«Сердце матери - кладезь любви и заботы…» (Урок внеклассного чтения по произведениям В. М. Шукшина)
«Сердце матери - кладезь любви и заботы…» (Урок внеклассного чтения по произведениям В. М. Шукшина)
На данном уроке мы продолжим знакомство с творчеством В. М. Шукшина. Образ матери для писателя – это излюбленный образ. Человек, по мнению Шукшина, узнается через любовь, дружбу, сыновние чувства, материнство. А мать – это любовь, доброта, умение прощать и понимать.
Урок предназначен для учащихся 9 класса, которые познакомятся с писателем через его письма своей матери, написанные в разные периоды его жизни. Также вниманию учащихся будут представлены его произведения: «Материнское сердце» и «Калина красная».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сердце матери - кладезь любви и заботы…» (Урок внеклассного чтения по произведениям В. М. Шукшина)»
«Сердце матери - кладезь любви и заботы…» (Урок внеклассного чтения по произведениям В.М.Шукшина «Материнское сердце», «Сны матери», «На кладбище», «Калина красная»)
Никакая беда не зальёт, не остудит материнской любви негасимой огни… Л.Чикин
Цели урока:
1) пробудить интерес к личности и судьбе писателя; выявить специфические черты выше перечисленных произведений В.М.Шукшина, особенности в изображении матери;
2) способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова; развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания;
3) подвести учащихся к мысли о необходимости внимательного и бережного отношения к окружающим людям и прежде всего к матери.
Предварительное домашнее задание
1.Прочитать рассказы, повесть В.М.Шукшина. 2.Написать отзыв об одном из произведений. 3.Проанализировать письма В.М.Шукшина своей матери, написанные в разные периоды его жизни. 4.Выучить отрывок из поэмы Л.Чикина «Сердце матери».
Оборудование:
фотографии с В.М.Шукшиным,
выставка книг писателя,
иллюстрации к произведениям о матери,
видеофильм «Калина красная»,
музыкальная пьеса.
Ход урока.
I. Вступительное слово.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя В.М.Шукшина, который считал, что человек узнается через любовь, дружбу, сыновние чувства, материнство. Мы посмотрим, насколько многогранен, богат красками, символичен, но и всегда конкретен земной образ матери, этот излюбленный характер.
Мать для Шукшина - это любовь, доброта, умение понимать и прощать, природная мягкость и душевная стойкость.
Мать - это и хранительница дома, земли, былых семейных устоев и традиций. В старой матери-труженице Шукшин видит истинную опору в превратностях судьбы. Она для писателя воплощение надежд, мудрости и милосердия.
Подвиг есть в сраженье,
Подвиг есть в борьбе, Высший подвиг в терпенье,
Любви и мольбе.
И вот этим «высшим подвигом» женщина-мать наделена у Шукшина в высшей же степени. Об этом свидетельствуют письма В.М.Шукшина своей матери, рассказы, об этом же говорит образ матери Егора Прокудина в «Калине красной».
II.Чтение писем В.М.Шукшина своей матери, написанные им в разные периоды его короткой жизни, анализ (2 ученицы представляют подготовленный материал)
-Что можно сказать на основе этих писем о матери В.М.Шукшина и о нём самом?
- Ощущение добра как главной ценности человеческой жизни Шукшин впитал в себя с детства от матери. Гимном добру и матери стало все его творчество.
III.Отзывы на прочитанные произведения В.М.Шукшина (читают 2- ученика)
- Что объединяет все эти произведения?
Вывод: Все матери в его произведениях, они – самый высокий образ человеческого мира. Так, в рассказе «На кладбище» есть образ земной божьей матери. Но так можно назвать и мать Витьки Борзенкова («Материнское сердце»), и мать Ваньки Тепляшина («Ванька Тепляшин»).
Все они земные, озабоченные повседневными делами. Матери Шукшина абсолютно лишены покоя. Они преисполнены тревогой за своих детей, живущих не мудро, дисгармонично. В их тревоге, в их действиях во имя спасения своего ребенка женщина-мать совершает высший подвиг («Материнское сердце», «Сны матери»).
IV.Анализ рассказа «Материнское сердце».
- Каков сюжет его? - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? - О чём заставил задуматься? (Весь рассказ пронизан великой надеждой матери на спасение своего сына. И где она только ни была, и везде с мольбой о прощении). - Проследим по тексту за поведением матери, когда она узнала о задержании её сына ( «заметалась по селу», «сбегала к председателю», «кинулась в район», «упала на колени», «завыла», «запричитала», …)
- А сын? Его поведение? («Когда вошел милиционер, он не поднялся, но, увидев за ним мать, вскочил. Он знал, что она придет к нему, пробьется через все законы - ждал этого и страшился»)
- Как вы думаете, почему этот рассказ называется «Материнское сердце»? (Сердце - символ человечности, теплоты отношений. Название звучит как призыв к пробуждению человеческого в человеке).
V.Чтение воспоминаний библиотекаря сросткинской библиотеки Фалеевой Д.И. о матери В.М.Шукшина Марии Сергеевне.
(«Мария Сергеевна была человеком, любящим людей. Она никогда не осуждала человека, а понимала. Она так говорила своим детям: «Дети, не надо смеяться над человеком, а вот самого униженного, падающего, вот ему-то и надо помочь, поднять его на ноги, чтобы он встал.»)
- «Ненавидь дурное в человеке, а человека люби,» - этому учила Мария Сергеевна своих детей. Именно такое отношение к человеку мы видим в повести «Калина красная».
VI.Анализ повести «Калина красная».
- Сюжет произведения? - Почему болит душа Егора Прокудина? Почему он мечется и никак не может обрести покой? - Как вы думаете, почему автор часто показывает своего героя рядом с березками и разговаривающего с ними? - Какие дорогие воспоминания живут в нём? («Корова Манька, да как с матерью носили на себе березки, чтобы истопить печь».) - Кто помогает Егору обрести покой? - Какие слова текста говорят нам о том, что Егор жаждет измениться, он хочет раз и навсегда перечеркнуть свою прежнюю жизнь, жизнь, связанную с «воровской малиной»? («Надо жить!») - Любит ли свою мать Егор? - А мать сына?
-Трогательные эпизоды «Калины красной»? А самый трогательный?
VII. Просмотр фрагмента фильма.
VIII. Послесловие к фильму.
-Кто-то из критиков сказал, что «Калина красная» - произведение, врачующее душу.Как вы это понимаете? Что именно врачует душу Егора Прокудина? (Добрые люди, ласковое слово матери. «Сердце-то всё же не из камня и не из металла оно»).
IX. Заключительное слово учителя.
- Мать для В.М.Шукшина - самое родное - вся состоит из жалости. Она любит своё дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но, несомненно, всю жизнь жалеет.
-Что несет мать сыновьям? (Безграничную любовь).
-А что должны нести сыновья матери? (Нежность, заботу, внимание, уважение, любовь.)
-Чему учат нас рассказы Шукшина? («Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть». С этим жил, в это верил, это проповедовал В.М.Шукшин.)