kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Сопоставительный анализ главных героев повести «Барышня-крестьянка», романа «Дубровский и пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта») (Сопоставительный анализ главных героев повести «Барышня-крестьянка», романа «Дубровский и пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»»

Разработка урока по литературе в 7 классе

Тема: «Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»

(Сопоставительный анализ главных героев

повести «Барышня-крестьянка», романа «Дубровский и

пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта»)


Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление и систематизация изученного, формирование умений и навыков)

Уровень подготовленности класса: средний

Цели урока:

  • Обучающая:

  • закрепить    знания  о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения;

  • создать условия для развития системы основных умений, обеспечивающих овладение школьниками читательской, аналитической, исследовательской деятельностью при осмыслении прочитанных произведений и их сопоставлении;

  • совершенствовать умение объяснять, истолковывать, раскрывать смысл художественного текста, давать читательскую оценку на основе сравнения эпизодов и поступков героев;

  • учить строить ответ на вопрос с опорой на теоретико-литературные знания.

  • Развивающие:

  • способствовать развитию умений учащихся сопоставлять героев произведений разных авторов;

  • способствовать развитию устной речи учащихся;

  • совершенствовать умение делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими литературными источниками, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного;

  • развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;

  • стимулировать развитие поисковой, исследовательской деятельности учащихся;

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;

  • развивать коммуникативные умения учащихся: общение друг с другом в группе; отстаивание своей точки зрения, опираясь на конкретные факты, знания; умение слушать друг друга; ответственность и межличностное взаимодействие, сотрудничество.

  • Воспитывающие:

  • Способствовать эстетическому восприятию учащимися материалов урока;

  • формировать у них активную жизненную позицию;

  • способствовать формированию общечеловеческих нравственных ценностей учащихся: любви и уважения к родителям, близким, чувства долга, ответственности за свои поступки.


Методы:

- исследовательские методы (способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению познавательных задач).

-словесные, наглядные, практические;

- аналитико- синтетические, индуктивные (от частного к общему);

- проблемно- поисковые;

- методы самостоятельной работы.

Средства обучения:

Медиапроектор, компьютер, памятка для работы в группе, рисунки учащихся, тексты произведений (Шекспир «Ромео и Джульетта», Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»); к/ф (фрагменты) по указанным произведениям.

План урока:

1. Оргмомент

2. Вступительная беседа о первичном восприятии произведения.

3. Проверка Д/З.

4. Работа в группах по сравнительно-сопоставительному анализу главных героев произведений.

5. Дискуссия.

6. Рефлексия, выводы.

7. Домашнее задание.

8. Оценивание, анализ работ.















































«Шекспиру подражал я в его вольном составлении типов и простоте»
А.С. Пушкин.


«… только любовью держится и движется жизнь»

И.С. Тургенев.


«Перед любовью бессильны ужас и мрак смерти»

Генрик Ибсен.

Ход урока

1.Оргмомент.

Сообщение темы, учащиеся ставят цели урока.

2. Вступительная беседа по прочитанному тексту.

-   Вы прочитали роман «Дубровский». Каковы ваши впечатления?

-   Почему после прочтения создаётся впечатление, что сюжет похож на трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»?

-   Почему у Пушкина финал тоже трагичный? В чем причина?

- Чем повесть «Барышня- крестьянка» похожа на пьесу Шекспира, ведь финал у Пушкина благополучный?

- Что общего и различного в этих трёх произведениях? Какое из них больше понравилось и почему?

3. Проверка домашнего задания.

- На предыдущих уроках вы уже познакомились с таким видом работы, как сравнительная характеристика героев, сопоставляя  пушкинских князя Олега и кудесника, а в 6 классе – лермонтовских Кирибеевича и Калашникова. Дома самостоятельно работали над планом
сравнительной характеристики А. Дубровского и К. Троекурова. Обсудим его в классе.
Дополните свои записи домашнего задания ответами одноклассников, если вы с ними согласны.

-   Когда вы читали роман, работали над планом, у вас уже сложилось
некоторое впечатление об этих героях. Много ли между ними общего?

-  Кто из них больше нравится? Почему?

-  В какой решающий момент больше всего видна разница между ними?

-   Предлагаю вам проанализировать эпизоды ссоры героев и смерти Дубровского - старшего, сравнить их поведение, определить отношение к ним людей и автора, ответить на вопрос, почему многолетняя дружба «отцов» расстроилась, а у Шекспира, наоборот, в финале семьи объединились?

4. Работа в группах. Сопоставление эпизодов и героев произведений разных авторов.

1-3 группы.

  • Сравнительные характеристики: Владимир и Ромео, Алексей и Ромео, Владимир и Алексей.

- Кто из героев более решителен, настойчив, изобретателен, смел, успешен? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.

- Какие качества характера и в какие моменты отличают героев?

- Соответствуют ли герои своим экранным образам? Кому из актёров удалось (или не удалось) наиболее точно сыграть роль своего персонажа? Почему?

  • Сравнительные характеристики героинь: Маша и Джульетта, Лиза и Джульетта, Маша и Лиза.

- Какой героине вы симпатизируете? Почему?

- Какая из них кажется вам наиболее решительной, мужественной, изобретательной, слабой, избалованной? Почему вы так считаете? Аргументируйте свою точку зрения.

- Какая из трёх актрис наиболее точно передала характер своей героини?

  • Сопоставление эпизодов:

  1. Сцена знакомства (1 группа).

- При каких обстоятельствах герои встречаются?

- Какова здесь роль случая?

- Кто является инициатором знакомства?

- Какова первая реакция героев при знакомстве друг с другом?

- Как их можно охарактеризовать?

  1. Сцены решительных признаний (2 группа).

- Как ведут себя герои, когда узнают истинную сущность своего избранника?

- Как это их характеризует?

  1. Финальные сцены (3 группа).

- Почему произведения на одну тему, а заканчиваются по-разному?

- Какая идея их объединяет?



  1. Дискуссия.

- Каких героев и актёров сложнее было сопоставлять?

- Какое произведение больше понравилось? Где финал справедливый?

- Почему эти разные герои и книги сегодня актуальны? Что их объединяет? Что отличает?

- Какова позиция автора в каждом из произведений?

- В каком произведении вы бы изменили финал? Почему?

6. Рефлексия, выводы.

- Прослушайте стихотворение И.С. Тургенева «Воробей». ( Читает учитель или подготовленный ученик).

- Какая основная идея нашего урока?

- Какое произведение не совсем соответствует шекспировской трактовке? Почему?

Общий вывод.

Таким образом, связь между пьесой Шекспира и произведениями Пушкина очевидна. В результате исследовательской работы мы выяснили, что в повести «Барышня-крестьянка» и романе «Дубровский» действительно присутствуют выраженные черты творчества У. Шекспира.
И если «Барышня-крестьянка» - это легкая пародия на всемирно известную пьесу, то в «Дубровском» уже присутствуют черты романа, а также трагедии. В ходе изучения деятельности английского драматурга Пушкин создал самостоятельные произведения, глубоко раскрывающие темы, затронутые в трагедии «Ромео и Джульетта». Мы можем прочесть эти книги, не связывая их друг с другом, но полное понимание сюжета, темы и идеи невозможно без сопоставления.

Несмотря на то, что произведения были написаны в разные времена (16 и 19 век), их сближает общность композиции, построенной по принципу контраста, образы главных героев, тема любви, мотив игры и маскарада, а также их идейное содержание: оба автора через свои творения стремились донести читателям мысль о том, что «… только любовью держится и движется жизнь».

Рефлексия.

- Что было самое интересное на уроке?

- Как я работал на уроке?

- Что вызвало наибольшие затруднения в ходе работы?

- Над чем следует ещё поработать?

7. Домашнее задание (по выбору):

1. Сочинение «Тема мести и любви в романе «Дубровский».

2. Сочинение-рассуждение «Роль любви в жизни человека».

3. Объясните высказывание Ф. Ницше: «Воля к любви означает готовность к смерти».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Шекспировские страсти» в произведениях А.С. Пушкина»

Автор: Минеева Елена Александровна

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376878


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства