kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики (разработка урока)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале предоставлена разработка урока, посвященная изучению лирики Сергея Есенина. На уроке происходит знакомство обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта, а также с основными мотивами поэзии С.Есенина. Материал раскрывает красоту есенинских произведений и может быть полезен преподавателям литературы разных образовательных учреждений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики (разработка урока)»

Тема урока: Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики.


 



Цель урока: раскрыть сложность и многогранность художественного мира Есенина, включенности его в интеллектуальную атмосферу эпохи; представить поэта как носителя сложного художественно-философского сознания.

Ррзвивать у обучающихся умения и навыки анализа поэтического произведения, сопоставлять их с жизненными этапами поэта, развивать навыки выразительного чтения и декламации стихотворений.

Воспитывать любовь к русской поэзии, раскрывать её богатый смысл, красоту поэзии, прививать любовь к родному русскому языку.

 

Задачи урока:

1. рассказать о судьбе С. Есенина, показать народность творчества поэта; расширить и углубить представление о творческой личности С. Есенина;

2. развивать  навык творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

 образное мышление, творческие способности и познавательную активность учащихся; совершенствовать навык самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности; расширить культурный кругозор учащихся за счет знакомства с другими типами художественного творчества и видами искусства.

3. воспитать почтение и уважение к матери, любви к Родине; воспитание чувства восхищения родной природой,  духовно-нравственной культуры учащихся.

 

Оборудование: портрет, фотографии С.А. Есенина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, презентация.

 

Методические приёмы: лекция учителя, беседа, выразительное чтение стихотворений

 

Тип урока: урок-концерт

 

ХОД УРОКА

 

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя. (Запись песни на слова С.Есенина «Отговорила роща золотая…»)

За окном всё в золоте, за окном осень, а в нашей местности она так радует нас теплом, прекрасной погодой. И недаром сегодня мы будем говорить о творчестве поистине народного поэта России, поэта, на чьи слова по сей день слагаются песни и романсы, чьё имя  известно далеко за пределами его родины. Это Сергей Александрович Есенин.

Кто не слышал имя этого поэта? Кого не трогали за душу строки его прекрасных стихотворений?

 Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку станут слова советского поэта Евгения Евтушенко:

Есенин, дай на счастье нежность мне

К берёзкам и лугам, к зверью и людям

И ко всему другому на земле,

Что мы с тобой так беззащитно любим.

Е. Евтушенко

 

 

Учитель:  «Откуда берутся таланты? От щедрот народных. Живут на земле  люди – и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью…». Эти слова, принадлежащие В.М. Шукшину, как нельзя точнее характеризуют Сергея Есенина – человека и поэта.

Всенародное признание этого художника есть нечто большее, чем просто популярность. Как до него Пушкин, и, может быть, Лермонтов, он обладал исключительно редким, единственным свойством - выражать не только отдельные стороны народной души, но открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений.

Удивительной была его судьба. Ему было всего лишь 30 лет. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину же было отпущено в три раза меньше. Но его судьба – подтверждение другого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь.

Что поражает в творчестве поэта, так это всеобъемлющая, безграничная любовь. Даже в тех стихотворениях, где казалось нет места для любви, она _ иногда тоскливая, иногда раненная, как зверь, иногда беспутная но ни у кого не возникает сомнений ,что это любовь.

 

2. Изучение лирики поэта

Тематику лирики поэта можно отобразить одним кластером. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1 обучающийся.Родился Сергей в селе Константиново, Рязанской области, на берегу прекрасной реки Оки. Природа родного края, окские заливные поля и берега часто встречаются в стихах поэта. Родители – простые крестьяне, но воспитывал Есенина его дед.

Первое стихотворение, которое напечатал Есенин в детском журнале “Мирок”, было стихотворение “Береза”.

Творческий путь Сергея Есенина начался в 1915 году, когда на петербургскую квартиру А. Блока пришёл юноша и, не застав хозяина дома, оставил записку: «Александр Александрович! Я бы хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в четыре. С почтением С. Есенин».

Встреча состоялась 9 марта 1915 года. Известно, что Александр Блок отнёсся к молодому поэту вполне благосклонно. На обороте написанной Есениным записки осталась помета Блока: «Днём у меня рязанский парень со стихами… Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…».

2 обучающийся. РОДИНА

А что же включает в это понятие - Родина – поэт? Сергей Есенин говорил, что “чувство Родины” – основное в его творчестве. М. Горький и Е. Евтушенко выделили то “основное”, что почувствовали в его лирике. Прочитайте их высказывания и назовите ключевые слова. “Поля и леса”, “деревенское небо”, “животные и цветы”, “печаль полей”, “любовь ко всему живому”, “милосердие”, “нежность к берёзкам и лугам, к зверью и людям” - это “одна большая любовь, любовь к Родине” Сергея Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», – признавался поэт.

А. Блок тоже писал о Родине: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.

-  Но в чём различие между поэтами?

Чтение стихотворений о Родине.


Учитель Любовь к родине и своему народу неразрывно связана у Есенина с любовью к песне, которую он пронёс от первых детских воспоминаний до последних дней жизни. Песенность в поэзии Есенина подобна певучей крестьянской речи, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание таких известных композиторов, как Г.А. Свиридов, Т.Н. Хренников, В.П. Соловьёв-Седой, Г.Ф. Пономаренко, воссоздающих в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к России.

(видеоролик песни  «Клён ты мой опавший» в исполнении Эдуарда Изместьева)

 

3 Обучающийся    ПРИРОДА

На речном откосе, напротив дома Есениных, словно духовный мост, соединяющий временное пристанище человека с миром вечной жизни, стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери. В её стенах венчались родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна, в ней их сын был крещён именем Сергей.

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и письменной речи. «Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «малиновое поле» Руси – всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал среди рязанского раздолья, в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

Природа у Есенина, подобно человеку, поет
и плачет, грустит и радуется. Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, литературоведы обратили внимание на удивительную особенность – практически все стихотворения несут в себе живые краски – цвета.

 

Учитель. Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в парах.

Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина.

 

- Какие цвета, запахи и звуки использует поэт? С какой целью он это делает?

 

Какие явления природы чаще всего изображает С.Есенин (зори, закаты, мир животных и мир растений; образ девушки, образ души ( весеннее цветение) , образ лирического героя (клён).

 

Найдите примеры цветового изображения.

 

Кроме этого в лирике поэта есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.

1.

«Прячет месяц за овинами

Жёлтый лик от солнца ярого.

Высоко над луговинами

По востоку пышет зарево».

 

2.

«За тёмной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягнёночек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

А степь под пологом зелёным

Кадит черёмуховый дым

И за долинами по склонам

Свивает полымя над ним».

3.

«Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сёл

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овёс,

Пахнет ромашкой и мёдом от ос».

 

4.

«Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил провода».

 

5.

«Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник.

Плывут и рвутся тучи

О солнечный сошник».

 

(ответы ребят; многие ребята, увлекаясь исследованием, называют цвет ромашки, месяца, туч и так далее)


Учитель: Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов.

Синий цвет - цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”.

Алый, малиновый, розовый близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.

Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они появляются в стихах, где поэт размышляет о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. Поэтому, с одной стороны, “златая, Русь”, “Земля моя златая!”, с другой — “догорит золотистым пламенем из телесного носка свеча”. “увяданья золото”, “Куст волос золотистый вянет”. В есенинской любви к Родине есть “грусти ивовая ржавь”.

Красный, багряный говорят о близости конца. “Знать, только ивовая медь нам в сентябре с тобой осталась”.

Белый и черный связаны с мыслью о смерти, о невозвратности прошлого: “Отцвела моя белая липа”, “белых яблонь дым”.

Мир природы становится более насыщенным.

Такой приём в литературе называется – цветопись.

- Какие художественные средства чаще использует поэт и с какой целью?

 

- Проведём наблюдение. Что я зачитываю?

Задремали звёзды золотые.

Проплясал, проплакал дождь весенний.

Берёзы стоят, как большие свечки.

Улыбнулась солнцу сонная земля.

Дремлет взрытая дорога.

Снег, словно мёд ноздреватый.

В саду горит костёр рябины красной.

О красном вечере задумалась дорога.

Плачут вербы, плачут тополя.

- Найдите олицетворения в ваших стихотворениях.

 

(Просмотр видеоролика песни «Покраснела рябина» в исполнении С.Михайлова).

 

Прием антропоморфизма: отождествление животное с человеческими мыслями и чувствами.

Отождествление старого человека и старого животного.

 

Дряхлая, выпали зубы,

Свиток годов на рогах.

Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Давняя дружба собаки
и человека, родство душ,
чувство к равным.

 

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

(«Собаке Качалова», 1925)

 

•                                 «Песнь о собаке» (1915);

•                                 «Сукин сын» (1924).

Атрибут крестьянской избы;

Воплощение домашнего уюта, теплого очага;

 

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

( «В хате» , 1914 )

Народный символ несчастья;

Вестники  предстоящей  беды, 
а именно войны 1914 года;

 

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.    

( «Русь» , 1914)

Отрицательное отношение поэта
к происходящему в России.

 

Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты.

С образом Родины у Есенина слился образ самого дорогого человека – матери.

 


Мать Письмо матери… В минуты отчаяния, одиночества Есенин обращается к матери в надежде быть услышанным, быть понятым…

 

Письма… В век – телефонизации, факсов мы разучились писать друг другу письма. А ведь письма – это живое общение с близкими, любимыми людьми. Письма… они сохраняют тепло, нежность другого человека. Они остаются с нами. Они согревают нас в любое время.


(Прослушивание «Письмо матери», в исполнении Малинина)

  Любовная лирика в творчестве Есенина занимает значительное место. Замечателен цикл стихов “Персидские мотивы”, где тема любви сближается с темой Родины.

И в философских стихах – раздумьях лирический герой, принимая и благословляя жизнь и смерть, выражает огромную любовь к людям, которые живут рядом с ним на дорогой, милой ему земле  (видеоролик стихотворения «Шаганэ…»).

 

Стихотворение «Отговорила роща золотая»

Прослушивая стихотворение, постарайтесь понять, о чем это стихотворение? Не пейзажная зарисовка, а философское осмысление быстротечности жизни.

 

- Посмотрите на дату создания стихотворения.

Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги – прощальное стихотворение. - Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:

 

Облетает моя голова,

Куст волос золотых вянет…

 

Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком». Открывается смысл последних строк:

 

…Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сметет их все в один ненужный ком,

 

(Что сметет? Стихи, конечно. А ведь были десятилетия, когда Есенина запрещали, считали упадническим поэтом).

 

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

Если в первой строфе логическое ударение падало на «отговорила», то в последней строфе выделено «милым языком».- Поэт хотел, чтобы мы его язык назвали милым.

- Можете вы его стихи назвать «милыми»? Конечно, они учат любви ко всему живому.

 

Ребята, а ведь финал-то в стихотворении Есенина пушкинский. Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А у Есенина:

…Скажите так , что роща золотая

отговорила милым языком.

- Итак, стихотворение философское

 

Итог: Прослушивание песни «Не держи меня» в исполнении С.Михайлова.

-  Прослушивая песню, выделите ключевые слова, которые поэт нам передаёт.

Слайд 18. Последнее стихотворение, которое поэт написал за день до гибели в гостинице, написано кровью поэта, так как у него в тот вечер закончились чернила. Записку со стихотворение он отдал другу Вольфу Эрлиху, который был у него в гостях 27 декабря,   и попросил прочитать его позже. Той же ночью произошла трагедия,  Эрлих упрекал себя за то, что сразу не прочитал письмо, а вспомнил о нём после трагедии.

Вот это стихотворение.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

 Милый мой, ты у меня в груди.

 Предназначенное расставанье

 Обещает встречу впереди.

 

 До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

 Не грусти и не печаль бровей,-

 В этой жизни умирать не ново,

 Но и жить, конечно, не новей.

 

«Есенин – самый русский поэт, потому что никто, кроме него, не умел так, «по-русски рубаху рванув на груди», вывернуть, выпотрошить всю душу и даже сам себя обвинить так, как и худшему его врагу в голову не приходило. Это – чисто русская черта.

Если Есенин не «дотягивает» до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он «перетянул» их всех, вместе взятых» Поэтому Есенин и стал народным поэтом. (Е. Евтушенко)


«Как бы ни было трудно, что бы ни случилось с тобой - не падай духом, не теряй надежды и будь благодарен судьбе, даровавшей тебе ни с чем не сравнимое счастье целовать любимого человека, валяться на траве, мять цветы и видеть эти златящиеся во мгле ивы… И – всегда люби Родину, умножай её славу своими деяниями». Так говорит поэт

 

Прослушивание песни  «О Есенине» Слова и музыка Нурислана Ибрагимова, исполняет И.Коваль  (видеоролик).

 

Уходят лучшие, как будто мир им тесен,

Как будто он не в силах их понять.

Уходят лучшие, не спев последних песен,

 Осиротив родную Землю-мать,

 

Мы перечитываем созданное ими

И жжёт глаза горячая строка.

Уходят лучшие, своё оставив имя,

Утраты боль и память на века.

 

 

Дополнительно:

Как сказали, в человеке живут 2 начала: черное и белое. М. Горький сказал: “Нет людей чисто беленьких, или чисто черненьких – люди все пёстрые”. Главная мудрость жизни – найти точку равновесия. К каждому может прийти в гости неожиданно черный человек. Это как муки совести. Это хорошо, когда черный человек напоминает о себе. Но помни:

 

Жизнь – возможность, используйте её.

 Жизнь – красота, восхищайтесь ею.

 Жизнь – блаженство, вкусите его.

 Жизнь – мечта, осуществите её.

 Жизнь – вызов, примите его.

 Жизнь – долг, исполните его.

 Жизнь – игра, сыграйте в него.

 Жизнь – богатство, дорожите им.

 Жизнь – любовь, наслаждайтесь ею.

 Жизнь – тайна, изучайте её.

 Жизнь – шанс, воспользуйтесь им.

 Жизнь – горе, превозмогите его.

 Жизнь – борьба, выдержите его.

 Жизнь – приключение, решитесь на него.

 Жизнь – трагедия, проделайте её.

 Жизнь – счастье, сотворите его.

Жизнь слишком прекрасна, не губите её; жизнь это жизнь. Боритесь за неё. (Мать Тереза)

 

 

Рефлексия:

Вся поэзия С. Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, Родине

– Какие стихи вы выбрали дома для выразительного чтения и чем объясняется ваш выбор.

 

– Какое стихотворение вы выбрали бы после прослушанного на уроке. Аргументируйте свой ответ.

 

– Первое ваше представление о С.Есенине изменилось после рассказов о поэте и чтения его стихов. Каким вы его сейчас представляете.

А теперь напишите на листочках, что бы сказали поэту при встрече

 Домашнее задание:

Написать письмо – исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю …)

 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сергей Есенин. Основные темы и мотивы лирики (разработка урока)

Автор: Оксана Васильевна Пономаренко

Дата: 30.06.2024

Номер свидетельства: 653819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Сергей Есенин. Жизнь и творчество "
    ["seo_title"] => string(39) "sierghiei-iesienin-zhizn-i-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "181526"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425368120"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства