Просмотр содержимого документа
«Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»»
Тема урока: Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Цели урока:
Образовательные:
1. Повторение и систематизация ранее полученных знаний о творчестве писателя; композиции произведения; использовании различных художественных средств.
2. Повторить знания школьников о биографии писателя.
Развивающие:
Совершенствование умений самостоятельно, нестандартно, творчески мыслить, работать в группе. Развитие коммуникативных умений: пользоваться монологической и диалогической речью. Развитие мышления (логического, образного при работе с текстом).
Воспитательные:
Содействие формированию собственной точки зрения к таким людям как «пескарь»; воспитание уверенности в себе и чувства товарищества. Воспитание активной жизненной позиции.
Ход урока.
Оргмомент. Сообщение темы, целей урока.
Сегодня мы с вами повторим биографию и творчество Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина и детально разберем одну из сказок «Премудрый пескарь», которую вы должны были прочитать дома.
С какой целью мы будем анализировать сказку :во-первых, попытаемся разобраться в замысле Салтыкова-Щедрина; во-вторых, определим его гражданскую позицию;
в-третьих, постараемся ответить на вопрос: насколько актуально это произведение на сегодняшний день.
III. Повторение пройденного материала.- Итак, давайте вспомним творчество и биографию - Щедрина,
– Как вы думаете, почему Щедрин использует жанр сказки в подведении итогов своего творчества? (Сказки – это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетается фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов язык. В «Сказках» Щедрина встречаем героев его эпохи: невежественные правители, народ, покорный и талантливый).
IV. Работа по теме урока
.1. Беседа.- Чем вызвана к жизни сказка «Премудрый пескарь»?
(Все сказки Щедрина – это реакция писателя на какое-либо общественное явление, событие. Сказка написана в 1881–1882 годах, после покушения народовольцев на царя Александра II1 марта 1881 года).
-Какие традиционные сказочные мотивы использует автор?
(Используется традиционный сказочный зачин “жил-был пискарь”, распространенные обороты “ни в сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить-поживать”, народные выражения “ума палата”, “откуда ни возьмись”, просторечия “распостылая жизнь”, “погублять”.)
Отличие: Сказки Салтыкова-Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок тех лет, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIXв.
Работа над литературными терминами
Прежде, чем мы приступим к анализу сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск, гипербола.
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. «Жил-дрожал и умирал-дрожал» (ключевая повторяющаяся деталь – сарказм). ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
( «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)
ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического. ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
Словарная работа Пескарь – маленькая речная рыбка из семейства карповых.
Пискарь (устар. назв.) – от сл. «писк».Пескарь (совр.) – от сл. «песок».
С л о в а р н а я р а б о т а.
Мутовка – палочка для размешивания теста.
Аридовы веки – долгие века, чрезвычайное долголетие.
Иареда – библейский персонаж, прожил 962 года (как утверждается в Библии).
1). Работа над образом главного героя Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью? Как решил жить премудрый пескарь? Как автор описывает пескаря-сына? Как описывает автор его жилище? Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией?
Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства…”. Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость в себе показывает писатель в “Премудром пескаре”.С -Щедрину горько и больно за русского человека.
5. Композиция сказки «Премудрый пескарь».
- Как построена сказка? Проследите основные элементы развития сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Композиция (от лат. Compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Сюжет – система событий в худож-ом пр-ии, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям.
Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Экспозиция в «Премудром пескаре»: рассказ о пескаре, об его отце. О том, как тяжело приходится жить рыбе в реке…Завещание отца.
Завязка: «на ус себе намотал…»
Развитие действия: «жил-дрожал…»
Кульминация: «стал раскидывать умом…этак весь пискарий род переведется».
Развязка: «пискарь исчез».
На каком художественном приеме построена вся сказка? Докажите.
(Вся сказка построена на ИНОСКАЗАНИИ). История пескаря – иносказание (аллегория);
- Почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами?
(Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя.
Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущи «рыбьи» черты. К тому же есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: «Жил-дрожал и умирал-дрожал»).
6. Работа над заглавием и идеей произведения. - Как вы понимаете заглавие произведения? В чем смысл заглавия сказки, значение эпитета «премудрый».
- Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый)
(Пескарь считал себя премудрым. Но кому смог передать свою «мудрость» герой? Вот поэтому автор – то и назвал пескаря «премудрым». Но за этим заголовком скрыта ирония, выявляющего никчемность и бесполезность обывателя, дрожащего за свою жизнь.)
-А что, действительно, было отрицательным в жизни героя?
(Отрицательным было для пескаря постоянное чувство страха, трусливая «мудрость», бесполезность жизни)
-Давайте выясним, действительно ли пескарю нечем было похвастаться?
(Конечно, есть чем похвастаться пескарю: он долгожитель, ведущий здоровый образ жизни, имел свой дом, вел дневник в назидание потомкам).
-Какие риторические вопросы задает себе пескарь перед смертью? Зачем они введены в текст произведения?
(“Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил?” На все эти вопросы звучит один ответ – никого, никому, никаких. Вопросы введены в сказку для читателя, для того, чтобы он задал их себе и задумался о смысле своей жизни.)
-Какова же идея произведения?
(Нельзя жить только ради сохранения своей жизни. Необходимо ставить перед собой высокие цели и идти к ним. Необходимо помнить о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.)
Какой нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь?» Найдите подтверждение из текста.
Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.
Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.
Актуальна ли эта сказка сегодня?
(Имеют ли место в нашей жизни явления, человеческие типы, подобные созданным Салтыковым-Щедриным?
(Да, наверное. Сказки не утратили своей актуальности. Так как ещё и сейчас встречаются люди, которые проживают жизнь без пользы для других людей, ничего не сделав для общества. Вся жизнь подобных людей проходит в страхе, как бы не попасть в какой-нибудь конфликт).
V.Вывод.
Выставление оценок.
Домашнее задание: знать новые термины, стр 281 «Обогащаем свою речь»
Тест с ответами: “Злоумышленник” А.Чехов 1. Как зовут мужика, над которым идет суд? Денис Григорьев 2. Как выглядит этот мужик:? Он худой и босой 3. В чем обвиняют мужика? В отвинчивании гайки, которой рельсы крепятся к шпалам
4. Кто задержал мужика с гайкой? Сторож 5. Зачем мужику понадобилась гайка: Чтобы сделать из нее грузило
6. Как мужик реагирует на слова следователя о том, что отвинчивание гайки могло привести к крушению поезда? Он ему не верит 7. Кто еще промышляет отвинчиванием гаек:? Все климовские мужики
8. К чему приговаривают мужика? К заключению в тюрьме и каторжным работам 9. Сколько братьев было у главного героя: 2
10. Что обнаружили у мужика, когда у него провели обыск: Еще одну гайку
11. Понял ли мужик, в чем его обвиняли: Нет, он считал себя несправедливо обвиненным 12. В каком месяце происходили события: Июль 13. Как звали сторожа, который приметил мужика за откручиванием гаек: Иван 14. «Латаные порты» – это что: Заштопанные брюки
15. Следователь говорит мужику, что если тот будет отвинчивать гайки, то произойдет:
в) Крушение поезда
16. Мужика ждало наказание согласно этой статье уложения о наказаниях: 1081 17. Куда торопится мужик и где он должен «получить с Егора 3 рубля за сало»: Ярмарка
18. Почему мужик не осознаёт своей вины: Он – крестьянин, неграмотный, простота 19. В каком году был написан и опубликован рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»: 1885 г. 20 В каком печатном издании был впервые размещен рассказ «Злоумышленник»:
«Петербургская газета» 21. О каком виде крепежа идет речь в рассказе: Гайка
22. Как автор называет главного героя: Мужичонко 23. В какое время суток произошло «злоумышление»: Утром
24. Какое выражение лица было у мужика, когда тот стоял перед судебным: Угрюмой суровости 25. Какая пословица встречается в рассказе:«Дураку закон не писан»
26. В рассказе упоминается слово «шилишпер». Что означает это слово: Вид рыбы 27Чем заканчивается рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»: Рассказ не имеет логического окончания