Просмотр содержимого документа
«Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил"»
Конспект урока литературы в 7 классе.
ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
ЦЕЛИ УРОКА:образовательные \
1.Кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
углубить знания о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
2.На основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.
развивающие
сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся.
воспитательные
воспитать читателя с активной гражданской позицией.
ЭПИГРАФ УРОКА: Я писатель. И в этом моё призванье.
М.Е.Салтыков-Щедрин
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портрет писателя, учебник-хрестоматия, экран и проектор, презентация,
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Опрос. Эвристическая беседа
Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».
- Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?
(.Сказка –это... Она состоит из зачина,присказки, концовки, в ней встречаются повторы, эпитеты, гиперболы)
- Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…
(Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.)
- Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.
Презентация
Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».
А что вы знаете о писателе?
(Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.
В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще более - генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»
Что же это были за люди? Отец — Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.
Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам положение Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.
Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. К шести годам Михаил легко общается на французском и немецком. Быстро выучивается писать по-русски.
С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными записками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.
После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку на 8 лет. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери, где он активно содействовал продвижению крестьянской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся местные помещики.
В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим подробнее.
Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Создавались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества. )
Аналитическая беседа
- Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича вы читали?
(Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)
- А о чём эти сказки, ребята?
(Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках )
- А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?
(Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)
- Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?
(да)
- Правильно, а в каком веке живем мы с вами?
(в 21 веке)
- А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?
(да)
- Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!
( они отражают идеал настоящего героя
времени-активного, сильного)
-Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?
(это тот, кто живёт в одно время с кем-то)
- Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…
- Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя. В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий избегать жесткой цензуры.
- Ребята, в ваших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит? Слайд 19-20
- Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.
- Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?
(Она высмеивает какой-либо порок)
- Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.
4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- Ну, а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.
- В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом?
(Зачин – жили да были;
Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;
Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;
Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;
Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)
- Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказкуповестью?
(Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)
- Конечно, делая акцент в названии на слово повесть, Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..
-Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?
(Антитеза- противопоставление явлений и понятий, контрастных образов)
- В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»
(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)
- Молодцы. Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести.
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…
- Кто герои повести и как их характеризует автор?
(Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)
- А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.
А какие люди состоят в регистратуре на службе?
(Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)
- Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:
-Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал. - Да, - отвечал другой генерал, - признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание
-Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?
Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».
- Какую газету находят генералы на острове?
(Московские ведомости)
- О каких новостях узнают из неё генералы?
(«Вчера, — читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»)
- какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?
(Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, под стать генералам. )
-Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой - попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).
Давайте прочтём её.
…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…
- Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль. Какая?
(найти мужика)
А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
- Как мы можем обозначить момент появления мужика?
(Появление мужика - кульминационный момент.)
-Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?
(Сцена появления работника подчинена авторской идее - показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)
- Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…
…Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…
…И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.
…Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…
- Каким представляется вам мужик?
(Смекалистым, находчивым, покорным)
- Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?
(Автор понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающего «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит:
…Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)
- Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.
6. Тестирование (закреплениие)
- Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 6 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.
Проверка
7. Работа с иллюстрациями к сказке
- Какие эпизоды они иллюстрируют?
-Как изображены герои «Повести»?
-Какое значение для раскрытия образов героев играют детали (фуражки генералов, заплата на рубахе мужика и т.п.)?
- Какой рисунок вам понравился больше и почему?
8. Итог урока.
Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?
(сатирической сказке)
На уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?
В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?
( каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать и болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)
Как вы понимаете слова писателя: « Мир грустен – и я грущу вместе с ним; мир вздыхает – и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя»?
Книга щедринских сказок — это живая картина российского общества, раздираемого противоречиями и по сей день.
Комментирование оценок.
9. Домашнее задание
1.Выучить определения терминов (ирония, гротеск, антитеза и др.)