Программа по внеурочной деятельности в ремках реализации ФГОС
« Истоки русской старины»
(Программа предназначена для учащихся 5-6 классов)
Автор программы:
Сухова Ольга Викторовна — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Самара, 2012г.
Пояснительная записка
Фольклор всегда шагал в ногу с историей,
являясь отражением жизни народа.
Русский народ создал огромную изустную литературу : мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
А.Н.Толстой
Как воспитать в ребенке сознание причастности к культуре своего родного народа, как дать возможность почувствовать себя частью огромного временного потока?
В настоящее время заметен процесс возрождения и возвращения к истокам, изначальному пониманию подлинно гуманных идей в педагогической науке, заложенных еще в глубокой древности мудрыми мыслителями, просветителями, философами. Одна из них – всестороннее и гармоничное развитие личности – современная школа вновь подняла на щит и провозгласила первоочередной задачей на данном этапе. Перед современной школой ставятся задачи первостепенной важности, такие, как демократизация, развитие личности ребенка, гуманизация. В последние годы особо возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь связь искусства с жизнью, историей страны, способствует эстетическому развитию молодого поколения.
Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Литература, музыка, живопись охватывают духовную жизнь всесторонне и полно.
Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а так же изучение истории своего края.
Актуальность заключается в том,что содержание кружка способствует развитию интереса к исторической памяти русского народа, обогащает представление учащихся о жизни и труде предков, о религиозных, культурных, нравственно-этических основах их бытия, особенно, если учесть, что программа предусматривает знакомство школьников с обрядовой поэзией русского народа, с народными промыслами, историей русского быта, отечественным изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Основные цели данного кружка:
- приобщить учащихся к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;
- продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
- развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи, которые призван решить кружок:
- обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории края;
- формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Особенность содержания занятий кружка «Истоки русской старины» состоит в том, что этот кружок не отражает какого-либо одного специального раздела по народной культуре и быту. Он имеет интегральный характер и опирается на данные таких дисциплин, как МХК, музыка, прикладное искусство, художественное и изобразительное творчество.
Программа кружка «Истоки русской старины» рассчитана на учащихся 5-6 классов и основывается на тех же принципах, что и программа для классных занятий по предметам художественно-эстетического цикла. И в той и в другой программе обозначен круг требований, принципиально важных для воспитания целостной, гармоничной личности, которые необходимо формировать в определенной системе, чтобы дать возможность учащимся развивать и совершенствовать свои навыки и способности в области исследовательской деятельности. При отборе материала для этой программы учитывалось прежде всего то, что любой кружок в конечном итоге должен повысить уровень интеллектуального развития учащихся. Следовательно, в программу включены материалы, в наибольшей степени способствующие решению этой задачи. Отсюда усиленное внимание в разработках занятий к вопросам истоков русской культуры и быта. Это направление и нашло отражение в названии данного кружка.
В занятия кружка включены и такие аспекты из области культуры и быта русского народа. которые требуют от учащихся проведения эмпирической, поисково-исследовательской деятельности. чтобы при рассмотрении материала «докопаться» до сути, первоисточника, этимологии и прийти к истине, истокам. Кроме того, использован и в какой-то мере знакомый материал по интересуемой теме. но в иных связях, в ином ракурсе, с целью расширения и углубления знаний учащихся, воспитания детей на лучших культурных традициях и достижениях народного искусства, познания конструктивных основ и технического мастерства. Все вопросы, рассматриваемые в содержании программы кружка, имеют практическую направленность и выходят за рамки предметов художественно-эстетического цикла.
Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Список методической литературы, используемой как учащимися, так и преподавателями на занятиях.
I. Славяне
Афанасьев, А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: Современный писатель, 1995.
Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия / М. Забылин. – М.: Вече, 2006.
Мифы народов мира : энциклопедия в 2 т. – М.: Сов. энциклопедия, 1991.
Петрухин, В. Славяне / В. Петрухин. – М.: Росмэн, 1997. – 114 с.
Родина : Славянский мир: общность и многообразие : Тем. вып. – 2006. - № 4. – 144 с.
Энциклопедия русских обычаев. – М.: Вече, 2004.
II. Декоративно-прикладное искусство
Абросимова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А. А. Абросимова, Н. И. Каплан, Т. Б. Митлянская. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. школа, 1984. – 159 с.
Алексахин, Н. Н. Голубая сказка / Н. Н. Алексахин. – М.: Народное образование, 1996. – 112 с.
Андреева, И. Роспись дымковской игрушки / И. Андреева // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 6-7.
Байдек, Е. Декоративно-прикладное творчество. Хохлома. Городец. Гжель. Дымково / Е. Байдек // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 12-13.
Барадулин, В. А. Подсобные промыслы России / В. А. Барадулин, В. Т. Сидоренко. – М.: Россельхозиздат, 1982. – 112 с.
Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка / Г. Л. Дайн. – М.: Легкая промышленность, 1981. – 192 с.
Динцес, Г. А. Русская глиняная игрушка / Г. А. Динцес. – М.; Л., 1936.
Елкин, В. Н. Дерево рассказывает сказки / В. Н. Елкин. – Изд-е 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1978. – 111 с.
Иванушкина, М. Знакомство с Хохломой / М. Иванушкина // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 3-4.
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М.: Сов. Россия, 1990 .
Искусство Гжели / авт.-сост. Н. А. Якимнух. – М.: Сов. Россия, 1985. – 167 с.
Искусство Палеха. – М.: Изо, 1982. – 16 откр.
Кириченко, Т. Н. Дымково / Т. Н. Кириченко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 8-9.
Кузнецова, О. Филимоновская игрушка / О. Кузнецова // Народное творчество. – 2006. – № 1. – С. 21-23.
Купцов, И. И. Родина Жар-птицы : альбом / И. И. Купцов. – М.: Сов. Россия, 1983. – 174 с.
Ларин, О. И. Поклонись дереву / О. И. Ларин. – М: Молодая гвардия, 1985. – 128 с.
Маерова, К. Русское народное прикладное искусство / К. Маерова, К. Дубинская. – М.: Русский язык, 1990. – 272 с.
Матрешка : альбом / ред. А. Обрывалин, Ю. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1969. – 108 с.
Махотенко, И. Чудесный рисунок волшебной травы / И. Махотенко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 5.
Миловский, А. С. Скачи, добрый единорог : очерки / А. С. Миловский. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с.
Мищенко, В. Дудочники и горшечники / В. Мищенко // Родина. – 2001. - № 4. – С. 106-107.
Народные художественные промыслы / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков и др. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192 с.
Народные художественные промыслы СССР : альбом. – М.: Сов. художник, 1983. – 366 с.
Некрасова, М. А. Искусство Палеха / М. А. Некрасова. – М.: Сов. художник, 1966. – 322 с.
Петрова, Е. Городецкая роспись / Е. Петрова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 10-11.
Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея / ред.-сост. И. Я. Богуславская. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – 255 с.
Русское народное резное и расписное дерево. – М.: Сов. Россия, 1985.
Секреты русского сувенира : из истории // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – С. 56-60.
Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов / М. С. Соколова. – М., 2002.
Старикова, В. В. «Скрутим куклу ладную, милую, нарядную» / В. В. Старикова // Начальная школа плюс До и После. – 2008- № 4. – С. 78-79.
Швейцер, Н. Народные промыслы / Н. Швейцер // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 16-17.
III. Русский национальный костюм
Киреева, Е. В. История костюма / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1976.
Русский народный костюм. – М.: Сов. Россия, 1989. – 311 с.
Соснина, Н. Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / Н. Соснина, И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 400 с.
IV. Русские народные праздники
Адрианова, О. Ю. Живая связь времен / О. Ю. Адрианова, М. А. Иванова // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 1. – С. 67-69.
Аксюченко, В. Н. Праздник русской матрешки / В. Н. Аксюченко, С. А. Жданкина // Начальная школа. – 2002. - № 9. – С. 92-95.
Бердникова, Н. Праздник Рождества Христова / Н. Бердникова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 8-10.
Волкова, Т. А. Вспомним нашу старину / Т. А. Волкова, С. Б. Маринина, Т. Н. Осипова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 21-23.
Драненко, Л. С. Праздник русской матрешки / Л. С. Драненко // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 14-15.
Замятина, Т. Семик / Т. Замятина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7. – С. 45-49.
Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 400 с.
Кобозева, М. А. Проводы зимы на Руси / М. А. Кобозева // Начальная школа плюс До и После. – 2005. - № 1. – С. 75-77.
Козлова, С. Б. Нижегородская ярмарка / С. Б. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 46-51.
Мамеко, И. М. День рождения леса / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 1. – С. 81-85.
Мамеко, И. М. Пасхальный звон : семейные посиделки / И. М. Мамеко // Ребенок в детском саду. – 2005. - № 2. – С. 73-76.
Мугалова, Ш. Ярмарка / Ш. Мугалова // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». – 2005. - № 11. – С. 18-20.
Науменко, Г. Зимушка-зима / Г. Науменко // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 12. – С. 102-113.
Науменко, Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе : Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г. М. Науменко. – М.: Липпа-Пресс, 2000. – 224 с.
Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. – М.: Русская книга, 1997. – (Библиотека русского фольклора).
От зимы до осени : Фольклорный праздник в школе / сост. Г. Науменко, З. Новлянская. – М.: Детская литература, 1979. – 192 с.
Панкеев, И. А. Русские праздники / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1999.
Степанов, Н. П. Народные праздники на Святой Руси / Н. П. Степанов. — М.: Российский раритет, 1992.
Тыртышная, М. «Сударыня Масленица» / М. Тыртышная // Воспитание школьников. – 2005. - № 1. – С. 72-75.
Шанский, В. Н. Зимний цикл народно-православных праздников / В. Н. Шанский // Начальная школа. – 2004. - № 1. – С. 100-108.
Шарковская, И. А. «Пошла коляда с конца да в конец» / И. А. Шарковская // Ребенок в детском саду. – 2006.- № 6. – С. 67-70.
Методические рекомендации:
Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины. Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя, помогают ощущать красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.
В зависимости от содержания занятий форма работы в кружке может быть лекционной (обзорные беседы педагога и доклады школьников на заданные темы); семинарской, экспедиционной (сбор материала); научно- исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов); литературно-творческой ( дневники, сочинения на темы походов); оформительской ( изготовление наглядных пособий, выставок, школьного музея); организаторско-массовой (проведение литературных утренников и вечеров, организация экскурсий).
Итогом работы является:
оформление школьного музея;
выпуск методического пособия, содержащего разработки внеклассных мероприятий, бесед, игр, путешествий, направленных на художественно-эстетическое воспитание школьников. Пособие адресовано классным руководителям, учителям ИЗО, литературы. МХК, истории, технологии, воспитателей группы продленного дня, педагогам дополнительного образования;
укрепление физического и психического здоровья детей и родителей;
активное сотрудничество школы и семьи в воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка;
увеличение количества социально-значимых проектов в работе кружка «Истоки русской старины»;
создание летописи кружка «Истоки русской старины».
Социально-значимая направленность программы деятельности кружка:
- взаимодействие школы и семьи;
- преемственность духовно-нравственного и социокультурного развития;
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций России;
Содержание курса.
Славяне
Кто такие славяне.
Поселения и жилища. Хозяйство древних славян.
Быт и основные занятия русских людей.
Народные праздники
Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица).
Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха, Семик).
Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы).
Практические занятия. Изготовление книжек-раскрасок для детей дошкольного возраста. Изготовление сувениров к Пасхе. Папье-маше. Работа с бумагой.
Как одевались на Руси
Из истории мужской и женской одежды.
Из истории мужской и женской обуви.
Из истории головных уборов.
Этапы создания одежды. Прялка.
Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор.
Женский костюм.
Практические занятия. Изготовление мужской и женской одежды на кукол. Изготовление мужской и женской обуви. Изготовление головных уборов. Работа с кожей, мехом, тканью, папье-маше.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство.
Гончарное искусство.
Лаковая миниатюра.
Художественные лаки. Жостово.
Резьба по дереву.
Вышивка. Искусство бисерного плетения.
Чудесный рисунок волшебной травы
Практические занятия. Изготовление посуды. Папье-маше, роспись. Вышивка крестом. Изготовление сувениров из бисера.
Русская народная игрушка
Русская народная игрушка. Глиняная игрушка.
Деревянная игрушка.
Секреты русского сувенира
«Ярилины хороводы». Игрушка из соломы.
Практические занятия. Изготовление игрушек-сувениров. Папье-маше, роспись. Изготовление игрушек из ниток.
Примерный тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | В том числе |
теоретических занятий | практической работы |
Раздел 1. Славяне | 5 | | |
1 | Кто такие славяне. | | 1 | |
2 | Поселения и жилища. Хозяйство древних славян. | | 2 | |
3 | Быт и основные занятия русских людей. | | 2 | |
Раздел 2. Народные праздники | 6 | | |
4 | Календарные народные праздники (Новый год, Рождество, Святки, Масленица). | | 1 | 1 |
5 | Календарные народные праздники (Благовещение, Пасха, Семик). | | 1 | 1 |
6 | Календарные народные праздники (Духов день, Иван Купала, день Ильи-пророка, Покров Богородицы). | | 1 | 1 |
Раздел 3. Как одевались на Руси | 7 | | |
7 | Из истории мужской и женской одежды. | | 1 | |
8 | Из истории мужской и женской обуви. | | 1 | |
9 | Из истории головных уборов. | | 1 | |
10 | Этапы создания одежды. Прялка. | | 1 | |
11 | Мужской костюм. Обувь. Прическа. Головной убор. | | 1 | |
12 | Женский костюм. | | 1 | 1 |
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство | 8 | | |
13 | Декоративно-прикладное искусство. | | 1 | |
14 | Гончарное искусство. | | 1 | |
15 | Лаковая миниатюра. | | 1 | |
16 | Художественные лаки. Жостово. | | 1 | |
17 | Резьба по дереву. | | 1 | 1 |
18 | Вышивка. Искусство бисерного плетения. | | 1 | |
19 | Чудесный рисунок волшебной травы. | | 1 | |
Раздел 6. Русская народная игрушка | 8 | | |
20 | Русская народная игрушка. Глиняная игрушка. | | 1 | 1 |
21 | Деревянная игрушка. | | 1 | 1 |
22 | Секреты русского сувенира. | | 1 | |
23 | «Ярилины хороводы». Игрушка из соломы. | | 1 | 1 |
24 | Отчётная выставка работ. | | - | 1 |
Итого: | 34 | 25 | 9 |