kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Серия 4-х последовательных уроков по теме " Общечеловеческая тема «блудных детей»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки разработаны с применением новых подходов в преподавании. Диалогическое обучение и обучение критическому мышлению способствуют сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект - субъективному взаимодействию учителя и ученика, воспитанию самостоятельного суждения. Работа в группе, эмоциональный настрой создают колаборативную среду на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«серия 4-х последовательных уроков по теме " Общечеловеческая тема «блудных детей»"»

Шелудько Елена Владимировна Портфолио Краткосрочный план

Группа № 5 3 – го уровня

Город Усть – Каменогорск 17.04.2014 г.



Краткосрочное планирование по русской словесности


Неделя 2

День 3

Урок 1

Серия уроков на тему: Общечеловеческая тема «блудных детей». Урок первый.

Тема урока

Основной мотив притчи о блудном сыне.

Класс

6 класс

Ссылка:

Календарно-тематическое планирование 6 класс. 3 четверть.

Общие цели:

Создать условия для усвоения содержания притчи. Содействовать формированию умения анализировать поступки главных героев, проводя связь с реальной жизнью. Способствовать развитию навыка сопоставления притчи, картины, стихотворения, устанавливая сходство и различие.

Ресурсы

Листы А4, фломастеры, презентация, проектор, портрет Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына», стихотворение П.Довженко «Напомню вам притчу», разрезанный текст притчи.

Результаты обучения:

Знают содержание притчи. Умеют анализировать поступки героев через направленное чтение с прогнозированием. Сопоставляют притчу с другими жанрами с помощью Кругов Эйлера.

Ключевые идеи:

Диалогическое обучение и обучение критическому мышлению способствуют сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект - субъективному взаимодействию учителя и ученика, воспитанию самостоятельного суждения.

Притча о блудном сыне – это предостережение людям, которые нарушили важную библейскую заповедь: «Почитай отца своего и мать свою». Судьба младшего сына заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед родителями. Главное вовремя понять, раскаяться и попросить прощение.

Этапы урока и формы работы:

Создание коллаборативной среды.


Вступительное слово учителя





Работа в парах



Целеполагание






















Индивидуальное опережающее задание ученику А.





Подготовка к восприятию нового материала.









Работа в парах, дают толкование слова «блудный».

«Парные разговоры»




Индивидуальная работа. Опережающее задание.
























Работа по теме урока.

1 этап «Запоминание, понимание и анализ». Коллективная работа.




























































































2 этап «Применение и анализ». Работа в группах.








3 этап «Синтез и рефлексия»

Индивидуальное задание.











4 этап «Оценка»




Последующее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание



Приветствие. Эмоциональный настрой на уроке. Стратегия «Нарисуй своё настроение».


Приветствуют учителя. Рисуют своё настроение и комментируют.





Устное поощрение.


Сегодня на уроке мы будем говорить о взаимоотношениях родителей и детей.

- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители? Чему они стремятся научить детей?

Слушают учителя.



Задание: Составьте кластер «Семья».

Составляют кластер, представляют

свою работу.

Наблюдение учителя

Устное поощрение


«Лесенка букв» Расшифруйте слово.

- О каком библейском жанре мы будем говорить сегодня на уроке?


р

и

п

а

т

ч































Учитель:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием евангельской притчи о блудном сыне. Эта притча едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста.


- Давайте вспомним определение притчи и познакомимся с историей зарождения жанра.


Расшифровывают «Лесенку букв», объясняют, по какому принципу они это сделали и отвечают на вопрос.



















Индивидуальное опережающее задание ученику А.

«Электронная презентация о зарождении

жанра «притча» (Ученик А

представляет презентацию).



«Три хлопка».




















Отличная работа.

Звёздочка.




Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан).

Кумулятивная беседа.

Учитель: На доске написан эпиграф к нашему уроку. Прочитайте, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня?

Учитель: Верно.

Учитель: А как вы понимаете слово “блудный”?



Учитель: Как вы думаете, почему притча получила такое название?










О прощении.


Заслушиваются ответы.

Блуждающий. Тот, кто где-то ходит без цели. Кто не знает, зачем и куда идёт.

Наверное, в ней рассказывается о блудном сыне, сбившемся с верного пути.









Наблюдение.







Три хлопка.



Опережающее задание ученику В «Историческая справка о семейном укладе израильтян».

Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь прочитаем притчу вслух.

Звёздочка.


Знакомство с притчей методом «Направленного чтения с прогнозированием».

(Текст разрезан на несколько частей)

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Задание: Как вы думаете, какая бы жизнь ожидала младшего брата в чужой стране без средств к существованию? Какое решение он мог бы принять?

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

Задание: Как бы мог поступить отец при виде возвращающегося сына? Может ли он простить его или нет? Почему вы так думаете?

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Задание: Какова бы была реакция старшего брата? Какие чувства он мог испытывать при виде пиршества в честь возвращения младшего брата?

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Учитель: Чему учит притча? Понял ли старший сын смысл слов отца?

Получают фрагменты притчи.















Размышляют, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.























Размышляют, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.



















Размышляют, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.






























Отвечают на вопросы
















Наблюдение.

























Наблюдение.






















Наблюдение.
































«От кулака до 5 пальцев».


Составить «Круги Эйлера». Эпизод: «Встреча отца и сына».

Задание: Сопоставить притчу, стихотворение Полины Довженко «Напомню притчу» и картину Рембрандта «Возвращение блудного сына».

-Почему Рембранд встречу с сыном представил именно так?

А какой должна быть такая встреча?

Учатся сопоставлять, применяя «Круги Эйлера». Наблюдение учителя. Презентуют работу.


Три хлопка


Синквейн «Прощение».

Учитель: Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию.

Поблагодарить коллег за внимание и помощь, детей - за активную работу.

Составляют синквейн и презентуют свою работу.

(Смайлики с комментированием)

Смайлики


Стратегия «Корзина идей»

Каждый по предложению по теме урока.

Формативное оценивание.

За опережающие задания Фёдорова Т. и Трегуб Ю.- суммативная оценка «5»


Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», подготовить пересказ повести.

Выполняют задание дома.






Рефлексивный отчёт по краткосрочному планированию


Урок на тему «Основной мотив притчи о блудном сыне» был проведен в 6 классе, в рамках образовательной программы предмета «Русская словесность». Дата проведения 12 марта 2014 года. Тема была взята из раздела «Библейская мифология и литература». Это первый урок из серии последовательных уроков по теме «Общечеловеческая тема «блудных детей»

Анализ урока начну с краткой характеристики класса, в котором я проводила учебные занятия по русской словесности в рамках прохождения практики по Кембриджской Программе. Процент качества знаний по предмету в данном классе составляет 66%: из 9 учащихся «5 и 4» по предмету имеют 6 учеников, «3» по предмету имеют 3 ученика.

Диагностика мотивации к изучению литературы показала, что высокая учебная мотивация преобладает у 22% детей, 55% учащихся имеют среднюю мотивацию, положительно относятся к школе, прикладывают большие старания, 22 % учащихся учатся по справке ЗПР и уровень их учебной мотивации очень низкий. Наблюдаемые учащиеся: Ученик А – Фёдорова Татьяна, ученик В – Гордиенко Кристина, ученик С – Фёдоров Егор. На свой урок я пригласила своих коллег: Актелову А.М., Жумакаеву С.Е., Шелудько Т.А. и попросила понаблюдать за тремя учениками.

Цель данного урока: Создать условия для усвоения содержания притчи.Содействовать формированию умения анализировать поступки главных героев, проводя связь с реальной жизнью. Способствовать развитию навыка сопоставления притчи, картины, стихотворения, устанавливая сходство и различие.

Для реализации данной цели я решила использовать на уроке все 7 модулей:

  • Новые подходы в преподавании и обучении. В течение урока ребята работали в группах (составляли круги Эля, синквейн); в парах (составляли кластер, «Парные разговоры» по определению значения слова «блудный»); выполняли индивидуальные опережающие задания (слайдовая презентация о зарождении жанра «притча», историческая справка о семейном укладе израильтян), коллективно («Лесенка букв»)

  • Обучение критическому мышлению через диалог. Знакомство с притчей через «Метод направленного чтения», сопоставление трёх произведений с использованием стратегии «Круги Эйлера», рефлексия через «Синквейн».

  • Оценивание (Устные поощрения, наблюдение, «Три хлопка», звёздочки, «От кулака до пяти пальцев», смайлики, «Корзина идей»)

  • Обучение талантливых и одаренных (электронная презентация - опережающее задание ученице А, историческая справка – учениц В, консультирование в группах при возникновении трудностей)

  • Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании и обучении (Электронная презентация ученика А, подготовка материалов к уроку).

  • Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников (Эмоциональный настрой «Нарисуй своё настроение», трудные задания выполнялись под руководством сильных учеников и учителя, чередование видов деятельности с учётом индивидуальных особенностей).

  • Управление и лидерство в обучении. (Учащиеся уже имеют опыт работы в группах, умело распределяют роли, на данном уроке дети объединялись по интересам. Я заметила, что при таком распределении класс погружался в комфортную атмосферу сотрудничества.

Я могу с уверенностью сказать, что цели урока реализованы. Знают содержание притчи. Умеют анализировать поступки героев через направленное чтение с прогнозированием. Сопоставляют притчу с другими жанрами с помощью Кругов Эйлера.

Что было интересным и эффективным на уроке?

Создание коллаборативной среды через стратегию «Нарисуй своё настроение», парная работа составлению кластера «Семья», парные разговоры по определению значения слова «блудный», целеполагание «Лесенка букв» (зашифрованное слово «притча»), знакомство с содержанием по «Методу направленного чтения», опережающие задания, составление синквейна, проведение оценки с помощью стратегии «Корзина идей»

Что было менее эффективным?

Сопоставление притчи, стихотворения П.Довженко «Напомню вам притчу», картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Мои наблюдения и тщательная проверка работ групп показывают, что учащиеся не совсем поняли специфику этого метода. Для сопоставления нужно было внимательно познакомиться с произведениями и увидеть, какой была встреча отца и сына и кратко изложить информацию в круги. На эту работу я отвела 15 минут, возможно, ребятам не хватило времени, также в одной группе я не увидела чёткого распределения ролей, да и сам метод работы для них был новым.






2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
серия 4-х последовательных уроков по теме " Общечеловеческая тема «блудных детей»"

Автор: Шелудько Елена Владимировна

Дата: 03.06.2016

Номер свидетельства: 332372


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства