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию.
Вл. Ходасевич
Организационный момент.
Подготовка учащихся к восприятию материала.
Слово учителя (на фоне колокольного звона)
СЛАЙД 3
Между временем и вечностью,
Как над брызнувшей водой,
К нам заброшен бесконечностью
Мост воздушно – золотой, -
Разноцветностью играющий,
Видный только для того,
Кто душою ожидающей
Любит Бога своего,
Кто, забыв своё порочное,
Победил громаду зол
И, как радуга непрочная,
Воссиял и превзошел
К. Бальмонт.
Ради чего человек приходит в мир? Что важнее: материальное или духовное? Каждый из нас рано или поздно задумывается над этими вопросами, дает свой ответ на них.
Сегодня я приглашаю вас поразмышлять об этом вместе с И.Буниным на необычном уроке, уроке – размышлении по рассказу «Чистый понедельник».
СЛАЙД 4
Этот рассказ И.А.Бунина входит в сборник «Темные аллеи», который создавался писателем в «окаянные годы» эмиграции. Сам писатель называл этот сборник своей лучшей книгой, а лучшим рассказом – рассказ «Чистый понедельник».
Дома вы познакомились с рассказом, сложилось свое мнение. На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).
Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.
Как понимаете выражение «духовные искания»?
Поиск человеком ответов на нравственные вопросы, своего предназначения в жизни
С кем из героев рассказа прежде всего связано это понятие?
С главной героиней
Сюжетная линия рассказа – история несчастной любви, а в чем глубинный смысл рассказа? Выскажитесвое мнение одним словом: о чем этот рассказ? (варианты учащихся фиксируются на доске) Например: Любовь Разлука Трагедия
Учитель добавляет слово «обретение». Класс дает толкование слова через подбор синонимов.
СЛАЙДЫ 5, 6, 7
Определение целей и задач урока, постановка проблемы
Постановка проблемного вопроса: какое из понятий, отраженных на доске, является ключевым в рассказе? (добавляем к словам вопросительный знак).
Цель урока самостоятельно формулируют учащиеся, исходя из проблемного вопроса урока и темы урока (проанализировать духовные искания героев, выявить авторскую позицию, ответив на проблемный вопрос).
Актуализация знаний
Анализ рассказа.
СЛАЙД 8
Кто является главным героем рассказа?
ОНА
Проанализируйте портрет героини. Какие ключевые слова используются для создания образа?
У нее красота была какая-то индийская, персидская
Почему восточная красота?
Подчеркнуть ее необычность, непохожесть, отличие от других нездешней прелестью
Особенной была только внешняя красота героини? Чем она удивляла главного героя? Какие эпитеты, сравнения используются и какова их роль в создании образа главной героини?
В центре рассказа образ героини, «непонятной» рассказчику. Для характеристики героини используются слова «загадочность», «странность».
Усиливают непонимание героя, мотив непохожести героини на других девушек
Проанализировать описание комнаты главной героини. Какие детали интерьера подчеркивают особенности характера героини?
СЛАЙД 9
Соединение восточных и западных мотивов, портрет босого Толстого
Почему в комнате находится именно этот портрет?
Портрет писателя в поздний период жизни, когда он отказывается от всех проявлений материального мира, духовные искания характеризуют этот период жизни писателя
Какой музыкальный мотив связан с образом главной героини?
(Учащиеся слушают фрагмент из «Лунной сонаты» Бетховена»)
Почему именно это произведение взято Буниным? Какие грани характера героини открывает музыка?
Что является доминантным в характере героини?
ОНА – загадочность, непохожесть
Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье?
«Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»
Сопоставительная характеристика героев
Работа с текстом. Учитель называет предмет сопоставления, ученики приводят примеры
СЛАЙДЫ 10, 11, 12
Предмет сопоставления
Герой
Героиня
Портрет
Я … был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актер…"Черт вас знает, кто вы, сицилианец какой-то «… и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке»
А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот …
«Корни»
Я… родом из Пензенской губернии
Она из Твери, а её бабушка из Астрахани
Литературные имена
Я привозил ей коробки шоколаду, новые книги – Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского
- Вы дочитали «Огненного ангела»?
(роман В. Брюсова)
И мы зачем-то поехали на Ордынку… но кто ж нам мог показать, где жил Грибоедов? Кому это нужно?
Л. Андреев, А. Белый
… на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого
- Досмотрела. До того высокопарно, что совестно читать.
Она любит цитировать русские летописные сказания, особенно ее восхищает древнерусская Повесть о верных супругах Петре и Февронии Муромских.
Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать…
Она задержалась у могил Чехова и Эртеля
Музыкальные предпочтения
А отчего вы вчера вдруг ушли с концерта Шаляпина?
Он не чувствует окружающей пошлости, которая замечательно запечатлена Буниным и в исполнении «полечки Транблан», когда партнер выкрикивает «козлом» бессмысленный набор фраз, и в развязном исполнении цыганских песен старым цыганом «с сизой мордой утопленника» и цыганкой «с низким лбом под дегтярной челкой»
- Не в меру разудал был. И потом желтоволосуюРусья вообще не люблю.
Она все разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты», - только одно начало
Она может заслушаться церковными песнопениями. Не оставит ее равнодушной сама огласовка слов древнерусского языка, и она как завороженная будет повторять их
Пользуясь таблицей, дайте характеристику героям
Он - реалист, доволен этой богатой, праздной жизнью, жизнелюбив. Она - совмещает в себе эти два мира: посещает рестораны, капустники, концерты, но ходит в храмы, на кладбище, интересуется историей.
Её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже "не в меру разудалого" Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
Она необычная, в ней необъяснимые противоречия. С одной стороны, "похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом, хотя все-таки цветы были у нее любимые и нелюбимые: книги читала всякие, любила поесть и тут же говорила о том, зачем вообще люди едят". Казалось, что ей нравится роскошная жизнь: походы в рестораны, театры, концерты. Она любила хорошую одежду, бархат, шелк, меха. С другой стороны, зачем-то училась на курсах, интересовалась историей, посещала храмы, Раскольничье кладбище и т.д. Герой признается, что она ему непонятна.
Первичное усвоение знаний
В рассказе упоминаются исторические места Москвы, которые посещают главные герои. Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
Отправимся вслед за героями в Москву.
Куда герой возил свою возлюбленную?
Каждый вечер я возил ее обедать в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь", после обеда в театры, на концерты, а там к "Яру", в "Стрельну"…
СЛАЙДЫ 13, 14, 15, 16
Это «Современная Москва»
Какие исторические места с удовольствием посещала героиня?
Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя, Кремль, Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища.
СЛАЙДЫ 17, 18, 19
Это «Древняя святая Москва»
Итак, мы проследили маршруты каждого из героев. О каких чертах характера главной героини свидетельствует выбор маршрута путешествия?
В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внутренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ – внутренний мир героини, свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.
«Православие теперь, когда оно так преследовалось на родине, осознавалось Буниным как неотделимая часть России, ее культуры, её истории и её национальной сути» (Мальцев «И. Бунин»). В какой из этих сфер она «настоящая»?
Героине уютнее в «Древней Москве», но она посещает и «Современную Москву», пытается сделать выбор между земным и духовным
Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя
Это символ Родины.
Как вы понимаете высказывание героини «желтоволосая Русь»
В уста главной героини Бунин вкладывает свое понимание России: не как эдакой наигранной «русскости» но как неподдельной древности ее, православности, суровости («только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь»).
Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала века.
Комментарии СЛАЙДЫ 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
А. Белый. Его лекция пародийно описана в рассказе.
В. Брюсов. «Огненный ангел» - исторический роман В.Я. Брюсова
Л. Андреев. «Я опять весь вечер говорил только о постороннем», – о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева…
Модные авторы европейского декаданса
Гуго фон Гофмансталь. Австрийский символист.
Артур Шницлер. Австрийский драматург и прозаик, импрессионист.
Тетмайер Казимеж. Польский лирик, автор утончённых эротических стихов.
Ст.Пшибышевский. Немецко-польский прозаик
Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Для создания характеров героев автор не использует внутренние монологи, не объясняет словами мысли и чувства героев. Но, чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, «высокопарный» роман В. Брюсова, не интересные ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева… В аристократически утончённой и загадочной, неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
Таким образом, её внутренний мир настолько же отличен от внутреннего мира рассказчика, насколько внутренний мир Толстого отличен от мира Тетмайера, А. Белого, и даже «не в меру разудалого» Шаляпина. Настолько же отличен Чистый понедельник от Масленицы.
О каких религиозных праздниках идёт речь в рассказе? СЛАЙДЫ 27, 28, 29
Чистый понедельник – первый день Великого поста, наступающего после разгульной Масленицы.
Масленица – Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Последний день масленичной недели – воскресенье – называется Прощеным воскресеньем. В это день «православные благочестивые люди ходят по монастырям, посещают соборы, кланяются святым мощам, святыням. В монастырях, в церквях совершается обряд прощения».
В Прощеное воскресенье принято испрашивать прощения друг у друга за все совершенные и несовершенные, только помысленные грехи.
Великий пост (7 недель перед Пасхой) – это время строгости, святости, воздержания, он начинается с Чистого понедельника, который является днем перехода к новой жизни, очищения от греховного, суетного, в это время верующие воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне
Осознание и осмысление материала
Почему мы не узнаем имена героев при большом количестве имен собственных в рассказе?
Имена собственные помогают автору воссоздать конкретную эпоху, показать дух противоречий того времени, создать историко-философский фон для вечной истории любви и расставания… Герои – воплощение вечных устремлений человека к счастью в любви и трагического неосуществления этой мечты
Автор не дает имен своим героям, чтобы придать обобщенный смысл. Номинация героев не столь важна, Бунин исследует культуру России, быт людей, их развлечения, все то, что занимало их души, т.е. духовную жизнь людей.
Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья»?Счастлива ли героиня? Как она определяет, что такое счастье?
«Счастье как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет»
В чем смысл названия рассказа?
Чистый понедельник – очищение, порог в жизни, начало. В Чистый понедельник человек причащается к тайне веры.
СЛАЙД 30
В.И.Даль в «Словаре живого великорусского языка» дает следующие толкования слова «причащение»:
Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа, через это соединяется с Христом, делается причастным вечной жизни.
Участие, сродство, связь, прикосновение.
Какое значение ближе смыслу рассказа? Докажите свою точку зрения.
Какой день она выбирает для ухода в монастырь?
Чистый понедельник
Символично ли название рассказа?
Чистый понедельник – в православной традиции – своеобразная граница, рубеж между жизнью – суетой, полной соблазнов, и периодом Великого поста, когда человек призван очиститься от скверны мирской жизни.
Чистый понедельник – и переход, и начало: от светской, греховной жизни – в вечную, духовную.
Закрепление учебного материала
В чём проявилось мастерство писателя? Раскроем «тайны» Бунина – стилиста с помощью филологического анализа, тем более что, по меткому выражению В. Ходасевича, «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию»
Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе?
Эпитеты, метафоры, оксюмороны.
Давайте вспомним, что такое оксюморон?
От греч. буквально – остроумно-глупое. Стилистическая фигура, парадоксально звучащая антитеза, представленная в виде контрастных слов. «Толпа мертвецов» (Некрасов), «пышное природы увяданье (Пушкин)».
Найдите оксюмороны в тексте?
Неприлично красив, красота и ужас на кладбище. С помощью этого приёма автор показывает противоречивость героев.
Кульминационная сцена – это фейерверк различных деталей поэтики, запаха и света. Найдите подтверждение в тексте.
Запах комнаты соединяется с запахом цветов.
Свет В начале рассказа – полутьма и поцелуи.
Кульминационная сцена происходит в освещённой спальне. А в финале рядом окажется три раза повторенное слово «тёмный»: «И вот одна из идущих посередине инокинь или сестёр устремила взгляд своих тёмных глаз в темноту… Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие…» Свет озаряет любовь. И, напротив, любовь – это вспышка света.
Так и в этом рассказе. Как Масленицу сменяет Чистый понедельник, так и героиня, подарившая, наконец, долгожданную близость герою, уходит в монастырь. Озарила и исчезла.
В рассказе «Чистый понедельник» показана любимая И. Буниным тема мучительно-счастливого мига любви, краткого и одновременно вечного, незабвенного:
Как вам кажется, для чего автор вводит эпизод встречи, узнавания героев в 14-ом году?
Россия на пороге страшных испытаний…Первая мировая, революции, гражданская война. Сталинский режим, надругательство над историей и прошлым…
Может быть, это очищение через страдания. Испытания во имя спасения? Великий пост как время покаяния и испытания веры на прочность сменяется великим праздником. Может, в этом автор и усматривал путь России?..
Таким образом, характеризуя «бунинскую филологию», мы пришли к пониманию «бунинской философии» любви как о «некоем высшем напряжённом моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека».
Обобщение и систематизация материала
СЛАЙД 31
Тезисы – выводы:
Героиня не находит гармонии и красоты ни в современном ей искусстве, ни в обществе;
В рассказе делается противопоставление модерна и древнерусского искусства, мирской и православной церковной культуры;
Уход героини в монастырь – поиск красоты и обретение смысла жизни;
У героини чувство родины сильнее развито, чем чувство любви.
СЛАЙД 32
Выводы:
«Чистый понедельник» - это рассказ о любви, понимаемой как «некий высший напряжённый момент бытия», который озаряет всю человеческую жизнь.
«Чистый понедельник» – это рассказ о ностальгии автора, о глубокой любви Бунина к России.
Соединяя воедино музыкальное, живописное, поэтическое, древнее и новое, - автор пишет своеобразный «штрих золотом по бархату» портрет эпохи, воссоздаёт её атмосферу. Создавая поэтический портрет эпохи, Бунин придал рассказу объём эпопеи.
«Чистый понедельник» - это ещё одно свидетельство непревзойдённого мастерства писателя – «лучшего стилистасовременности» (Горький).
Рефлексия
Вернёмся к записям на доске. Какое из данных слов, на ваш взгляд, отражает смысл рассказа?
Любовь
Разлука
Трагедия
Обретение
Можно ли говорить об обретении в рассказе, ведь герои расстаются?
Что обретает героиня?
Духовное успокоение (эпизод в церкви)
СЛАЙД 33
ОНА
Начало рассказа
Конец рассказа
ЗАГАДОЧНОСТЬ
НЕПОХОЖЕСТЬ
РАЗДВОЕННОСТЬ
ДУХОВНОЕ УСПОКОЕНИЕ
МИЛОСЕРДИЕ
СОСТРАДАНИЕ
Как вы думаете, обретение состоялось только для главной героини?
Что изменяется для главного героя?
СЛАЙД 34
Вывод:
В рассказе есть и любовь, и разлука, но главным является обретение человеком своего места на земле, осознание своего предназначения.
Я прошу вас вернуться к той работе, с которой начали урок. На листах, где было зафиксировано первоначальное впечатление от рассказа, запишите ваши чувства, мысли, ощущения после анализа рассказа.
Домашнее задание (по выбору):
СЛАЙД 35
Задание №1 – Ответить письменно на вопросы: Как изменилось понимание рассказа после анализа? О чём заставил задуматься этот урок? (для всех учеников)
Задание №2 – сообщение (+ презентация) о жизни и творчестве А.И.Куприна (индивидуальное)
Методическая литература:
Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. М.: ВАКО, 2004.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005
Медведева В. «Всякая любовь - великое счастье». Разговор с 11-классниками о книге Бунина «Темные аллеи» //Литература в школе. - М., 1997. - № 3. - С. 13.
Николина М.А. Лингвистический анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. - М., 1996. - № 3. - С. 79.
Долгополов Л. Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода. - Л., 1985. - С. 340.
Интернет-ресурсы:
http://rudocs.exdat.com›docs/index-516313.html
www.zavuch.info
http://rudocs.exdat.com/docs/index-11836.html
Краткое описание:
Урок-размышление по рассказу И. А. Бунина «Чистый понедельник» проводится с применением элементов проектной методики, позволяющих разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация заключается в том, что после прочтения рассказа учащиеся считают рассказ «странным, непонятным». Задача учителя – анализируя рассказ, раскрыть идейное своеобразие. Использование ИКТ на уроке позволяет сделать урок наглядным, интересным, содержательным. Ученики занимают в уроке активную позицию. Они самостоятельно проводят мини-исследования по характеристикам героев рассказа, оформляют свои наблюдения в форме таблицы, выстраивают ассоциативные цепочки, выступают на уроке с сообщениями. И в результате приходят к пониманию глубокого смысла рассказа.