Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ«СОШ № 17»
Разработка урока факультативного курса
«Основы православной культуры».
Сергий Радонежский –
Печальник земли Русской
Автор: Выборова В.Е.,
учитель русского языка и литературы.
Ангарск, 2018.
Цели и задачи урока:
1. Показать истоки православной культуры России на примере духового подвига Преподобного Сергия Радонежского.
2. Указать духовную преемственность и культурную связь между различными периодами истории отчества
3. Сформировать устойчивую нравственную жизненную позицию, укрепить семейные духовно – нравственные ценности, благоговейное отношение к родителям, жизни, Отечеству, сострадание к нуждающимся в помощи и невосприимчивость зла, насилия и всякого унижения достоинств человека.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Прослушивание параграфа мультимедийного учебника «Православная культура». Что такое святое чувство. Три святыни Руси.
III. Выступление учащихся «Житие Преподобного Сергия Радонежского».
IV. Беседа с аудиторией : Роль Сергия в истории Отечества.
V. Духовное наследие Преподобного.
VI. Анализ живописных работ М.В.Нестерова и Н.К. Рериха, посвященных жизни и духовному подвигу Преподобного Сергия Радонежского.
Форма урока: беседа с элементами чтения, анализа, сопоставления.
Приемы анализа: «ассоциирование»
«осердеченное» чтение
«точки удивления»
«визуализация»
«раскрась свои чувства»
«наращивание смысла».
Позиция учителя.
Учитель литературы, в отличие от так называемого «чистого филолога», должен знать и уметь никак не меньше, чем ученый, но он должен еще владеть искусством передачи знаний, чтобы эти знания стали доступными, интересными, увлекательными для школьника, вывели его на уровень духовно развитой личности, воспитали в нем патриотические и человеческие ценности.
I. Вступительное слово учителя.
Есть хорошая русская пословица: «Не стоит земля без праведника». Она говорит, что нет у нас селения, в котором бы ни жил человек жизни праведной и честной. К нему идут все за утешением, за разрешением житейских трудных вопросов. Так же и наша Россия. Разве могла бы она выстоять в трудные периоды истории, не будь у нее праведников! Разве случайно в тяжелейшую осень 1941 года с самой высокой трибуны страны раздались имена Александра Невского, Дмитрия Донского! А ведь это были не простые русские князья, полководцы – то были люди, причисленные к лицу святых.
Чем можно измерить святость? Ничем. Нет таких линеек, приборов. Не с чем и незачем сравнивать. Кто для нас Святее: преподобные старцы-монахи или же патриархи? Князья-воины? Не нам это знать и об этом судить.
«Ангел земли Русской», «заступник за землю Русскую перед престолом Божиим», «печальник земли Русской» - так называют преподобного Сергия.
Кто он, преподобный Сергий? Почему он так знаменит в России, как никто из земных царей, военачальников, любых знаменитостей? Он же никогда не был никаким повелителем, бежал от любых знаков отличия. Одевался он скромно – однажды приехавший к нему вельможа принял его за нищего. Митрополит Московский Киприан пытался возложить на Сергия золотой крест, но преподобный отказался, ему предлагали стать митрополитом, он ушел в келью и закрылся. Так что же он такого сделал, свершил за свою жизнь?
Он спас Россию. И спасет ее. Как? Своими молитвами.
И прежде, чем начать наш урок, хочу зачитать вам слова Даллеса Алена Уэлша (1893-1969), директора ЦРУ (США), одного из руководителей американского масонства:
«Посеяв в Советском Союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить. Как? Мы найдем своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания… Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать эти начинания и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и предательство, национализм и вражду народов, и прежде всего вражду и ненависть к русскому народу – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или же понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ оболгать, объявить отбросами общества…»
Как же нам, россиянам, выходить из этого положения, как спасти свое Отечество, спастись самим?!
II. Прослушивание параграфа мультимедийного учебника «Православная культура». Что такое святое чувство. Три святыни Руси.
У нас есть освященный путь – Сергий Радонежский. И этот путь нужно не только знать, но и придерживаться его, воспитывать в себе силу духа, быть не только умным и здоровым, но и добродетельным, способным защитить слабого и в дни лихолетья встать на защиту человечества. Необходимо помнить о том, что никто за нас не защитит наших близких и наш дом. Сила Преподобного Сергия Радонежского шесть веков уже спасает нас.
Давайте же обратимся к «Житию Сергия Радонежского». Но и прежде отметим, чем отличается описание жизни святого от жизнеописания любого другого человека? Конечно, особенностями жанра, одна из которых – чудеса.
III. Выступления учащихся.
Сергий из простой семьи. Родился в селе Варницы, недалеко от Ростова Великого 3 мая 1319 г. Родители хотя и считались боярами, но жили своими трудами. Их сын Варфоломей пастушил. Именно ему было суждено прославить Россию своим монашеским именем Сергий.
То, что родится необыкновенный ребенок, его матери было дано знать еще до рождения. Во Время церковной службы, когда мать носила мальчика еще под сердцем, он трижды вскрикнул, да так громко, что слышали все молящиеся. А после рождения сразу же явилось другое чудо – младенец отказывался пить молочко из материнской груди в постные дни, в среду и пятницу.
Рос Варфоломей ласковым, послушным, ничем не выделялся среди сверстников. Но вот только грамота и чтение давались ему с трудом, и мальчик сильно переживал. И однажды в его жизни произошел замечательный случай. В один из дней мальчик пас коров, но они разбежались, и пастушок не знал, что делать. К нему подошел старец. Заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Мальчик пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил мальчика, благословил, проводил до дома. Погостив у родителей Варфоломей, взяв в руки Псалтырь, стал ясно и громко его читать. По всем описаниям выходило, что старцем был Святитель Николай – любимый Святой в русских семьях.
Чем была Русь 14 столетия? Она изнывала под ордынским игом. Но Северная Русь – край озер и болотных топей, рек и непроходимых болот – осталась непокоренной. Туда не дошла татарская конница. Ведь и былины так называемого Киевского цикла сохранились именно там, на Севере. Народное творчество, соединенное со Святостью богослужения, было живительным, искрящимся ключом: русские дети вырастали в чистоте и целомудрии. Дети учились по книгам Священного Писания, по житиям Святых, увлеченно слушали былины, песни, сказания. За 300-летнее порабощение Руси так и не исчез русский язык, русская культура.
Совсем молодым Сергий высказал родителям свое желание посвятить всю жизнь Господу, уйти в монастырь. Родители просили его об одном: «Мы уже немолоды, становимся немощными, нам тяжело жить без сыновней помощи. Подожди нашей кончины и тогда иди». Вскоре, после смерти родителей Варфоломей справил богатые поминки по родителям. А какие богатые? Все богатство заключалось в том, что Варфоломей раздал нищим все, что к тому времени было накоплено в семье. И это очень по-православному: чем больше раздает человек, тем богаче он становится.
Еще при жизни родителей Варфоломей бывал к северу от Радонежа на Маковце – пологой, невысокой горе, омываемой с двух сторон реками. На Маковце в два топора браться Стефан и Варфоломей поставили церковь, которую по благословению тогдашнего митрополита Феогноста освятили во имя Живоначальной Троицы. Это было в 1340 году. Этот год считают годом основания Троице-Сергиевой лавры. Вскоре молодой монах остается один, брат его Стефан уходит в Москву, в Богоявленский монастырь.
Всего 23 года было Варфоломею, когда игумен постриг его в монашество с именем Сергий. А сколько ему пришлось пережить, вынести трудностей, выдержать борьбу с отчаянием, опасениями, наветами нечистых духов! Жил он один среди темного леса. Выли метели, гремели грозы, рядом бродили дикие звери, рыскали свирепые хищники. К отшельнику приближались волки, обнюхивали его и удалялись прочь. Говорили, что Сергий долгое время помогал медведю: преподобный отдавал ему свой хлеб, сам оставаясь голодным. Когда же еды не было, зверь жалобно выл, и Сергий начинал ласково уговаривать его. Первый жизнеописатель Сергия – Епифаний – рассказывал о чудовищах и гадах, врывавшихся в его келью. Какое у него было оружие против них? Слово Божие, молитва, держание поста, причащение Христовых тайн. И выдержал, победил нашествие сатанинской силы. Конечно, она не успокоилась, продолжала нападать, но уже понимала, что здесь, в этой земле Русской, уже не иметь ей воли над людьми, ибо воцарился здесь человек, наделенный по своим молитвам такой силой, какой не бывало от века на Руси.
IV. Роль Сергия в истории Отечества.
Главное событие Средневековья – Куликовская битва! И сейчас горделивая Европа не понимает, что такое Россия, остановившая нашествие кочевых диких племен. Что было бы с Европой, если бы в 1380 году на поле Куликовом, меж Непрядвой и Доном, русские войска не остановили полчища Мамая?
Россия была спасена сражением в сентябре этого года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. И преподобный Сергий вдохновил русских воинов и благословил эту битву. Молодой князь Московский Дмитрий Донской рвался на битву с татарами. Просил благословения у преподобного. Сергий удерживал горячность князя, говоря: «Нет ничего дороже крови русской. Откупайся золотом, мехами, камнями драгоценными, береги русских людей».
Но вот настало такое время, когда стало невыносимым ордынское иго. Великий князь Московский собрал войско. Кликнул лучшие силы русские по Святой Руси. Собрались под знамена московские войска князей новгородских, суздальских, костромских, брянских, вятских, курских, вологодских, ростовских, владимирских… Всё бывало до тех пор в их отношениях: и вражда и ссоры, - но общая беда сплотила русских людей. Сплотило слово преподобного Сергия. Именно к нему, созвав войско, поехал Дмитрий Московский за благословением.
Преподобный не только благословил князя, но, призвав к себе лучших монахов, бывших воинов Александра Пересвета и Родиона Осляблю, повелел им идти на битву. Решение это было судьбоносным. Ведь монахи не берут в руки оружия. Преподобный Сергий говорил: «Господь осеняет русское воинство и одушевляет его присутствием в войске священников».
Именно Пересвет начал Куликовскую битву. В одной монашеской рясе, с крестом на груди, он выехал навстречу гиганту ордынского войска Челубею. Они сшиблись и упали замертво. В первых рядах бился великий князь Дмитрий, надевший на себя доспехи простого ратника. После битвы его, всего израненного, но живого, нашли под деревом.
В это время в лавре преподобного шла непрерывная молитва о победе русского оружия. Шло поминовение погибших. Преподобный Сергий видел весь ход битвы своими духовными очами и называл имена тех, кто погиб в эту самую минуту.
Уменьшенное, обескровленное русское войско возвращалось в Москву, но не сразу. Вначале к преподобному. В лавре был отслужен благодарственный молебен и совершена панихида – поминовение погибших. Это произошло в субботу в день памяти великомученика Дмитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского. С тех самых пор в Дмитриевскую субботу и по сей день проводят молебен уже не только о погибших на Куликово, но и вообще о всех воинах, «на поле брани душу положивших» во все войны, которые вела Россия за свою историю. Вспоминают и поле Куликово, и лед Чудского озера, и Полтавскую битву, и поле Бородина, и Прохоровское поле Великой Отечественной войны, поминают и жертв афганской войны, среднеазиатских конфликтов, борцов с преступниками в Чечне и многих, многих других.
V. Духовное наследие Преподобного.
Вот уже более шестисот лет нет с нами преподобного Сергия. Но нет его не только физически – телесно, но он всегда с Россией. Простой земной человек смог достичь при такой Святости, что воочию видел ангелов, Царицу Небесную, совершал чудеса исцелений. За полгода до своей кончины Господь открыл ему время хода с земли. Преподобный собрал братию, говорил им о любви друг другу, об умеренности в пище, о соблюдении постов, о хранение в чистоте души и тела. Он назначил своим преемником Никона, а сам ушел в безмолвие. В день кончины он причастился Христовых Божественных Тайн и впервые после долгого молчания сказал: «В руце Твои предаю дух мой, Господи», - и умер, как уснул. Лицо его просияло неведомым светом. Это было 25 сентября 1392 года. Через 30 лет мощи его были открыты нетленными. Чудеса, происходящие все эти годы, и доныне подобны, как писали раньше, многоводной реке, то есть неиссякаемы.
В Смутное время начала 17 века польско-литовские войска, вдохновляемые Ватиканом, захватили Москву, многие русские города. Дворяне и бояре бежали в стан врага, присягали польскому королю. Казалось, конец России. Но держалась лавра. Понимая её значение, интервенты решили сжечь её. Отборные войска Сапеги Литовского окружили лавру, осаждали её полтора года и ушли ни с чем. А казалось, кто им противостоял? Монахи-ополченцы. Стены тогда были ветхими, обстрелы велись непрерывные, но выстояла лавра. И не было сомнения у её обитателей, что выдержала она осаду благодаря заступничеству преподобного Сергия. Его видели на монастырских стенах, его присутствие сказывалось в том, что не падали духом защитники. Именно Сергий явился новгородскому купцу Козьме Минину и повелел собирать народное ополчение.
Другой случай явного заступничества Святого Сергия за Россию был в 1812 году, когда новые захватчики, теперь уже фрвнцузы, вошли в Россию, хозяйничали в Кремле. Москва, зажжённая самими москвичами, горела. «Что за победа,- растерянно говорил Наполеон, если нет побеждённых?» Он вышел на площадь перед Успенским собором и вздрогнул: со стороны Воробьёвых гор шли три несметных войска. Они шли как будто по воздуху. «Я вижу их вождя! – в страхе закричал Наполеон. – Он весь в чёрном. Он монах, он с крестом. Седые волосы, седая борода. Кто он?» Привели к императору пойманного русского старика. Старик, услышав о небесном войске, сразу сказал: «Это преподобный Сергий». – «А можно видеть его изображение?» - «Да. В каждой русской церкви». Наполеон тут же пошёл в Благовещенский собор. Ему указали на икону преподобного. «Да, это он! – в страхе закричал император. – Что же это за народ, если их армию водят Святые!» И Наполеон ведь сам ушёл из Москвы.
Всего преподобным Сергием и его учениками основано около семидесяти монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления её нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.
VI. Анализ живописных работ Михаила Васильевича Нестерова и Николая Рериха, посвящённых жизни и духовному подвигу Преподобного Сергия Радонежского.
М.В.Нестеров «Видению отроку Варфоломею» 1889-1890г.
М.В.Нестеров «Юность Сергия»
М.В.Нестеров «Святой Сергий Радонежский» 1891-1899г.
М.В.Нестеров «Труды преподобного Сергия» 1896-1897г.
И.И.Машков «Паломничество святого князя Дмитрия Донского к преподобному Сергию Радонежскому после Куликовской битвы»
Н.К.Рерих «Святой Сергий Радонежский» 1932г.
Н.К.Рерих «Пустынь. Церковь Сергия» 1935-1936г.
Н.К.Рерих «Часовня Святого Сергия» 1931г.
VII. Знакомство с иконами Сергия Радонежского.
Фрагмент покрова XV века Преподобный Сергий Радонежский.
Богоматерь с Сергием Радонежским и Архангелом. XV век
Икона Сергий Радонежский.
Икона с изображением лика преподобного Сергия считается помощницей отрокам в овладении знаниями. Но необходимо помнить следующее, что любая икона несёт благодать, помощь и исцеление лишь тогда, когда сам человек живёт по принципам добродетели и нравственности.