Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской поэзии. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)»
11 класс литература
Тема. Серебряный век русской поэзии.
Николай Степанович Гумилев (1886-1921)
Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством Гумилева. Пробудить интерес к личности поэта, дать понятие о ее многогранности.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие «Серебряный век»;
проанализировать 1-2 стихотворения;
Развивающие:
развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
Воспитательные:
формировать любовь и уважение к литературным произведениям, как ценностям отечественной культуры;
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя. Говорят, что если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски замечательного человека 18 века, и можно ничего не добавлять. Это можно сказать о многих поэтах Серебряного века.
Учитель. Звуковой облик слов «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает на особый разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
Временные рамки условные – это период с 1890- до начала 1920 годов. Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков.
Ученица. Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась судьба большинства писателей.
Покинули родину: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Бунин, Куприн, Андреев, Замятин, Аверченко, Цветаева, Ходасевич и др.
Ученик. Были расстреляны, сосланы в лагеря и там погибли: Мандельштам, Гумилев, Клюев, Лившиц, Клычков и др.
Покончили жизнь самоубийством: Маяковский, Есенин, Цветаева.
Лишь незначительная часть литераторов попыталась вступить в союз с новой властью (А.Толстой, Зенкевич, Каменский), но это обернулось для них утратой творческой индивидуальности и таланта.
Ш. Учитель. Давайте обратимся к истории.
Назовите какие ключевые события этой эпохи ( царствование Николая П, создание партий: социалистических, либеральных, консервативных, 2-й съезд РСДРП, русско-японская война, 1-я русская революция, начало первой мировой войны, 1917г.- октябрьская революция. И в это ужасное время писал Н.С.Гумилев.
Слово о поэте.
Николая Степановича Гумилева можно назвать и путешественником, и авантюристом, и воином, и эстетом-аристократом, и книжником, и романтически влюбленным поэтом.
Ученик.
Литературная разминка. Рассказывает (коротко) биографию поэта.
Он настоящий путешественник. Он побывал в Париже, в Риме, Флоренции и т.д. Написал стихотворение «Рим»…
Волчица с пастью кровавой
На белом, белом столбе
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе….
Учитель.
Потом последовали путешествия в Грецию, Шведцию, Норвегию и наконец сбылась его мечта. Он побывал в любимой Африке (В Кении). Три раза.
Из «Африканского дневника».
Литературная разминка. Чтение стихотворения.
Побывал у пророка Гусейна. Гумилев любил искушать судьбу. Любил ездить на необъезженных лошадях. Стрелялся на дуэли с Волошиным ( на Черной речке, где дрался Пушкин). Во время первой мировой войны в 19 лет записался добровольцем.
Личная жизнь.
В 1903 году встретился с Анной Горенко (Ахматовой) , в 1910 они поженились, в 1918 году она потребовала развода, он согласился.
В 1921 году был расстрелян , якобы за участие в заговоре.
Имя Гумилева было на пятьдесят лет вычеркнуто из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже: молчали о нем Но… у Гумилева, несмотря ни на что, всегда были , есть и будут читатели. И он знал это.