«Сердце радостно колотится. Здравствуй, край мой!» Урок-мастерская по лирике Г.Н. Медведева
«Сердце радостно колотится. Здравствуй, край мой!» Урок-мастерская по лирике Г.Н. Медведева
В материале представлен урок о творчестве волгоградского писателя Г.Н. Медведева. Занятие направлено на расширение представления учащихся о литературе Донского края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сердце радостно колотится. Здравствуй, край мой!» Урок-мастерская по лирике Г.Н. Медведева»
«Сердце радостно колотится. Здравствуй, край мой!»
Урок-мастерская
по лирике Геннадия Никитовича Медведева
VII класс
Аннотация. В материале представлен урок о творчестве волгоградского писателя Г.Н. Медведева. Занятие направлено на расширение представления учащихся о литературе Донского края.
Ключевые слова: Г.Н. Медведев, лирика, тема природы, тексты стихотворений, средства выразительности.
Оборудование: принадлежности для создания иллюстраций, ноутбук, проектор для презентации.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Я очень надеюсь, что сегодня вы будете не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть; не только думать, но и вдумываться.
2. Проверка знаний.
- К какой теме мы обращались на предыдущих уроках? («Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»).
- С творчеством каких поэтов вы познакомились? (А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов). Давайте вспомним чудесные строки из этих стихотворений.
На столах обучающихся разложены тексты стихотворений, изученных на предыдущем х уроке. На экране появляются репродукции картин художников-пейзажистов. К каждой картине обучающиеся подбирают строки, называя их автора.
Иссак Левитан «Владимирка»
Последние лучи заката
лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Куинджи «Березовая роща»
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Исаак Левитан «Март»
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
- Что общего между этими стихотворениями? Какой общей темой объединены эти стихотворения? (темой родной природы).
- К какому роду литературы они относятся? (Лирические произведения). Давайте вспомним понятие «лирика». (Лирика - род художественной литературы, отражающий действительность путём передачи чувств и переживаний автора, а также совокупность произведений этогорода).
- Посмотрите на экран. Вы видите репродукцию картины волгоградского художника Михаила Пышты «Дон вечером». Вот только чего же не хватает? Правильно, не хватает стихотворных строк, которые сопроводили бы этот чудесный донской пейзаж. Так вот в конце урока мы обязательно подберем строки к этой картине, потому что наш родной казачий край богат замечательными поэтами. И сегодня на уроке мы с вами открываем творческую мастерскую «Донские кружева», в которой будем изучать произведения волгоградских поэтов 20 века о казачестве. Не случайно мы назвали нашу мастерскую именно так. Ведь стихотворения подобны прекрасному кружеву.
- Но у каждого из вас на уроке будет своя роль. В нашей мастерской будут работать психологи, художники-пейзажисты, литературоведы и филологи.
(Все ребята делятся на четыре группы)
- В нашей мастерской мы будем придерживаться заповедей-правил. Вы согласны? (правила представлены на экране)
- И первым поэтом, с творчеством которого мы познакомимся, станет Геннадий Никитович Медведев. Посмотрите на слайд. Вы видите его фото.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (творчеству Г.Н. Медведева)
- Итак, тема нашего урока «Сердце радостно колотится. Здравствуй, край мой!» Лирика Г.Н. Медведева. Это строки из стихотворения самого поэта.
- А какова же цель урока? (прикоснуться к прекрасному и настоящему). Да, вот такая необычная цель. Но какая важная!
- Прежде чем мы перейдем к знакомству со стихотворениями, попрошу немного рассказать о Геннадии Никитовиче Медведеве.
Заранее подготовленный ученик знакомит остальных обучающихся с биографией поэта.
- Итак, я предлагаю прикоснуться к прекрасному. И первое стихотворение, с которым мы познакомимся – «Вечер синь и светел». Найдите текст этого стихотворения на столе (прошу одного из ребят озвучить строки стихотворений).
- Чудесные строки, не правда ли. Итак, давайте рассмотрим стихотворение. Сейчас каждая группа проанализирует стихотворение и представит результаты.
На слайде обозначены действия, которые производят обучающиеся.
Психологи. Ваш объект исследования – образы, настроение и чувства стихотворения.
Художники-пейзажисты. Перенесите текст стихотворения на чистый лист.
Литературоведы. Раскройте для нас средства выразительности этого стихотворения.
Филологи. Ну а ваш объект исследования – части речи, которые чаще всего встречаются в стихотворении.
- Каждая творческая группа представит результат своей работы. Несмотря на то, что наша деятельность творческая, регламент никто не отменял. У вас пять минут. Приступаем.
Выступление творческих групп.
- Первыми попрошу представить свои наблюдения психологов. Вы расскажете нам о чувствах, образах и настроении лирического героя. Ведь стихотворение – это душа. Но давайте вспомним литературоведческий термин «лирический герой». (Литературный герой – герой лирического произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает)
- Создать настроение, нарисовать образы и выразить чувства поэту помогают средства выразительности. Литературоведы, вам слово.
- Динамика стихотворения, его плавность создаются при помощи употребления тех или иных частей речи. Филологи, озвучьте вашу работу.
- Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописца… Живописцы, представьте это стихотворение, написанное красками.
В ходе работы учащиеся могут высказывать свое мнение.
На доску-мольберт, где написано название стихотворения, помещаем рисунок.
- А я предлагаю вашим сердцам вновь радостно заколотиться. Давайте окунемся в чудесные строки, написанные Г.Н. Медведевым. Прозвучит стихотворение «После дождя» (стихотворение читает заранее подготовленный ученик).
- А работа творческих групп продолжается. Продолжаем удивляться стихотворному кружеву, сплетенному Геннадием Никитовичем. Предлагаю проанализировать стихотворение «Я ходил по деревне».
- Задание остается прежним для всех групп. Поменяется задание лишь у художников. Ребята, я попрошу вас выписать «теплые» и «холодные» слова. Что это значит? Вы должны к каждому теплому цвету и холодному цвету подобрать слово. Записать его на лист и выделить его цветом. Давайте посмотрим на доску и вспомним теплые и холодные цвета, которые существуют в природе. Итак, приступаем.
Выступление творческих групп.
- Ребята, ведь вы не новички в такой творческой деятельности. И обладаете определенными навыками. Так что вполне можете выявить характерные черты в лирике Г.Н. Медведева. В течение двух минут сформулируйте, пожалуйста, свои выводы.
Выступление групп.
- Ребят, я вместе с вами создаю творческие страницы нашей мастерской. И уже чуть раньше вас провела творческую работу. Сердце мое, признаюсь, отозвалось на эти строки. Поэтому сейчас мы сравним мои наблюдения и ваши. Возможно, они совпадут.
- Мы хорошо поработали, но у нас есть еще одно творческое задание, которое мы пообещали себе выполнить в начале урока. Какое?
(подбор стихотворных строк к репродукции М. Пышты).
- Вы видите репродукцию и подбираете к ней строки из стихотворений Медведева.
- Сейчас мы убедились, что для каждого из вас родной край имеет свой образ. Но эти образы объединяет одно – неповторимость и уникальность. Ведь наш край именно такой.
- Достигли мы цели урока? Мы можем сказать, что встреча в творческой мастерской состоялась.
- Мы продолжим работу на следующих занятиях. А вам я предлагаю вот такой конспект, в котором отображена ваша работа на уроке. Вклейте этот листок в тетрадь по литературе.
Рефлексия.
- Сегодня в мастерской вы работали прежде всего сердцем и душой. Я попрошу вас закрыть глаза и поговорить со своим сердцем. Я прошу вас про себя ответить только на один вопрос.
- Что нового я открыл для себя сегодня? Чем наполнилась моя душа?
Домашнее задание.
Познакомиться с другими стихотворениями Г.Н. Медведева. Нарисовать иллюстрацию к одному из них. Все рисунки станут либо иллюстрациями к рукописному сборнику стихов, либо элементами оформления интерьера нашей творческой мастерской. В нашем случае – учебного кабинета.
- Ребята, сегодня вы видели, слышали и вдумывались. Спасибо вам. Урок окончен.