Просмотр содержимого документа
«С.Я.Маршак.Сказка-пьеса "Двенадцать месяцев"»
Сказка-пьеса С. Я. Маршака. «Двенадцать месяцев»»
Цели урока: познакомить учащихся с биографией известного детского писателя С. Я. Маршака, информировать учащихся о новом виде литературного произведения — пьесе-сказке; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека от конкретных обстоятельств.
Оборудование : презентация о жизни и творчестве С.Я Маршака
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Трудно пришлось мальчику при поступлении в гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
В 1912 г. Маршак уехал учиться в Англию. В Англии увлёкся переводами произведений английских и шотландских писателей. Вскоре он начал создавать произведения для детей.
Писать для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики, веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В течение жизни С. Я. Маршах очень ответственно относился к работе.
В 1964 г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Литературное наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное наслаждение любителям чтения.
II. Беседа о произведениях С. Я. Маршака.
III. Работа над понятием «драматическое произведение».
Драма от греч. — действие — произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша — список действующих лиц (экспозиция), ремарки (фр. замечания) — пояснения автора к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут делиться на сцены (картины).
Вопрос: Чем же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья, так и в мирное время.
IV. Распределение ролей и чтение I действия сказки.
Вопрос и задание:
— Почему Маршак назвал пьесу «Двенадцать месяцев»?
— Попробуйте самостоятельно выбрать себе роль.
V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.