kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои

Нажмите, чтобы узнать подробности

С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои»

С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ.

Цели деятельности учителя: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы; помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться, почему нравится сказка, что отличает ее от сказок, изученных ранее, что сближает с ними.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.



Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки.

-Какой урок не любила 14-ти летняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота?

-Почему седобородый Профессор не мог ничему научить свою ученицу?

-Какой приказ издала капризная Королева?

-О чем мечтали Мачеха и Дочка, услышав приказ?

-Кого отправили они за подснежниками в лес?

-Кого встретила Падчерица в новогоднем лесу у костра?

-Почему после рассказа девочки братья-месяцы решили ей помочь?

-Какой волшебный подарок Апрель сделал Падчерице?

-Какую небылицу придумали Мачеха и Дочка, чтобы объяснить Королеве, откуда взялись цветы.

-Почему Мачехе с Дочкой пришлось признать, что подснежники рвала Падчерица?

-Для чего Королева отправилась вместе со своей свитой в зимний лес?

-Почему Падчерица отказалась назвать Королеве место, где нашла подснежники?

-Какие неожиданные события произошли после того, как Королева бросила волшебное кольцо в прорубь?

-Почему придворные покинули Королеву в лесу и побежали обратно во дворец?

-Какие желания загадали Королева, Профессор, солдат, Мачеха с Дочкой, когда появился один из месяцев? Были ли они выполнены?

-Как были наказаны Мачеха с Дочкой за жадность и обман?

-Что подарили братья-месяцы девочке?

-Какой урок получила Королева, научившись по-доброму просить о помощи?



II. Беседа по вопросам.


  1. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».

Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:

— Подберите определения, характеризующие королеву.

— Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?

— Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

— Что можно сказать о знаниях королевы?


  1. Анализ 3-й картины.

Вопросы:

— Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?

— Объясните значение слова «мачеха».

— Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?


-- Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.

В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе — плачет, кутается в рваный платок и идет.

А вот этот же эпизод в пьесе:

Падчерица. Да какие же теперь подснежники — ведь зима!

Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!

Падчерица. Не пойду!

Дочка. А что же — мне вместо тебя в лес идти?

Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!

Вопросы:

— В чем разница данных вариантов? (В пьесе героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)

Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:

— Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева, дочка, мачеха.)

— Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?



  1. Образ королевы.

— Как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем вызваны такие изменения? (В начале сцены королева приказывает, а в конце просит о помощи.)

— Чем отличаются между собой слова: «приказывать», «просить», «требовать», «повелевать»? (Оттенком лексического значения.) Как называются эти слова? (Синонимы.)

— Можно ли сказать, что королева научилась многому хорошему за один день в зимнем лесу?

— Расскажите, как относятся к королеве и падчерице канцлер, профессор, солдат.

— Кто из названных героев очень боится правительницы, а кто побаивается? Почему?

— Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)

— Что можно сказать о профессоре? (Добрый человек, стремится научить королеву доброте, но вынужден подчиняться ее безумным капризам.)


  1. Образ Падчерицы.

— Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)

— Вспомните, как братья-месяцы относятся к героине?

— В каких еще сказках вы встречались с падчерицами? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

— Какие качества становятся основными в характере героини? (Доброта, приветливость, решительность, умение противостоять злу.)


  1. Сопоставьте образы Падчерицы и Королевы. Чем можно объяснить разницу в их характере и поведении?


III. Обобщение

1. Кого из героев можно назвать положительными, а кого отрицательными? Почему?


2. Составим таблицу положительных и отрицательных героев.


Положительные герои

Отрицательные герои






IV. Задание по теме.

Задание 3., стр.106.


Оценки.


Домашнее задание.

Придумайте свой финал сказки. Запишите его в тетрадь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои

Автор: Петренко Виктория Сергеена

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355925

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "C.Я.Маршак. "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои сказки"
    ["seo_title"] => string(80) "c_ia_marshak_dvienadtsat_miesiatsiev_polozhitiel_nyie_i_otritsatiel_nyie_ghieroi"
    ["file_id"] => string(6) "355942"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478445175"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства