kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1)помочь учащимся осознать сатирическую направленность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, выявить их особенности: 2) развитие умений высказывать и доказывать свои мысли и суждения; 3) содействовать нравственному воспитанию учащихся на материале сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»

Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина



Цель: 1)помочь учащимся осознать сатирическую направленность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, выявить их особенности: 2) развитие умений высказывать и доказывать свои мысли и суждения; 3) содействовать нравственному воспитанию учащихся на материале сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.


Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, иллюстрации учащихся к сказкам писателя, тексты стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик».


Подготовительная работа учащихся до урока: класс делится на группы по исследованию сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, получает групповые задания, готовит иллюстрации к сказкам.


  1. Организационный момент

Вступительное слово учителя о теме и задачах урока.

Итак, состоялось знакомство с героями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, открылась ещё одна страничка русской классики. Ещё одна возможность поразмышлять над теми проблемами, которые волнуют автора и которые заставляют о многом задуматься и нас, современных читателей. Проведём с вами небольшое исследование сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, цель которого понять, о чём он заставляет задуматься.

Запись учащимися темы урока и эпиграфов к нему.


В осуждении зла непременно кроется любовь к

добру: негодование на общественные язвы,

болезни предполагает страстную тоску о здоровье.

Ф.М.Достоевский


Я люблю Россию до боли сердечной.

М.Е.Салтыков-Щедрин.


2. Работа по теме урока. Сообщения исследовательских групп.

-Внимательно всмотритесь в лицо великого сатирика. Каким вы его себе представляете и как воспринимали внешность М.Е.Салтыкова-Щедрина его современники? (Отвечает первая группа)


-Что же сформировало сатирический талант М.Е.Салтыкова-Щедрина?

Первая группа рассказывает о наиболее ярких страницах из жизни писателя (детство, лицей, Вятка, на посту губернатора и др.).

Сделайте выводы и запишите в тетради.

Углубление сведений о сатире.

-М.Е.Салтыков-Щедрин – сатирик. Что же такое сатира? (Отвечает вторая группа)

Учитель об уделе писателя-сатирика.

-Запишите в тетрадях особенности сатиры Салтыкова-Щедрина.

-М.Е.Салтыков-Щедрин ярко проявил свой сатирический талант в жанре сказки. Каковы причины, побудившие писателя обратиться к жанру сказки? (Отвечает третья группа)

-Вспомните литературные традиции, которым следовал М.Е.Салтыков-Щедрин. Имена каких писателей мы назовём в связи с этим? (Отвечает четвёртая группа)

-А что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина с народными? Чем они отличаются? (Выводы четвёртой группы)

-На какие тематические группы можно разделить сказки Салтыкова-Щедрина? На доске записывается схема:

сатира



Деспотическая власть

народ

мораль

Либеральная интеллигенция


-Приведите примеры сказок к данным тематическим группам.

-Народная сказка и литературная сказка всегда утверждают положительные идеалы. Рассмотрим с этой точки зрения сказку «Премудрый пискарь».

-Важно вспомнить дату создания этой сказки. Что происходило в стране в 1830-х г.г.?

-Какой идеал у премудрого пискаря?

-Как звучит финал сказки «Премудрый пискарь»? Какие вопросы задаёт себе пискарь в финале? Что же он ответил?

-Какую кару придумал для героя сказки писатель?

-Какова положительная программа писателя?

-Прочтите стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик» С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пискарь»?


Работа с карточками в группах.

-Яркая особенность сказок писателя – использование гиперболы и гротеска. Прочитайте определения этих терминов. Найдите гротеск и гиперболу в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.


Подведение итогов урока. Ответ на вопрос:

-Какой урок преподал сатирик современникам и потомкам? Устарели ли его сказки?

-Обратимся к эпиграфам к уроку. Прочитайте высказывания писателей. Согласны ли вы с ними?


4. Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение «Моё прочтение сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Автор: Шилов Анатолий Валерьевич

Дата: 20.05.2018

Номер свидетельства: 470260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства