«Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»
«Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»
(Сопоставительный анализ главных героев повести «Барышня-крестьянка», романа «Дубровский и пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта») (Сопоставительный анализ главных героев повести «Барышня-крестьянка», романа «Дубровский и пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»»
Разработка урока по литературе в 7 классе
Тема:«Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»
(Сопоставительный анализ главных героев
повести «Барышня-крестьянка», романа «Дубровский и
пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»)
Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление и систематизация изученного, формирование умений и навыков)
Уровень подготовленности класса: средний
Цели урока:
Обучающая:
закрепить знания о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения;
создать условия для развития системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской, аналитической, исследовательской деятельностью при осмыслении прочитанных произведений и их сопоставлении;
совершенствовать умение объяснять, истолковывать, раскрывать смысл художественного текста, давать читательскую оценку на основе сравнения эпизодов и поступков героев;
учить строить ответ на вопрос с опорой на теоретико-литературные знания.
Развивающие:
способствовать развитию умений учащихся сопоставлять героев произведений разных авторов;
способствовать развитию устной речи учащихся;
совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими литературными источниками, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;
развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
стимулировать развитие поисковой, исследовательской деятельности учащихся;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
развивать коммуникативные умения учащихся: общение друг с другом в группе; отстаивание своей точки зрения, опираясь на конкретные факты, знания; умение слушать друг друга; ответственность и межличностное взаимодействие, сотрудничество.
Воспитывающие:
Способствовать эстетическому восприятию учащимися материалов урока;
формировать у них активную жизненную позицию;
способствовать формированию общечеловеческих нравственных ценностей учащихся: любви и уважения к родителям, близким, чувства долга, ответственности за свои поступки.
Методы:
- исследовательские методы (способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению познавательных задач).
-словесные, наглядные, практические;
- аналитико- синтетические, индуктивные (от частного к общему);
- проблемно- поисковые;
- методы самостоятельной работы.
Средства обучения:
Медиапроектор, компьютер, памятка для работы в группе, рисунки учащихся, тексты произведений (Шекспир «Ромео и Джульетта», Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»); к/ф (фрагменты) по указанным произведениям.
План урока:
1. Оргмомент
2. Вступительная беседа о первичном восприятии произведения.
3. Проверка Д/З.
4. Работа в группах по сравнительно-сопоставительному анализу главных героев произведений.
5. Дискуссия.
6. Рефлексия, выводы.
7. Домашнее задание.
8. Оценивание, анализ работ.
«Шекспиру подражал я в его вольном составлении типов и простоте» А.С. Пушкин.
«… только любовью держится и движется жизнь»
И.С. Тургенев.
«Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти»
Генрик Ибсен.
Ход урока
1.Оргмомент.
Сообщение темы, учащиеся ставят цели урока.
2. Вступительная беседа по прочитанному тексту.
- Вы прочитали роман «Дубровский». Каковы ваши впечатления?
- Почему после прочтения создаётся впечатление, что сюжет похож на трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»?
- Почему у Пушкина финал тоже трагичный? В чем причина?
- Чем повесть «Барышня- крестьянка» похожа на пьесу Шекспира, ведь финал у Пушкина благополучный?
- Что общего и различного в этих трёх произведениях? Какое из них больше понравилось и почему?
3.Проверка домашнего задания.
- На предыдущих уроках вы уже познакомились с таким видом работы, как сравнительная характеристика героев, сопоставляя пушкинских князя Олега и кудесника, а в 6 классе – лермонтовских Кирибеевича и Калашникова. Дома самостоятельно работали над планом сравнительной характеристики А. Дубровского и К. Троекурова. Обсудим его в классе. Дополните свои записи домашнего задания ответами одноклассников, если вы с ними согласны.
- Когда вы читали роман, работали над планом, у вас уже сложилось некоторое впечатление об этих героях. Много ли между ними общего?
- Кто из них больше нравится? Почему?
- В какой решающий момент больше всего видна разница между ними?
- Предлагаю вам проанализировать эпизоды ссоры героев и смерти Дубровского - старшего, сравнить их поведение, определить отношение к ним людей и автора, ответить на вопрос, почему многолетняя дружба «отцов» расстроилась, а у Шекспира, наоборот, в финале семьи объединились?
4. Работа в группах. Сопоставление эпизодов и героев произведений разных авторов.
1-3группы.
Сравнительные характеристики: Владимир и Ромео, Алексей и Ромео, Владимир и Алексей.
- Кто из героев более решителен, настойчив, изобретателен, смел, успешен? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.
- Какие качества характера и в какие моменты отличают героев?
- Соответствуют ли герои своим экранным образам? Кому из актёров удалось (или не удалось) наиболее точно сыграть роль своего персонажа? Почему?
Сравнительные характеристики героинь: Маша и Джульетта, Лиза и Джульетта, Маша и Лиза.
- Какой героине вы симпатизируете? Почему?
- Какая из них кажется вам наиболее решительной, мужественной, изобретательной, слабой, избалованной? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.
- Какая из трёх актрис наиболее точно передала характер своей героини?
Сопоставление эпизодов:
Сцена знакомства (1 группа).
- При каких обстоятельствах герои встречаются?
- Какова здесь роль случая?
- Кто является инициатором знакомства?
- Какова первая реакция героев при знакомстве друг с другом?
- Как их можно охарактеризовать?
Сцены решительных признаний (2 группа).
- Как ведут себя герои, когда узнают истинную сущность своего избранника?
- Как это их характеризует?
Финальные сцены (3 группа).
- Почему произведения на одну тему, а заканчиваются по-разному?
- Какая идея их объединяет?
Дискуссия.
- Каких героев и актёров сложнее было сопоставлять?
- Какое произведение больше понравилось? Где финал справедливый?
- Почему эти разные герои и книги сегодня актуальны? Что их объединяет? Что отличает?
- Какова позиция автора в каждом из произведений?
- В каком произведении вы бы изменили финал? Почему?
- Какое произведение не совсем соответствует шекспировской трактовке? Почему?
Общий вывод.
Таким образом, связь между пьесой Шекспира и произведениями Пушкина очевидна. В результате исследовательской работы мы выяснили, что в повести «Барышня-крестьянка» и романе «Дубровский» действительно присутствуют выраженные черты творчества У. Шекспира. И если «Барышня-крестьянка» - это легкая пародия на всемирно известную пьесу, то в «Дубровском» уже присутствуют черты романа, а также трагедии. В ходе изучения деятельности английского драматурга Пушкин создал самостоятельные произведения, глубоко раскрывающие темы, затронутые в трагедии «Ромео и Джульетта». Мы можем прочесть эти книги, не связывая их друг с другом, но полное понимание сюжета, темы и идеи невозможно без сопоставления.
Несмотря на то, что произведения были написаны в разные времена (16 и 19 век), их сближает общность композиции, построенной по принципу контраста, образы главных героев, тема любви, мотив игры и маскарада, а также их идейное содержание: оба автора через свои творения стремились донести читателям мысль о том, что «… только любовью держится и движется жизнь».
Рефлексия.
- Что было самое интересное на уроке?
- Как я работал на уроке?
- Что вызвало наибольшие затруднения в ходе работы?
- Над чем следует ещё поработать?
7. Домашнее задание (по выбору):
1. Сочинение «Тема мести и любви в романе «Дубровский».
2. Сочинение-рассуждение «Роль любви в жизни человека».
3. Объясните высказывание Ф. Ницше: «Воля к любви означает готовность к смерти».