kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.Есенин. Очерк жизни и творчества

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка литературно-музыкальной композиции в 11 классе

познакомить учащихся с биографией С. Есенина, используя его   

стихотворения;

научить глубже анализировать поэтический текст, соотносить его

содержание с критической и мемуарной литературой;

прививать любовь к поэзии, к прекрасному.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.Есенин. Очерк жизни и творчества»














С. Есенин


Очерк жизни и творчества


(разработка литературно-музыкальной

композиции в 11 классе)








Подготовлено учителем

Высшей категории

Романовой Л.С.















Донецк 2015г.




Вопросы к уроку распределяются заранее среди учащихся, которые самостоятельно ищут ответы на них, подбирают стихотворения С, Есенина.

Все учащиеся выступают в роли литературоведов, собравшихся в "Литературной гостиной" на беседу за "круглым столом". На каждом столе - салфетки, подсвечники, букетики осенних цветов и листьев, компьютерная презентация с музыкальным сопровождением.


С. Есенин (1895 - 1925 гг.)

Тема урока:



Цели урока:






Тип урока:


Оборудование:




Эпиграф:

Очерк жизни и творчества


познакомить учащихся с биографией С. Есенина, используя его

стихотворения;

научить глубже анализировать поэтический текст, соотносить его

содержание с критической и мемуарной литературой;

прививать любовь к поэзии, к прекрасному.


урок-исследование


портрет С. Есенина, выставка книг, фотографий, проспекты по

есенинским местам, репродукции картин Левитана и Поленова,

пластинки, кассеты с записью песен на стихи С. Есенина.


Есенин - это вечное...

Н. Тихонов



Ход урока

  1. Организация класса

  1. Объявление темы, цели урока.

  2. Работа по теме урока.


  1. Звучит песня в исполнении Л. Лещенко "Отговорила роща золотая..."

2. Вступительное слово учителя.


Этой песней на стихи С. Есенина мы открываем свой урок, посвященный творчеству этого удивительного поэта. Александра, сестра Есенина, вспоминает, что в " работе над этим стихотворением у него была замечательная помощница - наша рязанская природа, с пролетающим в поле косяками журавлей, с "костром рябины красной", стоявшей перед нашим боковым окном".

У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи.

Каждый раз, обращаясь к поэзии С. Есенина, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий.

Вселенская поэзия С. Есенина, озаренная немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире, вместе с тем удивительно земная, близкая каждому.

3. Звучит стихотворение Н. Браун.


В этом имени – слово «осень».

Осень. Ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

Сергей Есенин –

Всей России встают черты.

И весенних осин сережки,

И рязанского неба ширь,

И проселочные дорожки,

И приокские камыши.


На экране возникают слайды с изображением дома Есениных. Села Константинова. За кадром звучат слова: «В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением села являлась церковь, стоящая в центре села. За церковью, на высокой крутой горе – старое кладбище наших предков... Здесь у маленькой каменной часовни на старинной плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на наши приокские дали», - вспоминала сестра поэта (слайд).


4. Iя группа литературоведов рассказывает о детских годах С. Есенина.

1. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. В трехлетнем возрасте он был отдан на воспитание родителям матери - Титовым.

Большое влияние на мальчика оказал дед Федор. Он был известен всей округе как веселый, умный и своенравный мужик. Дед Федор учил его читать, пел ему старинные песни и духовные стихи. Бабушка и старуха - приживальщица, ухаживая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Протяжные, грустные народные песни слышал он из уст матери.

"Детство прошло среди полей и степей". "В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни", - писал позже Есенин.

Мир народно - поэтических образов окружал его с первых дней жизни:


Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской, ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.


Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах, выезды в ночное, сенокосы. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.


До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и. лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес,

- напишет он позже.


2. С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. "Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, - вспоминал поэт. - Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах". В девять лет мальчик поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. Учился он с особым тщанием и охотой. Окончил училище с похвальным листом "за весьма хорошие успехи и отличное поведение".



Потом его отдают во второклассную учительскую школу в селе Спас - Клепики. Здесь он с увлечением занимается в литературном кружке, знакомятся с поэзией XIX века.

Писал Сергей с малых лет почти без перерывов, но именно здесь, в Спас - Клепиках, он почувствовал себя поэтом. «...Сознательное творчество отношу к 16-17 годам» , - отмечал он. Первые его стихи уже тогда говорили о его большом поэтическом даровании. (" Сыплет черемуха снегом...", "Выткался на озере алый свет зари", "Вот уж вечер. Роса...")


3, Ученик читает стихотворение

"Сыплет черемуха снегом...",

проводит идейно - художественный анализ этого стихотворения.


4 . Есенин мечтает всерьез заняться литературой, сблизиться с поэтами, войти в их творческую среду. Сделать это можно было только в Петербурге или в Москве.


5. 2я группа литературоведов рассказывает о юности С. Есенина.


1 . Весной 1912 года С. Есенин переехал в Москву. Три года проведенные в Москве, стали периодом духовного пробуждения молодого поэта.

Литературные интересы приводят Есенина в Суриковский кружок. Суриковцы вовлекают Есенина в общественно - политическую работу.

В 1913 г., стремясь пополнить свое образование, Есенин поступил в Народный университет имени А. Л, Шанявского на историко- философское отделение. В журналах появляются первые произведения - "Береза", "Черемуха", "Пороша" и др.


  1. Ученик читает стихотворение "Черемуха", проводит идейно - художественный анализ этого стихотворения.

  1. В поисках больших возможностей публиковать свои произведения, С. Есенин в 1915 году приезжает в Петроград. Здесь он встречается с видными поэтами, становится известным в литературных кругах.

Большое впечатление произвело на него знакомство с Александром Блоком, который высоко оценил его стихи. Блок писал Есенину:


Это тебе, Сережа.

Мой любимый песенник, Сережа.

Боль, как птица рвется с языка.

Знаю я - тебе всего дороже

Кровью сердца писаная строка.


В эту пору начинается история "дружбы - вражды" Есенина с поэтом Н. Клюевым. Клюев называет Есенина "Сергеюшко".


В 1916 году в Петрограде вышел первый сборник стихотворений С. Есенина - "Радуница". Его основная тема любовь к России.


О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.


Холодной скорби не измерить

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

"Запели тесаные дроги...” 1916 г.


  1. Революцию 1917 г. Есенин приветствовал. Но восприятие Есениным революции имело свои особенности, связанные с мировоззрением поэта, с его пониманием социально - исторического процесса. В автобиографии Есенин отметил: "В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном". Революционные события отразились в романтических поэмах Есенина 1918 г.: "Преображение", "Иорданская голубица", "Инония".


Звучит отрывок из поэмы "Иорданская голубица".

  1. Идейно - художественный анализ отрывка.


  1. 3я группа литературоведов рассказывает о месте родных (матери, сестры) в лирике С. Есенина.


  1. Одно из самых больших мест в лирике С. Есенина занимают стихотворения родным. В них по - настоящему художественны образы, без которых трудно представить себе творчество Есенина. И, прежде всего, в трудные минуты жизни поэт обращается к матери, как к верному другу. Он вспоминает ее доброту, ее песни, говоря, что только она ему "помощь", "отрада", "свет".


2 . Звучит стихотворение "Письмо матери".

Идейно - художественный анализ стихотворения.


1. Много стихотворений посвящено сестре Шуре. "Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать," - просит Есенин, и под эту песню вспоминает родимый дом.

Звучит стихотворение: «Ты запой мне ту песню..."

Идейно - художественный анализ стихотворения.


Семья была для него неотделима от Родины. Слова "родина", "род", "родной" происходит от одного корня, поэтому неотделимы друг от друга. И не случайно главной темой, такой же, как и тема о родных, является у него тема родины. Лирика Есенина отличается своеобразной цельностью. Лучше всего об этом сказал сам поэт: "Моя лирика жива одной большой любовью , любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве."


  1. 4я группа литературоведов рассказывает о теме Родины в творчестве С. Есенина.


1. Больше всего С. Есенин был привязан к Гоголю и Пушкину, учился у них. Как и Пушкин, искал истоки "песенного слова "в народном творчестве. «Это все есть у народа»,- говорил Есенин. - Это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить."


Первый образ, который розвдает воображение, когда мы вступаем в поэтический мир С. Есенина, - это береза. Помните у Лермонтова - символ Родины: "Дубовый лист оторвался от ветки родимой". - У Есенина - это береза. Есенин, когда писал стихотворение "Береза", был нашим ровесником.


  1. Звучит стихотворение "Береза".

Идейно - художественный анализ стихотворения.


  1. Жадно вглядывался он в картины природы: с трепетом ожидал восхода солнца, засматривался на очертания старого леса, на поля, покрытые зеленеющей рожью и васильками. Думаю, что все это и отразилось на становлении его как певца родных просторов, певца Родины.


Звучит Песня "Береза" (грамзапись).


  1. Есенин часто говорил: "Я деревенский поэт". И действительно, человек и природа у него - единое целое. Поэт ощущал себя частицей природы, он часто говорил: "я очень люблю всякое зверье". Животные напоминали ему о деревенском детстве, освежали впечатления, оставленные живой красотой родных полей, лесов, широкой сильной реки.


Звучит Песня "Я обманывать себя не стану" (группа "Отпетые мошенники").


Поэт ощущает себя частицей природы, видит в животных "братьев наших меньших". С глубоким сочувствием пишет он о корове, у которой "выпали зубы, свиток годов на рогах", пишет с болью, потому что у нее отняли " белоногого телка ". В эпизоде, мимо которого другой прошел бы спокойно, Есенин видит драму: "не дали матери сына".


Звучит стихотворение " Песнь о собаке " и воспоминания Горького об одной из встреч с С. Есениным.


  1. Соотнесение стихотворений С. Есенина и полотен Поленова и Левитана.


Подле полотен Поленова. Левитана, выставленных в Третьяковской галерее, молодой Есенин подолгу простаивал. Созвучен этим картинам и мир природы у Есенина. Он наполнен цветом, звуком, движением.


  1. Судьба крестьянства, русской деревни волновала Есенина. Он называл себя "последним поэтом деревни", и в 1920 Гк создал цикл стихотворений "Сорокоуст".


Чтение отрывка из стихотворения "Сорокоуст". (4)


  1. Время наложило отпечаток на все творчество поэта, отразилось на его взглядах. Но путеводная звезда его жизни оставалась прежней, какой он ее однажды полюбил, - это старая деревенская Русь. И вторжение в ее просторы городской цивилизации Есенин переживал болезненно. Новая деревня казалась ему чужой. В ней он видел конец истинно сельского уклада жизни.


Ученик читает стихотворение "Я последний поэт деревни", проводит идейно - художественный анализ.


  1. 5я группа литературоведов рассказывает о поэме "Анна Снегина", инсценируя эпизод встречи Анны с Есениным .


  1. Перу Есенина принадлежат и поэмы. Одна из них "Анна Снегина".

Эта поэма была закончена к концу января 1925 года. Сестра Есенина Шура подчеркивала, что эта поэма в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в Константинове, и конечно, был очевидцем явлений, происходивших в деревне.


Образ Анны выписан Есениным в лучших традициях русской классики: он глубок, лишен схематизма однозначности. Героиня предстает перед нами земной женщиной, прекрасной, по-своему противоречивой, беззлобной даже в момент потери своих земель:


Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской раздор?

Но как - то печально и странно

Она опустила свой взор.


И вот С. Есенин, спустя некоторое время, вновь встречается с Анной.

Инсценировка эпизода встречи Анны и С. Есенина.


  1. Iя группа литературоведов рассказывает о теме природы в лирике Есенина.


  1. С. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли.


В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы - плачут, тополя - шепчут, "туча кружево в роще связала", "пригорюнились девушки - ели", "улыбнулась солнцу сонная земля", "словно косынкой подвязалася сосна".


Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России ("синь, упавшая в реку", "только синь сосет глаза", "на небесном синем блюде" и т. д.), создают атмосферу светлой радости бытия ("Вечером синим , вечером лунным", "в летний вечер голубой"), выражают чувство нежности и любви ("парень синеглазый", "заметался пожар голубой" и т. д.)


  1. Учитель задает вопрос классу:

"Чем объяснить, что в стихах Есенина о Родине, природе часто встречаются слова "голубая" (Русь ), "синий" ("мой цветок", "май")?


Есенин однажды произнес: "Россия! Россия! - какое хорошее слово... и "роса", и "сила", и "синее что-то". Все, что связано с Родиной, счастьем воспринимается поэтом как расцвет молодости, силы, как беспредельность движения в будущее. Синь, синева, синий, голубой - в толковом словаре мы не найдем того значения этих слов, которое вкладывал в них поэт: и бескрайность просторов, и сгущенность красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об обновленной Родине, и перспектива, уводящая в будущее.


  1. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради рифмы, а для того, чтобы полнее и глубже раскрыть мысли, содержание.


  1. Учащаяся представляет рисунок, нарисованный ею, как результат прочтения стихотворения "Зеленая прическа...". Рассказывает о своем восприятии этого стихотворения.


  1. Звучит стихотворение "Нивы сжаты, рощи голы..."



  1. Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она - любимый герой поэта.

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, действуют они на нас.

Звучит отрывок из стихотворения "Спит ковыль. Равнина дорогая ".


7. Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты сует, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, посмотрите на звездное ночное небо.

Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера.

Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда - "половодье чувств" и мудрость мысли, естественная их слитость. Отсюда - прозрение, нравственная высота есенинской философской лирики.


Звучит стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу...". Идейно - художественный анализ стихотворения.


Эту мысль мы видим в стихотворении С. Есенина «Мне грустно на тебя смотреть...».

Звучит песня "Мне грустно на тебя смотреть...". (А. Малинин).


10. 2я группа литературоведов рассказывает о пребывании С. Есенина за границей.


Понять новую Россию, Родину помогла С. Есенину поездка за границу май 1922 - август 1923 г. В путешествии Есенин работал. Он писал поэму "Страна негодяев", набросал поэму "Черный человек". Возвращение на Родину было праздником для поэта:


Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я

В родимый, дом.

Зеленокосая,

В юбчонке белой

Стоит береза над прудом.


И вновь мы встречаем образ березы - символ Родины.

Встречавшаяся в эти дни с С.Есениным артистка А.Л. Миклашевская пишет: "Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья ... Уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем там, у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей ".


Все, кто встречался с поэтом после его поездки, чувствовали в нем перемену. Поэт

как будто от чего-то очистился, освободился, к чему-то твердо пришел.


Звучит песня в исполнении А.Малинина на стихи С. Есенина "Забава". "Москва кабацкая". Звучит Песня "Москва".


  1. 3я группа литературоведов рассказывает об истории написания стихотворения "Собаке Качалова", о "Персидских: мотивах".


  1. Меня заинтересовало стихотворение "Собаке Качалова" (грамзапись). "Дай, Джим, на счастье лапу мне..." - первая строка есенинского стихотворения, пожалуй, не имеет равных по популярности. Есенин всегда испытывал симпатию к животным.


Артист Московского Художественного театра В.И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года пишет: "Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой. ...Небольшая компания моих друзей и Есенин уже сидят у меня... Я вошел и увидел Есенина и Джима - они уже познакомились и сидели на диване, вплотную, прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его за лапу и хриплым баском приговаривал: "Что это за лапа, я сроду не видал такой". Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо" когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу; "Ах, ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи".

К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Во время Бакинских гастролей МХАТА (май 1925 г.) Качалов получил записку: "Дорогой Василий Иванович! Я здесь. Здесь и напечатал ... стихотворение "Джиму". Очень хотелось бы увидеть Вас. Жму Ваши руки. С. Есенин".


2 . Принесла записку "миловидная смуглая девушка". " Как выяснилось потом, пишет Качалов, - это была та самая Шаганэ, персиянка".

Звучит стихотворение "Шаганэ ты моя, Шаганэ ".


3. Шаганэ Нерсесовна Тертерян (Тальян) - армянская учительница, ставшая прототипом романтического женского образа, украсившего поэтический цикл "Персидские мотивы", который был создан поэтом во время трех поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил С. Есенин) в 1924 -1925 гг.


4. "Персидские мотивы" можно по праву отнести к шедеврам есенинской лирики. Стихи этого цикла сочетали в себе тонкое мастерство изображения природы, простоту и ясность сюжетов, живость передачи разнообразных настроений. Основная тема цикла - тема любви, любви неподкупной, праздничной, глубокой. Тема эта воплощена в стихах чрезвычайно своеобразно по колориту, лексике, построению образов.


Природа и люди выступают здесь в ореоле восточной экзотики,

которая лишена традиционности и штампов. Особенность цикла еще и в том, что экзотические пейзажи даны в сочетании и в контрасте со скромной природой Севера.


5. С. Есенин знакомится в Батуме с молодой армянкой по имени Шаганэ.


Ну, а этой за движенья стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковер персидский подарю.


Это была на редкость интересная, культурная девушка - учительница местной армянской школы, прекрасно владеющая русским языком.


Внешнее сходство с любимой девушкой и ее певучее имя вызвали у Есенина большое чувство нежности к Шаганэ. В стихотворении, посвященном ей, неожиданно появляется другой женский образ, который сравнивается поэтом с прекрасной Шаганэ:


Там на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа.

Может думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.



6. «На тебя она страшно похожа...». Кого напомнила Есенину красавица - армянка? Не имеет ли образ девушки, «страшно похожей» на Шаганэ, связь с загадочным женским образом, грустью озарившим стихотворение «Собаке Качалова»? Не той ли, «что всех безмолвней и грустней», вспоминает поэт и в другом стихотворении цикла «Персидские мотивы» - «Никогда я не был на Босфоре»...


Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар.

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал.


Продолжая поиск, мы изучили письма Есенина, написанные в период создания «Персидских мотивов». Большинство писем, написанных в это время, адресовано Г.А. Бениславской. Изучая мемуарную литературу, мы установили, что Галина Артуровна Бениславская (1897-1926) - журналистка, которая несколько лет, вплоть до смерти, работала в московской газете «Беднота».


Младшая сестра С. Есенина, Шура, вспоминает: «Галя была молодая, с густыми длинными черными косами и сросшимися бровями над большими зеленовато-серыми глазами. Интересна её родословная: по матери - грузинка, по отцу - француженка». Если предположить, что она сохранила материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем- то внешне похожа на Шаганэ. Галина Артуровна глубоко интересовалась литературой, любила поэзию, бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читал свои стихотворения, а через некоторое время произошло их знакомство.


«С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи - от одной до другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он...».


7. Увлекалась поэзией Есенина и Шаганэ Тертерян (Тальян), Известно, что поэт часто читал ей новые произведения, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов.


Как видим, между Шаганэ и Бениславской было не только внешнее но и духовное сходство.


Находясь на Кавказе, Есенин посылал Бениславской письмо за письмом, в которых делился с нею своими творческими планами, радостями и тревогами, порой исповедовался, ругая себя за житейские промахи.


В Галине Бениславской соединились неразрывно чувство возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно поэтому она решила посвятить себя издательским делам Есенина и заботе о нем и его близких, что безусловно, позволило поэту сосредоточиться исключительно на творчестве. Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему "'ангелу - хранителю".


Есенин встречался с Бениславской ещё до знакомства с Дункан, но никогда не говорил о ней. Она же молча пережила и его брак с Дункан, и его отъезд за границу.

Как тут не вспомнить слова: " та, что всех безмолвней и грустней".


В мае 1925 года, когда, казалось, ничего не угрожало дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо: "Милая Галя! Вы мне близки как друг, но я вас не люблю как женщину".


8. Это был тяжёлый удар, но тем не менее, Бениславская продолжала заботится о поэте, помогала ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Л.Н. Толстого - Софье Толстой - заставило её разорвать отношения с ним.

Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина.


Я помню, любимая помню

Сияние твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя довелось.

("Я помню, любимая, помню...", 1925)


Через год после смерти поэта (3 декабря 1925 г.) Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив записку: "Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина... Но ему и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое..."


По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.


Звучит романс А. Вертинского: "До свидания, мой друг до свидания".


12.4я группа литературоведов рассказывает о смерти С. Есенина.


В 1925 году 30™ летний поэт, наконец, добился всенародного признания, заключив договор об издании своих произведений, обеспечив, по крайней мере, на полтора года безбедное существование. "Вот почти все поэты в России умирают, не увидев полного издания своих сочинений. А я вот увижу" - говорил С. Есенин.


Но не пришлось сбыться и его мечте.


Утром 28 декабря в 1225 в Ленинградской гостинице "Англетер" в 5 номере был обнаружен труп С. Есенина. Труп, висевший на трубе центрального отопления, выглядел следующим образом: Шея была затянута не мёртвой петлёй, а только правой стороной шеи, лицо обращено к трубе, и кистью правой руки захвачен за трубу, труп весел под самым потолком на высоте около 1,5 метров над полом. Возле повесившегося лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоявший на ней, лежал на полу.


Протокол не имел отметки о времени его составления. Также следователем был упущен тот факт, что лицо С. Есенина было изуродовано, под левым глазом имелся синяк, на правой руке, выше локтя, обнаружен порез, а левая рука в нескольких местах исцарапана. Личные вещи поэта были разбросаны, рукописи в беспорядке лежали на полу. Всё это требовало объяснений. Исследователи жизни и смерти С. Есенина пришли к выводу, что все эти факты говорят об убийстве поэта. Незадолго до смерти Есенин написал кровью стихотворение "До свидания, мой друг, до свидания".


Звучит стихотворение "До свидания, мой друг, до свидания".


Сообщение о смерти Есенина поступило в газеты лишь на следующий день, хотя репортёры знали об этом 28 декабря, днём. Есенину были приписаны: наркомания, алкоголизм, развратные действия, злостное хулиганство.


Сложно узнать истинную причину смерти Есенина. Это ещё одно белое пятно в истории нашего общества. Но всё же, надеюсь, что и оно будет разгадано.


13. Заключительное слово учителя.


Не случайно Н. Тихонов сказал, что "Есенин - это вечное...", потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его атомными бомбами, голос Есенина призывает к человечности, к благоразумию, к любви.

"Крестьянский сын" стал великим Русским поэтом, всемирно известным. Огромное дарование, щедрый и светлый талант его давно уже

получили признание и любовь всех людей.

У великих поэтов одна дата жизни - дата рождения их неповторимого таланта. За личной судьбой поэта встаёт его эпоха. Из далёких двадцатых годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше - в будущее.

И как справедливо сказал И. Тальков: "поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты”. И мы действительно знаем, что С. Есенин - "божественный посланец", душа которого светит вечно всем нам.


Звучит песня И.Талькова: ”Поэты не рождаются случайно...”


  1. Подведение итогов урока, комментированное выставление оценок.

  1. Задание на дом. Наизусть выучить понравившееся стихотворение С. Есенина.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
С.Есенин. Очерк жизни и творчества

Автор: Романова Людмила Сергеевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства