Интегрированный урок литературы и самопознания по теме: «Сила любви в рассказах И.Бунина»
Разработала: учитель русского языка, литературы и самопознания Эрдлей А.П.
Тема: «Сила любви в рассказах И.Бунина»
Цель: определение художественного своеобразия рассказов И.Бунина о любви, значимости ценности «любовь», создание условий комфортного, уважительного взаимоотношения между юношами и девушками класса.
Задачи:
- Определить многозначность ценности «любовь».
- Проанализировать рассказы И.Бунина, проследив динамику взаимоотношений героев в произведениях.
- Рассмотреть актуальность тематики сегодня.
- Выполнить творческую работу, способствующую раскрытию ценности «любовь».
Ход урока
1.Круг Любви
(исполнение песни Б.Окуджавы «Давайте восклицать…»
2.Беседа
- Что такое комплименты?
- Легко ли говорить комплименты?
- Почему тогда, когда мы хотим сделать человеку приятно, у нас не хватает слов? Всегда ли виной тому бедность нашего словарного запаса?
- Часто ли сами говорите комплименты? В каких случаях это бывает? Эти слова звучат искренне или являются неким заискиванием перед нужным вам человеком?
- Что значит, говорить комплименты любя?
- Что мы понимаем под словом ЛЮБОВЬ?
- Какая бывает любовь?
- Какие качества личности, нравственные ценности должны идти рядом с ценностью «любовь»?
3. Глоссарий
Любовь
Порядочность
Честность
Искренность
Открытость
Откровенность
Ответственность
(определения даны по словарю С.И.Ожегова)
Прошу обратить внимание на тесную связь, существующую между данными ценностями.
4.Обсуждение и анализ рассказов И.Бунина «Легкое дыхание» и «Темные аллеи»
Сегодня мы поговорим о силе любви, раскрытой Иваном Буниным в его рассказах.
- Что вы понимаете под силой любви?
СИЛА ЛЮБВИ – это способность человека к проявлению своих душевных свойств.
А.Н.Тихонов
- Как относится к жизни героиня рассказа «Легкое дыхание» Оля Мещерская?
- Что значили для нее отношения с Малютиным?
- Для чего автор вводит в рассказ историю с казачьим офицером?
- Какие черты характера героини раскрываются в ее разговоре с подругой?
- Какие лирические отступления помогают определить желание героини жить «легкой», как дыхание жизнью?
-Почему, на ваш взгляд, жизнь Оли была такой быстротечной и короткой?
5.Ролевая игра
- Сейчас вы увидите эпизод из рассказа «Темные аллеи».
Попытайтесь определить, чем Надежда отличается от Оли.
6.. Художественные особенности
-Какие части выделяет Бунин в сюжетной ситуации?
- Какую роль выполняют женщины, мужчины?
- Как сложились отношения между Надеждой и Николаем Алексеевичем?
- Почему эта любовная история оставила в душе женщины пожизненную рану?
- Как оценил ее чувства Он?
- В чем проявилась сила любви героев? (она никогда не переставала любить его, доказательством тому является цветообраз: алый шиповник, красный цвет кофточки, красные «татарские туфли»; Он «думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».
-«Темные аллеи» названы критиками «энциклопедией любви». Почему?
- Какое из произведений более ярко и доказательно показывает человеческие чувства, возникающие между влюбленными?
Какой основной принцип в изображении любви использован автором? (контраст: любовь и смерть)
- Актуальна ли тема сегодня? Почему?
- Как следует относиться к жизни, несмотря на все ее капризы и сюрпризы? (жизнь нужно ценить и беречь)
- Просмотр фильма
«Всё начинается с любви…»
- Любовь между мужчиной и женщиной, юношей и девушкой очень часто проблематична, но во многих случаях уникальна. Посмотрите отрывок из фильма и подумайте: как все же бывает чаще?
- Творческая работа
- Группа – Гимн Любви
- Группа –правила взаимоотношения между молодыми людьми
- Группа – нарисовать свое представление о ценности ЛЮБОВЬ
- Презентация
Цитата урока
Чистая, высокая мечта об идеальном – это великая внутренняя духовная сила человека.
В.А.Сухомлинский
- Как понимаете это высказывание?
- Круг «От сердца к сердцу»
Прочитать пожелания о любви и подарить гостям (из дом. задания)