Цель: 1)помочь учащимся осознать сатирическую направленность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, выявить их особенности: 2) развитие умений высказывать и доказывать свои мысли и суждения; 3) содействовать нравственному воспитанию учащихся на материале сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»
Сатира в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина
Цель: 1)помочь учащимся осознать сатирическую направленность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, выявить их особенности: 2) развитие умений высказывать и доказывать свои мысли и суждения; 3) содействовать нравственному воспитанию учащихся на материале сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Оборудование: портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина, иллюстрации учащихся к сказкам писателя, тексты стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик».
Подготовительная работа учащихся до урока: класс делится на группы по исследованию сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, получает групповые задания, готовит иллюстрации к сказкам.
Организационный момент
Вступительное слово учителя о теме и задачах урока.
Итак, состоялось знакомство с героями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, открылась ещё одна страничка русской классики. Ещё одна возможность поразмышлять над теми проблемами, которые волнуют автора и которые заставляют о многом задуматься и нас, современных читателей. Проведём с вами небольшое исследование сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина, цель которого понять, о чём он заставляет задуматься.
Запись учащимися темы урока и эпиграфов к нему.
В осуждении зла непременно кроется любовь к
добру: негодование на общественные язвы,
болезни предполагает страстную тоску о здоровье.
Ф.М.Достоевский
Я люблю Россию до боли сердечной.
М.Е.Салтыков-Щедрин.
2. Работа по теме урока. Сообщения исследовательских групп.
-Внимательно всмотритесь в лицо великого сатирика. Каким вы его себе представляете и как воспринимали внешность М.Е.Салтыкова-Щедрина его современники? (Отвечает первая группа)
-Что же сформировало сатирический талант М.Е.Салтыкова-Щедрина?
Первая группа рассказывает о наиболее ярких страницах из жизни писателя (детство, лицей, Вятка, на посту губернатора и др.).
Сделайте выводы и запишите в тетради.
Углубление сведений о сатире.
-М.Е.Салтыков-Щедрин – сатирик. Что же такое сатира? (Отвечает вторая группа)
Учитель об уделе писателя-сатирика.
-Запишите в тетрадях особенности сатиры Салтыкова-Щедрина.
-М.Е.Салтыков-Щедрин ярко проявил свой сатирический талант в жанре сказки. Каковы причины, побудившие писателя обратиться к жанру сказки? (Отвечает третья группа)
-Вспомните литературные традиции, которым следовал М.Е.Салтыков-Щедрин. Имена каких писателей мы назовём в связи с этим? (Отвечает четвёртая группа)
-А что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина с народными? Чем они отличаются? (Выводы четвёртой группы)
-На какие тематические группы можно разделить сказки Салтыкова-Щедрина? На доске записывается схема:
сатира
Деспотическая власть
народ
мораль
Либеральная интеллигенция
-Приведите примеры сказок к данным тематическим группам.
-Народная сказка и литературная сказка всегда утверждают положительные идеалы. Рассмотрим с этой точки зрения сказку «Премудрый пискарь».
-Важно вспомнить дату создания этой сказки. Что происходило в стране в 1830-х г.г.?
-Какой идеал у премудрого пискаря?
-Как звучит финал сказки «Премудрый пискарь»? Какие вопросы задаёт себе пискарь в финале? Что же он ответил?
-Какую кару придумал для героя сказки писатель?
-Какова положительная программа писателя?
-Прочтите стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик» С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пискарь»?
Работа с карточками в группах.
-Яркая особенность сказок писателя – использование гиперболы и гротеска. Прочитайте определения этих терминов. Найдите гротеск и гиперболу в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Подведение итогов урока. Ответ на вопрос:
-Какой урок преподал сатирик современникам и потомкам? Устарели ли его сказки?
-Обратимся к эпиграфам к уроку. Прочитайте высказывания писателей. Согласны ли вы с ними?