kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Секреты понимания И.А. Гончарова (читая 1 часть романа «Обломов») Конспект урока в 10 классе (1 час)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Секреты понимания И.А. Гончарова

(читая 1 часть романа «Обломов»)

Конспект урока в 10 классе (1 час)

Цели урока:

обучающая – совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения  с использованием теоретико-литературных знаний  о характеристике  литературного героя, художественном пространстве и времени;

развивающая – способствовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, развитию познавательного интереса  через актуализацию личностного восприятия литературного произведения, развитию навыков теоретического осмысления, самоанализа; 

воспитательная – содействовать  формированию коммуникативной компетентности учащихся путем использования парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся. 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитико-синтетический, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Средства обучения:  текст романа И. А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, раздаточный материал – опорный конспект, опорная схема, таблица для групповой работы.

Основные этапы урока:

I. Организация начала урока.

II. «Пошаговый»анализ текста.

III. Анализ эпизода.

IV. Подведение итогов.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Секреты понимания И.А. Гончарова (читая 1 часть романа «Обломов») Конспект урока в 10 классе (1 час) »

Секреты понимания И.А. Гончарова

(читая 1 часть романа «Обломов»)

Конспект урока в 10 классе (1 час)


Цели урока:

обучающая – совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения с использованием теоретико-литературных знаний о характеристике литературного героя, художественном пространстве и времени;

развивающая – способствовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, развитию познавательного интереса через актуализацию личностного восприятия литературного произведения, развитию навыков теоретического осмысления, самоанализа;

воспитательная – содействовать формированию коммуникативной компетентности учащихся путем использования парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитико-синтетический, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Средства обучения: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, раздаточный материал – опорный конспект, опорная схема, таблица для групповой работы.

Основные этапы урока:

I. Организация начала урока.

II. «Пошаговый»анализ текста.

III. Анализ эпизода.

IV. Подведение итогов.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание.

  1. Организация начала урока


Задачи: содействовать формированию внутренней мотивации к изучению романа, определение цели урока


В 1879 году русский классик, автор 3-х знаменитых романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв», Иван Александрович Гончаров пишет статью «Лучше поздно, чем никогда», в которой подводит итоги своего творчества, подвергая критическому, достаточно подробному анализу все три романа. Это исключительный случай в русской литературе: дело писателя – создавать свои произведения, а их осмысление – воля критиков и читателей.

  • Как вы думаете, зачем автор бессмертного романа «Обломов» решился на такой шаг?

  • А вам знакомо это желание?

  • Всегда ли у нас получается быть понятым так, как мы этого хотим?

Я открою вам один секрет: если хотите, чтобы вас понимали, учитесь искусству излагать свои мысли у Гончарова.

Вы прочитали 1 часть романа «Обломов».

  • Почему роман так называется?

  • Встречались ли мы ранее в литературе с таким героем?

  • Чем он не похож на других главных героев литературных произведений?

А ведь именно такого восприятия и добивался Гончаров. В статье «Лучше поздно, чем никогда» он пишет: «Мне, например, прежде всего в глаза бросался ленивый образ Обломова…» Как же добился Гончаров такого яркого воплощения своей художественной идеи? Что сделал он для того, чтобы мы поняли его сполна?

Запись темы урока в тетрадь.


  • О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


В ходе прояснения учителем фиксируется на доске значение слова «понимание»:


Понимание

Мыслей, суждений Наших собственных

И.А. Гончарова мыслей и суждений

читателями другими людьми


  • Теперь определите каждый для себя цель нашей первой встречи с романом Гончарова «Обломов».


Цель урока: (выведена на слайде презентации)

Учиться понимать мысли и суждения Гончарова, т.е. открывать секреты художественной манеры писателя

Учиться у Гончарова излагать мысли и суждения, т.е. открывать секреты понимания наших идей другими людьми.



  1. «Пошаговый» анализ текста


Задача: способствовать развитию навыка осознанного чтения на основе наблюдений за логикой гончаровского повествования, актуализация читательского восприятия


В статье «Лучше поздно, чем никогда» И.А. Гончаров пишет: «У меня всегда есть один образ… он-то и ведет меня вперед» (цитата выведена на слайде презентации).

  • Как вы понимаете смысл этого высказывания писателя?

Итак, мы начинаем читать роман. (Чтение учителем начала 1 главы до слов […это было его нормальным состоянием]).

  • С чего начинает своё повествование Гончаров?

Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.

Учащиеся работают в парах с текстом отрывка – время работы 1 минута, затем предлагают варианты, учитель фиксирует их на доске:

«беспечность»,

«усталость»,

«скука»,

«мягкость»,

«добряк»,

«изнеженность»,

«лень»,

«апатия»,

«лежание»

  • В каком значении – прямом или переносном – употребляет Гончаров ключевые слова характеристики героя?

  • Почему это важно для писателя?

  • Обратите внимание на эмоциональную окраску этих слов: какова она – позитивная, негативная или эмоционально-нейтральная?

  • Как эмоциональная окраска ключевых в характеристике героя слов влияет на наше восприятие Обломова?

  • Можем ли мы по прочитанному отрывку судить об отношении писателя к своему герою?

  • Каково это отношение?

Давайте обобщим наши наблюдения за тем, как писатель характеризует своего героя.

Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (1). Время работы – 2 минуты.

Текст опорного конспекта 1


Предполагаемые дополнения учеников

Свой роман Гончаров начинает с главного (с чего?).


Писатель даёт нам ясно и чётко понять, какой это человек (какой?)


При этом автор романа избегает всякой двусмысленности (каким образом?)


Гончаров сразу выражает свое отношение к герою (какое?)

С характеристики героя, именем которого назван роман.


Ленивый, апатичный, беспечный, но при этом мягкий и добрый.


Ключевые слова характеристики героя употреблены в своем прямом значении.


Спокойное, без осуждения и упреков, ближе к симпатии.


После выполнения задания оглашаются его результаты.


Прежде чем читать дальше, обратите внимание на вопросы, по которым мы будем комментировать следующий отрывок (вопросы выведены на слайде презентации):

    • На чём теперь сосредотачивает наше внимание Гончаров?

    • Для чего писатель вводит данное описание?

    • Встречались ли мы прежде в русской литературе с таким способом раскрытия характера героя?


Чтение учителем следующего отрывка со слов [Когда он был дома – а он был почти всегда дома…] до […так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия] с последующим комментарием учащимися по ранее предложенным вопросам.


  • В чем особенность художественного пространства в данном отрывке?

Обратите внимание, как Гончаров «заставляет» нас принять своего героя таким, каким он его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом чётко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?»

  • Попробуйте понять логику писательской мысли. Как вы думаете, ответ на какой вопрос мы найдём далее?


Читаем Гончарова. (Чтение учителем следующего отрывка со слов [На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги…] до слов […уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением]). /Акцентное чтение – интонационно выделяются слова и сочетания слов с временным значением/

Обратите внимание, в этом отрывке появляются указания на то, когда, в какой момент мы застаём главного героя романа. Найдите эти указания в тексте.

  • Для чего писатель вводит временные образы в свое повествование?

  • Что добавляется с их появлением к нашим представлениям о герое?

  • Почему именно с утра героя начинает свой роман Гончаров?

  • Что происходит в реальной жизни с человеком после пробуждения? Происходит ли это с Обломовым? Когда?

Найдите в тексте 1 части романа точные указания на то, сколько времени длилось «утро» Обломова? (1 и последняя главы 1 части)


Давайте обобщим наши наблюдения за тем, как развивается логика писательской мысли на первых страницах романа.


Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (2). Время работы – 2 минуты.

Текст опорного конспекта 2


Предполагаемые дополнения учеников

Представив нам своего героя, Гончаров чётко очерчивает границы его существования (какие?)


Пространственные границы вокруг главного героя сужаются писателем (каким образом?)


Временные границы вокруг главного героя расширяются автором (каким образом?)

Пространственные и временные




Герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване.


«Утро» героя растягивается до 5 часов вечера.


После выполнения задания оглашаются его результаты.


Сегодня мы говорим о секретах художественного мастерства Гончарова и учимся у писателя ясному и четкому изложению своих собственных мыслей и суждений. Вспомните, какую цель вы поставили для себя в начале урока (цели урока воспроизводятся на слайде презентации). В зависимости от выбранной цели ответьте на вопрос.


  • Какие же секреты понимания открывает нам Гончаров первыми строками своего романа?

На что вы будете обращать внимание при дальнейшем чтении романа, чтобы лучше понять мысль писателя?

Какие выводы о ясном и четком изложении своих мыслей вы сделали для себя на первом этапе чтения романа?



  1. Анализ эпизода


Задача: углубить представления учащихся об особенностях художественной манеры писателя


В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров пишет: «Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться». Давайте же и мы будем «смотреть и вдумываться».

Класс делится на группы (по принципу соседства парт), каждая из которых работает с текстом одного из эпизодов «Визитеры Обломова»:

  1. Обломов и Волков (II глава)

  2. Обломов и Судьбинский (II глава)

  3. Обломов и Пенкин (II глава)

  4. Обломов и Алексеев (II глава)

  5. Обломов и Тарантьев (III глава)


Задание 1:

Пересмотреть эпизод, найти в тексте ответы на следующие вопросы, распределив их заранее между ребятами в группе:


  • Что предшествует встрече Обломова с каждым из его визитёров?

  • Каким размышлениям предаётся Обломов после каждого визита?

  • Как встречает Обломов каждого из них?

  • Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?

  • Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода?

Результаты поиска занести в таблицу в графу, соответствующую вашему эпизоду:


Эпизод

Вопросы

Обломов и Волков

Обломов и Судьбинский

Обломов и Пенкин

Обломов и Алексеев

Обломов и Тарантьев

  1. Что предшествует встрече Обломова и визитёра?






  1. Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?






  1. Как встречает визитёра Обломов?






  1. Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?






  1. Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода







Время на выполнение задания 3 – 5 минут. Оглашение результатов идёт последовательно по обозначенным заданием вопросам: сначала по всем эпизодам учащиеся отвечают на 1 вопрос, потом на 2 и т.д. По ходу заслушивания результатов поиска таблица заполняется полностью каждой группой учащихся по указанию учителя.


Проанализируйте в группах результаты совместного поиска и сделайте выводы об особенностях повествовательной манеры Гончарова.

Время на выполнение задания 3 минуты.


Предполагаемые выводы и вопросы на прояснение:

    1. Разговору с каждым из посетителей предшествует авторский рассказ о том, кто этот человек и как он связан с судьбой хозяина дома.

    2. Оставшись после очередного визита один, Илья Ильич обязательно пускается в рассуждения о только что проговорённом.

  • С какой целью делает это автор?

  • Какого эффекта достигает использование этого художественного приёма в отношении нашего восприятия течения времени в романе?


    1. Обломов активно избегает рукопожатия.

  • Чем объясняет герой такое своё поведение?

  • Действительно ли опасно для здоровья пожать холодную руку?

  • Почему же герой ведёт себя так?


    1. В ходе беседы почти с каждым из посетителей Обломов пытается встать с дивана, но ни одна из этих попыток не приводит к желаемому результату.

  • Какой читательской реакции добивается писатель повторением ситуации «вставания» главного героя романа?

  • Почему Обломов так и не встал с дивана?

В тексте каждого эпизода содержится немало указаний на пространственные объекты за пределами обломовской квартиры на Гороховой.

  • Что даёт понять нам Гончаров, вводя в обозначенные эпизоды разные пространственные образы?

Попробуйте обозначить схемой пространственные границы вокруг главного героя в 1 части романа. Задание выполняется в группах,, время на выполнение – 2 минуты. Предполагаемым результатом обсуждения может быть следующая схема:

  • Что подчёркивает писатель в своём герое таким изображением пространства?


Давайте обобщим наши наблюдения за особенностями художественной манеры писателя.

Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (3). Время работы – 2 минуты.


Текст опорного конспекта 3


Предполагаемые дополнения учеников

Предельное сужение пространственных границ в 1 части романа (не то, что до комнаты – до дивана Обломова) старательно оберегается героем (каким образом?)


Время, напротив, сознательно «растягивается» автором за счет того, что разные эпизоды написаны по одной повествовательной схеме (какой?)

Отказ героя от рукопожатия, нежелание встать с дивана





Описание персонажа, определение его роли в жизни Обломова – диалог с Обломовым – размышление Обломова о предмете разговора


После выполнения задания оглашаются его результаты


Читая 1 часть романа «Обломов», мы с вами уже заметили, что в своем изображении времени и пространства в романе Гончаров поразительно последователен.

  • Как вы понимаете значение этого слова? Что значит «быть последовательным» в изложении своих мыслей и суждений?

  • Какой же еще секрет ясного и четкого изложения своих мыслей открывает нам Гончаров?


  1. Подведение итогов урока.


Задача: способствовать развитию навыка теоретического осмысления на основе обобщения результатов совместных наблюдений учителем


Последовательность как одна из особенностей художественной манеры писателя отмечается многими исследователями творчества Гончарова. Проявлением этой особенности являются, в частности, опорные точки в повествовании – это проведение героя через схожие ситуации, что мы с вами наблюдали при анализе эпизода «Визитеры Обломова». Проявлением последовательности является также неукоснительное следование художника своей манере в изображении героя (вспомните, как Гончаров характеризует нам Обломова, как относится к нему), времени и пространства (сознательное сужение границ одного и расширение – другого). Важно, что эти наблюдения читатель может сделать, читая только I часть романа, – ведь Гончаров настраивает нас на дальнейшее повествование: на неторопливое течение времени, на ожидание того, когда же Обломов поднимется со своего дивана. Мы гадаем, кто же поднимет его. И не можем понять, почему он такой. Ответам на эти вопросы мы посвятим наши следующие уроки.


  1. Рефлексия.


Задача: содействовать формированию навыка самоанализа учащихся

Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то назвала его для себя «урок - открытие». Права ли я?


  • Удалось ли вам открыть для себя что-то?

  • Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?


  1. Домашнее задание.


1. Напишите сочинение-миниатюру (не более 1,5 страниц) на тему: «Мои первые впечатления от встречи с Обломовым»

2. Читая роман дальше, понаблюдайте, насколько последователен И.А. Гончаров в изображении пространства и времени. Особое внимание обратите на 9 главу 1 части и попробуйте обозначить схемой пространственные границы вокруг главного героя.

3. Индивидуальные задания:

  • подготовить сообщение на 3 минуты «Обломов и Захар»,

  • подготовить сообщение на 3 минуты «Композиционный и идейный смысл изображения многочисленных гостей Обломова в 1 части романа»


1 Задание, вопросы и таблица раздаются перед началом урока каждому ученику


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кильпа Наталья Анатольевна

Дата: 16.08.2015

Номер свидетельства: 225547


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства