Цели: на примере произведения С.Т. Аксакова познакомить учащихся с познавательной литературой для детей, существовавшей в прошлые века; показать ценность этих книг для детей на пути взросления. Планируемые результаты: различать художественные произведения и научно-популярную литературу; объяснять значение и происхождение слов; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»»
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» Цели: на примере произведения С.Т. Аксакова познакомить учащихся с познавательной литературой для детей, существовавшей в прошлые века; показать ценность этих книг для детей на пути взросления. Планируемые результаты: различать художественные произведения и научно-популярную литературу; объяснять значение и происхождение слов; определять цель учебной деятельности с помощью учителя; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Оборудование: таблица для определения задач урока; выставка художественных книг о природе, познавательных книг и энциклопедий; карточки для проверки знаний. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания Задание 7 в рабочей тетради (с. 6) (Учащиеся у доски представляют свои аннотации и показывают книги.) 2. Индивидуальная работа с карточками Отметь примеры, содержащие олицетворение. 1) Океан не забыл про нас. 2) Безбрежен, мрачен, угрюм, беспределен, неизмерим и неукротим. 3) Чем океан угостит пловцов?.. 4) …Ветер уже превратился в крепкий и жестокий. 5) …Вздымаются водяные стены. Урок 3. С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» 21 6) …Без устали свирепствовавший холодный ветер и серое небо… 7) Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают… (Ответы: 1, 3, 7.) III. Самоопределение к деятельности Беседа – Послушайте два текста. Сравните их. Своя песня Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож. Пером и росточком одинаковы – скворцы и скворцы! – да у каждого свой талант. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед – куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому – жаворонок. А иному – петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто «скворец», а «скворец с чечевичкой», «скворец с иволгой», «скворец с куликом». А есть и такие, что на многие голоса молодцы. Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зарянка, щегол, синица, чиж, клёст да снегирь. Птиц много, но все разные, на разных языках говорят, друг друга не понимают. А самим с собой разговаривать не очень-то весело. Нахохлились птицы. Но был среди них скворец. Пикнет, бывало, заряночка грустно – скворец ей в ответ заряночьим голоском: «Ти-ик!» Заряночка насторожится, просвистит что-то. И скворец в ответ просвистит. Заряночка весёлую нотку свистнет – скворец ответит. Потом скворец просвистит – заряночка откликнется. И так с каждой птицей: со щеглом, чижом, синицей, снегирём. Птицы радуются: кому не приятно на родном языке пересвистнуться! Так всю зиму и жили припеваючи. А всё скворец! С каждым общий язык нашёл, каждого расшевелил. И себя не забыл: песню свою новыми звуками наполнил. Хороша песня стала: и своя и для всех! Н.И. Сладков Обыкновенный скворец* Короткохвостый, блестяще-чёрный, осенью и зимой в частых белых крапинках. К весне светлые кончики перьев стираются, и крапинки исчезают. Обычен в редколесьях, степях и населённых пунктах. Гнездится в нишах стен, дуплах, реже норах. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Иногда в песне вернувшегося с зимовки скворца можно услышать голоса субтропических птиц. Крик – разнообразные мяукающие звуки, часто слышные из летящей стаи. * По изданию: Птицы (Энциклопедия природы России) / Р.Л. Бёме, В.Л. Динец, В.Е. Флинт, А.Е. Черенков. М.: ABF, 1998. 22 Я и книги – Чем похожи и чем различаются эти тексты? (Оба текста о скворце. Первый – художественное произведение, второй – научно-популярное.) – Какой отрывок вам понравился больше? Почему? (Ответы учащихся.) – Посмотрите на выставку книг. Какие книги относятся к художественной литературе, а какие – к научно-популярной? (На доске опорная таблица для определения задач урока.) Узнаем Научимся Применим – Определите задачи урока с помощью опорной таблицы. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы узнаем, какие книги о природе, окружающем мире читали наши сверстники в прошлом, будем учиться сравнивать произведения, применим эти знания при составлении своих текстов.) IV. Работа по теме урока 1. Чтение и работа по содержанию произведения – Прочитайте на с. 12 название произведения. Какое произведение из этой книги мы читали на уроках литературного чтения? (Сказку «Аленький цветочек».) (Учащиеся читают по цепочке текст «Детские годы Багровавнука» (отрывок) в учебнике на с. 12, 13.) Абзац 1 – Как назывались книги в связке? На каком уроке мы уже знакомились с этими изданиями? (На уроке литературного чтения.) – Как вы понимаете выражение «при „Московских ведомостях“»? (Журнал был приложением к газете.) – Рассмотрите иллюстрацию в рубрике «Расширяем кругозор». – В каком году был издан этот экземпляр? (В 1786 году.) – Прочитайте пояснение к этой иллюстрации. – Что вы узнали? Почему журнал так назвался? (Произведения в этом журнале воспитывали детей и давали новые знания.) 2. Выполнение задания в рабочей тетради Задание 1 (с. 7) (Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.) – Какие журналы вы записали? – Где вы их читали: дома или в библиотеке? – Какие рубрики в этих журналах вы любите? Почему? – Какие художественные произведения вы читали в этих журналах?