Счастливый случай. Игра по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Счастливый случай. Игра по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"
Это итоговый урок по произведению А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Проводится в 8 классе в форме игры "Счастливый случай". В ней могут участвовать все ученики класса. Игра построена по принципу известной телевизионной игры. Она состоит из 4 геймов. Класс делится на две команды, которые в качестве домашнего задания готовят друг другу по 3 вопроса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на основе творческих заданий проверить степень усвоения сюжета, основных образов.
Развивающие:
развивать мыслительную деятельность учащихся, мыслительные операции: сравнение, аналогия, анализ;
развивать устную речь, умение работать в группах, самостоятельную и творческую активность.
Воспитательные:
формировать умение видеть честь и бесчестие;
воспитывать настойчивость в отстаивании своей позиции, ответственность за полученный результат.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Слово учителя.
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» написана от лица свидетеля, очевидца событий, частная жизнь которого оказалась связанной с теми «благими потрясениями» - событиями русской истории, - в которые он был вовлечен.
Когда автор заканчивает произведение, он ставит дату и подпись: «19 октября 1836 года. Подпись - Издатель».
Именно в таком виде была опубликована повесть в журнале «Современник» за 1836 год.
Дата 19 октября о многом говорила современникам и друзьям Пушкина. На этот день как раз приходилась очередная 25 годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин.
Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Этому посвящен итоговый урок по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Мы проведем его в форме игры. Она позволит нам выявить знатоков творчества А.С.Пушкина.
IV.Описание игры «Счастливый случай».
Игра построена по принципу известной телевизионной игры. Она состоит из четырех геймов. Класс делится на две команды, которые в качестве домашнего задания готовят друг другу по три вопроса по изученному произведению.
Первый гейм. «Заморочки из бочки».
В этом гейме команды по очереди отвечают на вопросы, которые они достают из бочонка. На раздумье дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Как звали родителей Петра Гринева? (Отца – Андрей Петрович Гринев, мать – Авдотья Васильевна) 2. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв? (Вышел в отставку премьер-майором.) 3. За какие достоинства стремянный Савельич получил “повышение”, став дядькой маленького барина? (“...за трезвое поведение”.)
4. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет? (Гринев выучился русской грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля.)
5.Узнай героя. “Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу…. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки”. (Мосье Бопре.) 6. Сколько было лет Петру, когда отец решил его определить на службу? (Пошел семнадцатый год) 7. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.) 8. “Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.” Шаматон – это…(бездельник, шалопай.) 9. Почему ямщик, показывая на маленькое облачко на ясном небе, предлагал возвратиться? Послушался ли Петр Гринев его? (По словам ямщика, облачко предвещало буран. Петр Гринев надеялся добраться до следующей станции и велел ехать дальше.) 10.Узнай героя. “Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары”. (Пугачев.) Второй гейм. «Ты мне, я – тебе». Команды задают друг другу по три вопроса, подготовленных заранее. Третийгейм. «Темная лошадка». Роль «темной лошадки» исполняет ученик. Учитель. А сейчася приглашаю одного из героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Узнайте, кто это: «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена». Да, это Швабрин. Этот гейм проведет он. Вопросы Швабрина: 1.Как я попал в Белогорскую крепость? (Василиса Егоровна рассказала Гриневу о том, что я уже пятый год как переведен в крепость за смертоубийство, так как поехал за город с одним поручиком, взяв с собой шпаги, где я и заколол поручика, да еще при двух свидетелях.)
2.Какой совет я дал Гриневу, чтоб Маша Миронова ходила к нему в сумерки? (Вместо стихов подарить ей пару серег.)
3.После того, как Гринев назвал меня мерзавцем, я сказал: “Это тебе так не пройдет. Вы мне дадите сатисфакцию”. Что это значит? (Вызов на дуэль) 4. Как мне удалось нанести удар Гриневу во время поединка? (Петр Гринев наступал на меня и загнал почти в самую реку. Вдруг услышал он свое имя, оглянулся и увидел Савельича, сбегающего по нагорной тропинке… В это самое время я нанес удар.) 5.Как меня наградил Пугачев за то, что я перешел на его сторону? (Назначил комендантом Белогорской крепости.) 6.Как я отреагировал на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)
Четвертый гейм. «Гонка за лидером». Вопросы задаются обеим командам по очереди. 1. Как звали капитана Миронова? (Иваном Кузьмичом.) 2.Узнайте, кто это: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». (Маша Миронова.) 3.На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.) 4.Что ответил Гринев на предложение Пугачева перейти на сторону мятежников? (“Нет, – отвечал я с твердостию. – Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург”.) 5.Какому историческому событию посвящена повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”? (Восстанию Пугачева 1773 – 1774 г.) 6. Когда А.С. Пушкин завершил работу над повестью “Капитанская дочка”? (19 октября 1836 г.) 7.Узнай героя: «Он в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом», его выписали в дом Гриневых из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Кто этот герой? С какой целью его выписали? (Это мосье Бопре, который должен был учить Петра по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться кое-как болтать по-русски, – и потом каждый занимался своим делом.) 8. В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно? Ответьте с помощью жеста. (Кивнул головою.) 9. О ком из героев идет речь: «А в бане, слышно, показывал свои знаки на грудях: на одной двуглавый орел, величиной с пятак, а на другой персона его»? (О Пугачеве) 10. Кто и о ком говорит: « …девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»? (Василиса Егоровна о Маше Мироновой.) 11.Имя царицы, чье собственноручное письмо висело за стеклом в рамке в семье Петра Андреевича и Марьи Ивановны? (Екатерины II) 12. Что пожаловал Пугачев Гриневу? (Лошадь, шубу со своего плеча и полтину денег, которую урядник “растерял” по дороге.) 13. В какую игру Гринев проиграл Зурину 100 рублей? (В биллиард.) 14. Почему Пугачев помиловал Гринева? Как это он сам объясняет? (“Помиловал я тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”)V.Подведение итогов, награждение победителей.