Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики (разработка урока)
Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики (разработка урока)
В данном материале предоставлена разработка урока, посвященная изучению лирики Сергея Есенина. На уроке происходит знакомство обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта, а также с основными мотивами поэзии С.Есенина. Материал раскрывает красоту есенинских произведений и может быть полезен преподавателям литературы разных образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики (разработка урока)»
Тема урока: Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики.
Цель урока: раскрытьсложность и многогранность художественного мира Есенина, включенности его в интеллектуальную атмосферу эпохи; представить поэта как носителя сложного художественно-философского сознания.
Ррзвивать у обучающихся умения и навыки анализа поэтического произведения, сопоставлять их с жизненными этапами поэта, развивать навыки выразительного чтения и декламации стихотворений.
Воспитывать любовь к русской поэзии, раскрывать её богатый смысл, красоту поэзии, прививать любовь к родному русскому языку.
Задачи урока:
1. рассказать о судьбе С. Есенина, показать народность творчества поэта; расширить и углубить представление о творческой личности С. Есенина;
2. развивать навык творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся; совершенствовать навык самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности; расширить культурный кругозор учащихся за счет знакомства с другими типами художественного творчества и видами искусства.
3. воспитать почтение и уважение к матери, любви к Родине; воспитание чувства восхищения родной природой, духовно-нравственной культуры учащихся.
Вступительное слово учителя. (Запись песни на слова С.Есенина «Отговорила роща золотая…»)
За окном всё в золоте, за окном осень, а в нашей местности она так радует нас теплом, прекрасной погодой. И недаром сегодня мы будем говорить о творчестве поистине народного поэта России, поэта, на чьи слова по сей день слагаются песни и романсы, чьё имя известно далеко за пределами его родины. Это Сергей Александрович Есенин.
Кто не слышал имя этого поэта? Кого не трогали за душу строки его прекрасных стихотворений?
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова советского поэта Евгения Евтушенко:
Есенин, дай на счастье нежность мне
К берёзкам и лугам, к зверью и людям
И ко всему другому на земле,
Что мы с тобой так беззащитно любим.
Е. Евтушенко
Учитель: «Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.
Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.
Удивительной была его судьба. Ему было всего лишь 30 лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину же было отпущено в три раза меньше. Но его судьба – подтверждение другого изречения: «Жизнь ценится не за длину».
За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.
Что поражает в творчестве поэта, так это всеобъемлющая, безграничная любовь. Даже в тех стихотворениях, где казалось нет места для любви, она _ иногда тоскливая, иногда раненная, как зверь, иногда беспутная но ни у кого не возникает сомнений ,что это любовь.
2. Изучение лирики поэта
Тематику лирики поэта можно отобразить одним кластером.
1 обучающийся.Родился Сергей в селе Константиново, Рязанской области, на берегу прекрасной реки Оки. Природа родного края, окские заливные поля и берега часто встречаются в стихах поэта. Родители – простые крестьяне, но воспитывал Есенина его дед.
Первое стихотворение, которое напечатал Есенин в детском журнале “Мирок”, было стихотворение “Береза”.
Творческий путь Сергея Есенина начался в 1915 году, когда на петербургскую квартиру А. Блока пришёл юноша и, не застав хозяина дома, оставил записку: «Александр Александрович! Я бы хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением С. Есенин».
Встреча состоялась 9 марта 1915 года. Известно, что Александр Блок отнёсся к молодому поэту вполне благосклонно. На обороте написанной Есениным записки осталась помета Блока: «Днём у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».
2 обучающийся. РОДИНА
А что же включает в это понятие - Родина – поэт? Сергей Есенин говорил, что “чувство Родины” – основное в его творчестве. М. Горький и Е. Евтушенко выделили то “основное”, что почувствовали в его лирике. Прочитайте их высказывания и назовите ключевые слова. “Поля и леса”, “деревенское небо”, “животные и цветы”, “печаль полей”, “любовь ко всему живому”, “милосердие”, “нежность к берёзкам и лугам, к зверью и людям” - это “одна большая любовь, любовь к Родине” Сергея Есенина.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.
А. Блок тоже писал о Родине: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.
- Но в чём различие между поэтами?
Чтение стихотворений о Родине.
Учитель Любовь к родине и своему народу неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Песенность в поэзии Есенина подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание таких известных композиторов, как Г.А. Свиридов, Т.Н. Хренников, В.П. Соловьёв-Седой, Г.Ф. Пономаренко, воссоздающих в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к России.
(видеоролик песни «Клён ты мой опавший» в исполнении Эдуарда Изместьева)
3 Обучающийся ПРИРОДА
На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «малиновое поле» Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.
Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.
Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, литературоведы обратили внимание на удивительную особенность – практически все стихотворения несут в себе живые краски – цвета.
Учитель. Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в парах.
Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина.
- Какие цвета, запахи и звуки использует поэт? С какой целью он это делает?
– Какие явления природы чаще всего изображает С.Есенин (зори, закаты, мир животных и мир растений; образ девушки, образ души ( весеннее цветение) , образ лирического героя (клён).
– Найдите примеры цветового изображения.
– Кроме этого в лирике поэта есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.
1.
«Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево».
2.
«За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».
3.
«Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос».
4.
«Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил провода».
5.
«Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник».
(ответы ребят; многие ребята, увлекаясь исследованием, называют цвет ромашки, месяца, туч и так далее)
Учитель: Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов.
Синий цвет - цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”.
Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.
Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, “златая, Русь”, “Земля моя златая!”, с другой — “догорит золотистым пламенем из телесного носка свеча”. “увяданья золото”, “Куст волос золотистый вянет”. В есенинской любви к Родине есть “грусти ивовая ржавь”.
Красный, багряный говорят о близости конца. “Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась”.
Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: “Отцвела моя белая липа”, “белых яблонь дым”.
Мир природы становится более насыщенным.
Такой приём в литературе называется – цветопись.
- Какие художественные средства чаще использует поэт и с какой целью?
- Проведём наблюдение. Что я зачитываю?
Задремали звёзды золотые.
Проплясал, проплакал дождь весенний.
Берёзы стоят, как большие свечки.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Дремлет взрытая дорога.
Снег, словно мёд ноздреватый.
В саду горит костёр рябины красной.
О красном вечере задумалась дорога.
Плачут вербы, плачут тополя.
- Найдите олицетворения в ваших стихотворениях.
(Просмотр видеоролика песни «Покраснела рябина» в исполнении С.Михайлова).
Прием антропоморфизма: отождествление животное с человеческими мыслями и чувствами.
Отождествление старого человека и старого животного.
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.
Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным.
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
(«Собаке Качалова», 1925)
• «Песнь о собаке» (1915);
• «Сукин сын» (1924).
Атрибут крестьянской избы;
Воплощение домашнего уюта, теплого очага;
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
( «В хате» , 1914 )
Народный символ несчастья;
Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года;
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
( «Русь» , 1914)
Отрицательное отношение поэта к происходящему в России.
Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты.
С образом Родины у Есенина слился образ самого дорогого человека – матери.
Мать Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…
Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время.
(Прослушивание «Письмо матери», в исполнении Малинина)
Любовная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. Замечателен цикл стихов “Персидские мотивы”, где тема любви сближается с темой Родины.
И в философских стихах – раздумьях лирический герой, принимая и благословляя жизнь и смерть, выражает огромную любовь к людям, которые живут рядом с ним на дорогой, милой ему земле (видеоролик стихотворения «Шаганэ…»).
Стихотворение «Отговорила роща золотая»
Прослушивая стихотворение, постарайтесь понять, о чем это стихотворение? Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни.
- Посмотрите на дату создания стихотворения.
Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. - Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:
Облетает моя голова,
Куст волос золотых вянет…
Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком». Открывается смысл последних строк:
…Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сметет их все в один ненужный ком,
(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым.
- Можете вы его стихи назвать «милыми»? Конечно, они учат любви ко всему живому.
Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А у Есенина:
…Скажите так , что роща золотая
отговорила милым языком.
- Итак, стихотворение философское
Итог: Прослушивание песни «Не держи меня» в исполнении С.Михайлова.
- Прослушивая песню, выделите ключевые слова, которые поэт нам передаёт.
Слайд 18. Последнее стихотворение, которое поэт написал за день до гибели в гостинице, написано кровью поэта, так как у него в тот вечер закончились чернила. Записку со стихотворение он отдал другу Вольфу Эрлиху, который был у него в гостях 27 декабря, и попросил прочитать его позже. Той же ночью произошла трагедия, Эрлих упрекал себя за то, что сразу не прочитал письмо, а вспомнил о нём после трагедии.
Вот это стихотворение.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
«Есенин – самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так, «по-русски рубаху рванув на груди», вывернуть, выпотрошить всю душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу в голову не приходило. Это – чисто русская черта.
Если Есенин не «дотягивает» до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он «перетянул» их всех, вместе взятых» Поэтому Есенин и стал народным поэтом. (Е. Евтушенко)
«Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле ивы… И – всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями». Так говорит поэт
Прослушивание песни «О Есенине» Слова и музыка Нурислана Ибрагимова, исполняет И.Коваль (видеоролик).
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
Дополнительно:
Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:
Жизнь – возможность, используйте её.
Жизнь – красота, восхищайтесь ею.
Жизнь – блаженство, вкусите его.
Жизнь – мечта, осуществите её.
Жизнь – вызов, примите его.
Жизнь – долг, исполните его.
Жизнь – игра, сыграйте в него.
Жизнь – богатство, дорожите им.
Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.
Жизнь – тайна, изучайте её.
Жизнь – шанс, воспользуйтесь им.
Жизнь – горе, превозмогите его.
Жизнь – борьба, выдержите его.
Жизнь – приключение, решитесь на него.
Жизнь – трагедия, проделайте её.
Жизнь – счастье, сотворите его.
Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё. (Мать Тереза)
Рефлексия:
Вся поэзия С. Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, Родине
– Какие стихи вы выбрали дома для выразительного чтения и чем объясняется ваш выбор.
– Какое стихотворение вы выбрали бы после прослушанного на уроке. Аргументируйте свой ответ.
– Первое ваше представление о С.Есенине изменилось после рассказов о поэте и чтения его стихов. Каким вы его сейчас представляете.
А теперь напишите на листочках, что бы сказали поэту при встрече
Домашнее задание:
Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …)