Секреты понимания творчества И.А. Гончарова (по 1 части романа "Обломов")
Секреты понимания творчества И.А. Гончарова (по 1 части романа "Обломов")
Урок предназначен для изучения 1 части романа И.А.Гончарова "Обломов". На уроке учащиеся получат возможность усовершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения с использованием теоретико-литературных знаний о характеристике литературного героя,художественном пространстве и времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Секреты понимания творчества И.А. Гончарова (по 1 части романа "Обломов")»
Урок литературы в 10 классе
Секреты понимания И.А. Гончарова(по 1 части романа «Обломов»)
Цели урока:обучающая –совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения с использованием теоретико-литературных знаний о характеристике литературного героя, художественном пространстве и времени;
развивающая – способствовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, развитию познавательного интереса через актуализацию личностного восприятия литературного произведения, развитию навыков теоретического осмысления, самоанализа;
воспитательная – содействовать формированию коммуникативной компетентности учащихся путем использования парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Средства обучения: текст романа И. А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, раздаточный материал – опорный конспект, опорная схема, таблица для групповой работы.
Организация начала урока
Вы прочитали 1 часть романа «Обломов».
Почему роман так называется?
Встречались ли мы ранее в литературе с таким героем?
Чем он не похож на других главных героев литературных произведений?
А ведь именно такого восприятия и добивался Гончаров. В статье «Лучше поздно, чем никогда» он пишет: «Мне, например, прежде всего в глаза бросалсяленивыйобраз Обломова…» Как же добился Гончаров такого яркого воплощения своей художественной идеи? Что сделал он для того, чтобы мы поняли его сполна?
«Пошаговый» анализ текста
Задача:способствоватьразвитию навыка осознанного чтения на основе наблюдений за логикой гончаровского повествования, актуализация читательского восприятия
Итак, мы начинаем читать роман. (Чтение учителем начала 1 главы до слов […это было его нормальным состоянием]).
С чего начинает своё повествование Гончаров?
Найдите в характеристике героя ключевые слова, определяющие его особенности.
Учащиеся работают в парах с текстом отрывка – время работы 1 минута, затем предлагают варианты, учитель фиксирует их на доске:
В каком значении – прямом или переносном – употребляет Гончаров ключевые слова характеристики героя?
Почему это важно для писателя?
Обратите внимание на эмоциональную окраску этих слов: какова она – позитивная, негативная или эмоционально-нейтральная?
Как эмоциональная окраска ключевых в характеристике героя слов влияет на наше восприятие Обломова?
Можем ли мы по прочитанному отрывку судить об отношении писателя к своему герою?
Каково это отношение?
Давайте обобщим наши наблюденияза тем, как писатель характеризует своего героя.
Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (1). Время работы – 2 минуты.
Текст опорного конспекта 1
Предполагаемые дополнения учеников
Свой роман Гончаров начинает с главного (с чего?).
Писатель даёт нам ясно и чётко понять, какой это человек (какой?)
При этом автор романа избегает всякой двусмысленности (какимобразом?)
Гончаров сразу выражает свое отношение к герою (какое?)
С характеристики героя, именем которого назван роман.
Ленивый, апатичный, беспечный, но при этом мягкий и добрый.
Ключевые слова характеристики героя употреблены в своем прямом значении.
Спокойное, без осуждения и упреков, ближе к симпатии.
После выполнения задания оглашаются его результаты.
Прежде чем читать дальше, обратите внимание на вопросы, по которым мы будем комментировать следующий отрывок (вопросы выведены на слайде презентации):
На чём теперь сосредотачивает наше внимание Гончаров?
Для чего писатель вводит данное описание?
Встречались ли мы прежде в русской литературе с таким способом раскрытия характера героя?
Чтение учителем следующего отрывка со слов [Когда он был дома – а он был почти всегда дома…] до […так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия] с последующим комментарием учащимися по ранее предложенным вопросам.
В чем особенность художественного пространства в данном отрывке?
Обратите внимание, как Гончаров «заставляет» нас принять своего героя таким, каким он его изначально задумал. Писатель начинает с главного – с характеристики своего героя, а потом чётко очерчивает пространственные границы вокруг него. Ответив на вопрос «кто?», он отвечает далее на вопрос «где?»
Попробуйте понять логику писательской мысли. Как вы думаете, ответ на какой вопрос мы найдём далее?
Читаем Гончарова. (Чтение учителем следующего отрывкасо слов [На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги…] до слов […уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением]). /Акцентное чтение – интонационно выделяются слова и сочетания слов с временным значением/
Обратите внимание, в этом отрывке появляются указания на то, когда, в какой момент мы застаём главного героя романа. Найдите эти указания в тексте.
Для чего писатель вводит временные образы в свое повествование?
Что добавляется с их появлением к нашим представлениям о герое?
Почему именно с утра героя начинает свой роман Гончаров?
Что происходит в реальной жизни с человеком после пробуждения?Происходит ли это с Обломовым? Когда?
Найдите в тексте 1 части романа точные указания на то, сколько времени длилось «утро» Обломова? (1 и последняя главы 1 части)
Давайте обобщим наши наблюдения за тем, как развивается логика писательской мысли на первых страницах романа.
Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (2). Время работы – 2 минуты.
Текст опорного конспекта 2
Предполагаемые дополнения учеников
Представив нам своего героя, Гончаров чётко очерчивает границы его существования(какие?)
Пространственные границы вокруг главного героя сужаются писателем (каким образом?)
Временные границы вокруг главного героя расширяются автором (каким образом?)
Пространственные и временные
Герой не выходит из дома, живет в одной комнате из трех, проводит практически весь день на диване.
«Утро» героя растягивается до 5 часов вечера.
Сегодня мы говорим о секретах художественного мастерства Гончарова и учимся у писателя ясному и четкому изложению своих собственных мыслей и суждений. Вспомните, какую цель вы поставили для себя в начале урока(цели урока воспроизводятся на слайде презентации). В зависимости от выбранной цели ответьте на вопрос.
Какие же секреты понимания открывает нам Гончаров первыми строками своего романа?
На что вы будете обращать внимание при дальнейшем чтении романа, чтобы лучше понять мысль писателя?
Какие выводы о ясном и четком изложении своих мыслей вы сделали для себя на первом этапе чтения романа?
Анализ эпизода «Гости Обломова»
Класс делится на группы (по принципу соседства парт),каждая из которых работает с текстом одного из эпизодов «Визитеры Обломова»:
Обломов и Волков (II глава)
Обломов и Судьбинский (II глава)
Обломов и Пенкин (II глава)
Обломов и Алексеев (II глава)
Обломов и Тарантьев (III глава)
Задание1:
Пересмотреть эпизод, найти в тексте ответы на следующие вопросы, распределив их заранее между ребятами в группе:
Что предшествует встрече Обломова с каждым из его визитёров?
Каким размышлениям предаётся Обломов после каждого визита?
Как встречает Обломов каждого из них?
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода?
Результаты поиска занести в таблицу в графу, соответствующую вашему эпизоду:
Эпизод
Вопросы
Обломов и Волков
Обломов и Судьбинский
Обломов и Пенкин
Обломов и Алексеев
Обломов и Тарантьев
Что предшествует встрече Обломова и визитёра?
Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?
Как встречает визитёра Обломов?
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода
Проанализируйте в группах результаты совместного поиска и сделайте выводы об особенностях повествовательной манеры Гончарова.
Предполагаемые выводы и вопросы на прояснение:
Разговору с каждым из посетителей предшествует авторский рассказ о том, кто этот человек и как он связан с судьбой хозяина дома.
Оставшись после очередного визита один, Илья Ильич обязательно пускается в рассуждения о только что проговорённом.
С какой целью делает это автор?
Какого эффекта достигает использование этого художественного приёма в отношении нашего восприятия течения времени в романе?
Обломов активно избегает рукопожатия.
Чем объясняет герой такое своё поведение?
Действительно ли опасно для здоровья пожать холодную руку?
Почему же герой ведёт себя так?
В ходе беседы почти с каждым из посетителей Обломов пытается встать с дивана, но ни одна из этих попыток не приводит к желаемому результату.
Какой читательской реакции добивается писатель повторением ситуации «вставания» главного героя романа?
Почему Обломов так и не встал с дивана?
В тексте каждого эпизода содержится немало указаний на пространственные объекты за пределами обломовской квартиры на Гороховой.
Что даёт понять нам Гончаров, вводя в обозначенные эпизоды разные пространственные образы?
Попробуйте обозначить схемой пространственные границы вокруг главного героя в 1 части романа.Задание выполняется в группах,, время на выполнение – 2 минуты.Предполагаемым результатом обсуждения может быть следующая схема:Что подчёркивает писатель в своём герое таким изображением пространства?
Давайте обобщим наши наблюденияза особенностями художественной манеры писателя.
Учащиеся работают в парах с опорными конспектами, заранее розданными на каждого ученика. Задание: дополнить обобщение своими наблюдениями, записать их в опорный конспект (3). Время работы – 2 минуты.
Текст опорного конспекта 3
Предполагаемые дополнения учеников
Предельное сужение пространственных границ в 1 части романа (не то, что до комнаты – до дивана Обломова) старательно оберегается героем (каким образом?)
Время, напротив, сознательно «растягивается» автором за счет того, что разные эпизоды написаны по одной повествовательной схеме (какой?)
Отказ героя от рукопожатия, нежелание встать с дивана
Описание персонажа, определение его роли в жизни Обломова – диалог с Обломовым – размышление Обломова о предмете разговора
После выполнения задания оглашаются его результаты
Читая 1 часть романа «Обломов», мы с вами уже заметили, что в своем изображении времени и пространства в романе Гончаров поразительно последователен.
Как вы понимаете значение этого слова? Что значит «быть последовательным» в изложении своих мыслей и суждений?
Какой же еще секрет ясного и четкого изложения своих мыслей открывает нам Гончаров?
Подведение итогов урока.
Задача:способствоватьразвитию навыка теоретического осмысления на основе обобщения результатов совместных наблюдений учителем
Последовательность как одна из особенностей художественной манеры писателя отмечается многими исследователями творчества Гончарова. Проявлением этой особенности являются, в частности, опорные точки в повествовании – это проведение героя через схожие ситуации, что мы с вами наблюдали при анализе эпизода «Визитеры Обломова». Проявлением последовательности является также неукоснительное следование художника своей манере в изображении героя (вспомните, как Гончаров характеризует нам Обломова, как относится к нему), времени и пространства (сознательное сужение границ одного и расширение – другого). Важно, что эти наблюдения читатель может сделать, читая толькоIчасть романа, – ведь Гончаров настраивает нас на дальнейшее повествование: на неторопливое течение времени, на ожидание того, когда же Обломов поднимется со своего дивана. Мы гадаем, кто же поднимет его. И не можем понять, почему он такой. Ответам на эти вопросы мы посвятим наши следующие уроки.
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то назвала его для себя «урок - открытие». Права ли я?
Удалось ли вам открыть для себя что-то?
Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?
Домашнее задание.
1. Напишите сочинение-миниатюру (не более 1,5 страниц) на тему: «Мои первые впечатления от встречи с Обломовым»
2. Читая роман дальше, понаблюдайте, насколько последователен И.А. Гончаров в изображении пространства и времени. Особое внимание обратите на 9 главу 1 части и попробуйте обозначить схемой пространственные границы вокруг главного героя.
3. Индивидуальные задания:
подготовить сообщение на 3 минуты «Обломов и Захар»,
подготовить сообщение на 3 минуты «Композиционный и идейный смысл изображения многочисленных гостей Обломова в 1 части романа»
Текст опорного конспекта 1
ответы
Свой роман Гончаров начинает с главного (с чего?).
Писатель даёт нам ясно и чётко понять, какой это человек (какой?)
При этом автор романа избегает всякой двусмысленности (какимобразом?)
Гончаров сразу выражает свое отношение к герою (какое?)
Текст опорного конспекта 1
ответы
Свой роман Гончаров начинает с главного (с чего?).
Писатель даёт нам ясно и чётко понять, какой это человек (какой?)
При этом автор романа избегает всякой двусмысленности (какимобразом?)
Гончаров сразу выражает свое отношение к герою (какое?)
Текст опорного конспекта 1
ответы
Свой роман Гончаров начинает с главного (с чего?).
Писатель даёт нам ясно и чётко понять, какой это человек (какой?)
При этом автор романа избегает всякой двусмысленности (каким образом?)
Гончаров сразу выражает свое отношение к герою (какое?)
Эпизод
Вопросы
Обломов и Волков
Обломов и Судьбинский
Обломов и Пенкин
Обломов и Алексеев
Обломов и Тарантьев
Что предшествует встрече Обломова и визитёра?
Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?
Как встречает визитёра Обломов?
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода
Эпизод
Вопросы
Обломов и Волков
Обломов и Судьбинский
Обломов и Пенкин
Обломов и Алексеев
Обломов и Тарантьев
Что предшествует встрече Обломова и визитёра?
Каким размышлениям предаётся Обломов после визита?
Как встречает визитёра Обломов?
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Какие пространственные и временные образы появляются в тексте обозначенного эпизода