kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«серебряный век» русской поэзии. своеобразие лирики а. а. блока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Обучающая: Расширить представление учащихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, о понятии "серебряного века", модернизма. Повторить основные направления модернизма и их художественные особенности. В творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала ХХ века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии.
  2. Развивающая: Развивать у учащихся навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, работу с текстами лирических произведений, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивать устную речь учащихся, их словарный запас, а также творческие способности обучающихся через театральную постановку.
  3. Воспитывающая: Воспитывать у учащихся интерес к русской культуре и литературе, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении. Воспитывать уважение к историческому прошлому страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««серебряный век» русской поэзии. своеобразие лирики а. а. блока»

«СЕРЕБРяНЫЙ век» русской поэзии. своеобразие лирики А. А. блока


Цели урока:

  1. Обучающая: Расширить представление учащихся о тенденциях русской литературы на рубеже 19-20 веков, о понятии "серебряного века", модернизма. Повторить основные направления модернизма и их художественные особенности. В творческой форме показать литературно-историческую обстановку начала ХХ века, в которой формировалось русское общество, закрепить интерес учащихся к русской поэзии.

  2. Развивающая: Развивать у учащихся навыки работы с литературоведческими понятиями и терминами, работу с текстами лирических произведений, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развивать устную речь учащихся, их словарный запас, а также творческие способности обучающихся через театральную постановку.

  3. Воспитывающая: Воспитывать у учащихся интерес к русской культуре и литературе, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении. Воспитывать уважение к историческому прошлому страны. Способствовать формированию активной жизненной позиции.



Ход урока:

I. Работа по теме урока.

1. Лекция учителя «Серебряный век» русской поэзии».

Впервые выражение «серебряный век» было употреблено А. А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, –

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл…

Термин этот возник по аналогии с выражением «золотой век», а поэзия «серебряного века» своими корнями уходит в гениальное творчество Пушкина, Баратынского, Фета.

«Серебряный век» – сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего, конечно, в литературе, а точнее – в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла стать выразителем настроений эпохи. Что же это была за эпоха?

Философ Н. Бердяев писал: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединявшие чувство заката с чувством восхода и надеждой на преображение жизни». З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».

Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности.

Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления: декаданс (упадок), русский ренессанс (возрождение, духовное обновление), модернизм («новый, современный»).

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с символизмом.

На доске и в тетрадях:

Наряду с этим были поэты, стоящие вне групп и направлений: И. Бунин, А. Толстой, М. Цветаева и др.

Однако в равной мере нельзя измерять, например, Блока только символизмом, а Маяковского – футуризмом, хотя их индивидуальный облик приобретен именно на том пути, который они прошли, особенно в начале своего творчества.

2. Обсуждение эпиграфа ко второй части урока.

Он был Лермонтовым нашей эпохи. У него была та же тяжелая тяжба с миром, богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя.

К. И. Чуковский

Итак, вторую часть урока мы посвящаем творчеству Александра Александровича Блока. Как сопоставление с Лермонтовым приближает нас к пониманию Блока?

Что значит «роковой демонический ток»?

3. Чтение статьи о Блоке (с. 61–72, II ч.).

– Как и в чем эпиграф и статья перекликаются?

– Чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?

– Что значит выражение «уход в мистику»?

Мистика – 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Мистик – человек, склонный к мистике.

Для мистика реальный мир – лишь покров, под которым скрыта загадка.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами…

В. Соловьев, поэт и философ

Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений, – такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения – в виде слов-символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.

А. Блок создал целую всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечно много иных оттенков, толкований. Заря, звезды, солнце, белый свет – все это синонимы Прекрасной Дамы. Размыкание кругов – порыв к Ней. Ветер – знак Ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь – разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды – крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. «Жолтые» фонари, «жолтая» заря (Блок придавал «о» в этом случае большое значение) символизируют пошлость современности.

4. Чтение и анализ стихотворений Блока.

1) «Ветер принес издалека…».

– О чем это стихотворение?

– В чем тайна его музыкальности?

2) «Ушла. Но гиацинты ждали…».

– Какие чувства переживает лирический герой?

– А каков образ его возлюбленной? Как он создается? Отметьте цветовой ряд стихотворения.

3) «О доблестях, о подвигах, о славе…».

– В чем перекличка с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…»?

– Как рассказывает поэт о личной драме? (Жанр – послание. Любовь трагична. Женщина – вдохновительница поэзии, она же – олицетворение молодости поэта. Расставшись с ней, он расстался и со своими иллюзиями: синий плащ – знакомый образ крушения идеалов в поэзии символистов.)

5. Заключительная беседа.

– Ахматова сказала о Блоке: «…трагический тенор эпохи». Какое из стихотворений, помещенных в учебнике, может подтвердить лирический тезис поэтессы? («Как тяжело ходить среди людей…»)

Выразительное чтение стихотворения.

– Какова тема этого стихотворения?

– А в каких стихах Блок раскрывается по-другому? («О, я хочу безумно жить…», «О, весна без конца и без краю…».)

Выразительное чтение стихотворений.

– Что значит для лирического героя «жить»?

II. Итог уроков.

Домашнее задание: одно стихотворение А.Блока наизусть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«серебряный век» русской поэзии. своеобразие лирики а. а. блока

Автор: Шилов Анатолий Валерьевич

Дата: 12.03.2024

Номер свидетельства: 647034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Серебряный век русской поэзии. Своеобразие лирики А. Блока."
    ["seo_title"] => string(62) "sieriebrianyi-viek-russkoi-poezii-svoieobraziie-liriki-a-bloka"
    ["file_id"] => string(6) "287373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454483483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства