kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сердце матери - кладезь любви и заботы…» (Урок внеклассного чтения по произведениям В. М. Шукшина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке мы продолжим знакомство с творчеством В. М. Шукшина. Образ матери для писателя – это излюбленный образ. Человек, по мнению Шукшина, узнается через любовь, дружбу, сыновние чувства, материнство. А мать – это любовь, доброта, умение прощать и понимать.

Урок предназначен для учащихся 9 класса, которые познакомятся с писателем через его письма своей матери, написанные в разные периоды его жизни. Также вниманию учащихся будут представлены его произведения: «Материнское сердце» и «Калина красная».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Сердце матери - кладезь любви и заботы…» (Урок внеклассного чтения по произведениям В. М. Шукшина)»

«Сердце матери - кладезь любви и заботы…»
(Урок внеклассного чтения по произведениям В.М.Шукшина «Материнское сердце», «Сны матери», «На кладбище», «Калина красная»)


Никакая беда не зальёт,
не остудит материнской
любви негасимой огни…
Л.Чикин


Цели урока:

1) пробудить интерес к личности и судьбе писателя; выявить специфические черты выше перечисленных произведений В.М.Шукшина, особенности в изображении матери;

2) способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;

3) подвести учащихся к мысли о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям и прежде всего к матери.

Предварительное домашнее задание


1.Прочитать рассказы, повесть В.М.Шукшина.
2.Написать отзыв об одном из произведений.
3.Проанализировать письма В.М.Шукшина своей матери, написанные в разные периоды его жизни.
4.Выучить отрывок из поэмы Л.Чикина «Сердце матери».


Оборудование:

фотографии с В.М.Шукшиным,

выставка книг писателя,

иллюстрации к произведениям о матери,

видеофильм «Калина красная»,

музыкальная пьеса.


Ход урока.


I. Вступительное слово.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя В.М.Шукшина, который считал, что человек узнается через любовь, дружбу, сыновние чувства, материнство. Мы посмотрим, насколько многогранен, богат красками, символичен, но и всегда конкретен земной образ матери, этот излюбленный характер.

Мать для Шукшина - это любовь, доброта, умение понимать и прощать, природная мягкость и душевная стойкость.

Мать - это и хранительница дома, земли, былых семейных устоев и традиций. В старой матери-труженице Шукшин видит истинную опору в превратностях судьбы. Она для писателя воплощение надежд, мудрости и милосердия.

Подвиг есть в сраженье,

Подвиг есть в борьбе,
Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе.


И вот этим «высшим подвигом» женщина-мать наделена у Шукшина в высшей же степени. Об этом свидетельствуют письма В.М.Шукшина своей матери, рассказы, об этом же говорит образ матери Егора Прокудина в «Калине красной».



II.Чтение писем В.М.Шукшина своей матери, написанные им в разные периоды его короткой жизни, анализ (2 ученицы представляют подготовленный материал)

-Что можно сказать на основе этих писем о матери В.М.Шукшина и о нём самом?

- Ощущение добра как главной ценности человеческой жизни Шукшин впитал в себя с детства от матери. Гимном добру и матери стало все его творчество.


III.Отзывы на прочитанные произведения В.М.Шукшина (читают 2- ученика)

- Что объединяет все эти произведения?

Вывод: Все матери в его произведениях, они – самый высокий образ человеческого мира. Так, в рассказе «На кладбище» есть образ земной божьей матери. Но так можно назвать и мать Витьки Борзенкова («Материнское сердце»), и мать Ваньки Тепляшина («Ванька Тепляшин»).

Все они земные, озабоченные повседневными делами. Матери Шукшина абсолютно лишены покоя. Они преисполнены тревогой за своих детей, живущих не мудро, дисгармонично. В их тревоге, в их действиях во имя спасения своего ребенка женщина-мать совершает высший подвиг («Материнское сердце», «Сны матери»).



IV.Анализ рассказа «Материнское сердце».

- Каков сюжет его?
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- О чём заставил задуматься? (Весь рассказ пронизан великой надеждой матери на спасение своего сына. И где она только ни была, и везде с мольбой о прощении).
- Проследим по тексту за поведением матери, когда она узнала о задержании её сына ( «заметалась по селу», «сбегала к председателю», «кинулась в район», «упала на колени», «завыла», «запричитала», …)

- А сын? Его поведение? («Когда вошел милиционер, он не поднялся, но, увидев за ним мать, вскочил. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы - ждал этого и страшился»)

- Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Материнское сердце»? (Сердце - символ человечности, теплоты отношений. Название звучит как призыв к пробуждению человеческого в человеке).


V.Чтение воспоминаний библиотекаря сросткинской библиотеки Фалеевой Д.И. о матери В.М.Шукшина Марии Сергеевне.

(«Мария Сергеевна была человеком, любящим людей. Она никогда не осуждала человека, а понимала. Она так говорила своим детям: «Дети, не надо смеяться над человеком, а вот самого униженного, падающего, вот ему-то и надо помочь, поднять его на ноги, чтобы он встал.»)

- «Ненавидь дурное в человеке, а человека люби,» - этому учила Мария Сергеевна своих детей. Именно такое отношение к человеку мы видим в повести «Калина красная».



VI.Анализ повести «Калина красная».

- Сюжет произведения?
- Почему болит душа Егора Прокудина? Почему он мечется и никак не может обрести покой?
- Как вы думаете, почему автор часто показывает своего героя рядом с березками и разговаривающего с ними?
- Какие дорогие воспоминания живут в нём? («Корова Манька, да как с матерью носили на себе березки, чтобы истопить печь».)
- Кто помогает Егору обрести покой?
- Какие слова текста говорят нам о том, что Егор жаждет измениться, он хочет раз и навсегда перечеркнуть свою прежнюю жизнь, жизнь, связанную с «воровской малиной»? («Надо жить!»)
- Любит ли свою мать Егор?
- А мать сына?

-Трогательные эпизоды «Калины красной»? А самый трогательный?




VII. Просмотр фрагмента фильма.

VIII. Послесловие к фильму.

-Кто-то из критиков сказал, что «Калина красная» - произведение, врачующее душу.Как вы это понимаете? Что именно врачует душу Егора Прокудина? (Добрые люди, ласковое слово матери. «Сердце-то всё же не из камня и не из металла оно»).



IX. Заключительное слово учителя.

- Мать для В.М.Шукшина - самое родное - вся состоит из жалости. Она любит своё дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но, несомненно, всю жизнь жалеет.

-Что несет мать сыновьям? (Безграничную любовь).

-А что должны нести сыновья матери? (Нежность, заботу, внимание, уважение, любовь.)

-Чему учат нас рассказы Шукшина? («Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть». С этим жил, в это верил, это проповедовал В.М.Шукшин.)

X. Представление герба матери.

XI. Стихи «Сердце матери».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Проскурякова Нина Ивановна

Дата: 26.03.2016

Номер свидетельства: 310466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства