• Обобщить знания о жизни и творчестве С.Я.Маршака;
• расширить представление о драме как роде литературы;
. развить навыки анализа текста
развивающие:
• учить обобщать и делать выводы,
• развивать умение рассуждать ;
воспитательные:
• расширить круг нравственных представлений на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
• воспитывать искренность, доброту, вежливость, трудолюбие, готовность прийти на помощь, уважительное отношение к старшему поколению, чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование:
1 Книга «Двенадцать месяцев»
Выставка книг.
Инсценировка сцены «Падчерицу посылают в лес»
Тип урока: комбинированный.
Опережающие вопросы и задания:
Общие:— Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака «Двенадцать месяцев».
— Вспомнить известные ранее прочитанные произведения Маршака.
Групповые:
— Подготовить инсценировку сцены из пьесы отрывка «Падчерицу отправляют в лес» для исполнения в классе.
Индивидуальные:
- Подготовить сообщение о С.Я.Маршаке.
Эпиграф :
…Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…
М. Алигер
1.Организационный момент.
Приветствие учителя:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Учитель:
- Послушайте, ребята. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
-А как их зовут? ( Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем закончится январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди говорят, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?
- Ребята, из какого произведения этот отрывок?
О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня
- Совершенно верно.
- Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)
-А теперь попытайтесь сами сформулировать тему нашего урок…
- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?) (дети должны самостоятельно сказать о том, что запланировано в задачах)
2. С. Я. Маршак: краткий рассказ о писателе
Слово учителя: В России очень богатая детская литература. В мире мало стран, у которых была бы такая же богатая и добрая литература для детей. Сейчас для нас в этом ничего особенного нет. Мы думаем, что так было всегда. Между тем до XX века было очень мало писателей, которые бы создавали книги специально для детей. Как писать для взрослых — знали все, но никто не мог точно сказать, чем литература для взрослых должна отличаться от литературы для детей.
В 1923 г., после окончания Гражданской войны, в Петрограде появляется человек, который осознает, как важно в новой Советской стране создать новую литературу для детей, которая будет воспитывать в людях самые лучшие качества. Это был Самуил Яковлевич Маршак.
- Давайте познакомимся с основными этапами жизни и творчества писателя.
Сообщение подготовленного ученика ( индивидуальное домашнее задание)
Маршак Самуил Яковлевич
(1887 - 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в
судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводом сборника английских народных песенок «Дом ,который построил Джек»
В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В военные годы занимался помощью детям беженцев.
С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Краснодаре, создает детский театр, в котором начинается его творчество детского писателя.
В 1923, вернувшись в Петроград, пишет свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", Усатый –полосатый ,Теремок . Возглавляет один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого собираются талантливые детские писатели.
Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.
Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".
Имя С.Я.Маршака известно далеко за пределами нашей Родины , стихи его переведены на многие языки мира.
Продолжаем знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя.
Сообщение подготовленного ученика ( индивидуальное домашнее задание)
Перед началом Первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию. Он задумывается над вопросами детского воспитания. После революции и Гражданской войны в нашей стране было много беспризорников — детей, потерявших родителей, не имевших своего дома. Они бродяжничали, воровали, чтобы прокормиться. Советская власть организовывала для таких детей колонии. Одной из таких колоний в Краснодаре заведовал Маршак. Он много думал о том, каким должен быть новый человек свободной страны, и понял, что сам он может искусством помочь созданию такого человека. Там же, он создает первый советский детский театр.
И вот в 1923 году Маршак начинает работать в Петрограде в Театре юного зрителя, пишет для него пьесы-сказки в стихах. Маршака можно назвать создателем детского театра в России.
Слово учителя
- Маршак работает в журналах для детей и привлекает к созданию произведений для детей многих талантливых писателей. Благодаря ему, например, «взрослый» писатель Алексей Толстой написал знаменитую детскую книжку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». По его просьбе стал писать рассказы для детей Михаил Зощенко .Одну за другой выпускает С. Я. Маршак детские книжки. Они известны сейчас всем детям нашей страны.
3. Обратите внимание на выставку книг.
- Какие произведения С.Я.Маршака вы знаете?
(Это «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом» и др.
- Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала «Юность» Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака «Умные вещи». Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.
После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:
Я думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.
Работа с пьесой.
- Одно из самых лучших произведений Маршака — пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Она была написана в 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных.
- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).
-Дома вы прочитали сказку. Понравилась вам сказка? - Чем?
- Кто желает кратко пересказать содержание сказки?
- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?
- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?
5. Драма как род литературы
Беседа.
Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее?
- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
- Давайте вспомним, что такое драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?
6. Сообщение ученика о том что такое пьеса, драма.
Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.
Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил.
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные.
Драма – это 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.
7. Закрепление.
- На что вы обратили внимание, познакомившись с произведением? (В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц.
-Из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)
8 .Инсценированное выступление учащихся
Инсценировка сцены. «Падчерицу отправляют в лес»
1.Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене? (живёт с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…)
2. Как вы можете её охарактеризовать? Какая она? (Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь. 3. Почему Дочка сама решает идти за подснежниками? Действительно ли она этого хочет? (нет, хочет разжалобить мать и сестру )
3. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что о них скажите? (Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак).
4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему? (Ещё в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:
"Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями?
- Чему учит нас Маршак?
(Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.
- Какие уроки получили герои сказки?
Вывод: Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.
-Я хотела бы спросить, теперь когда мы подробно разобрали характеры героев , как изменилось ваше отношение к каждому ?-как вы изобразили бы их теперь ?
Хочу обратить ваше внимание на эпиграф и заголовок подготовленной к уроку. Как вы его понимаете? ( если иметь цель и идти к ней и быть честным ,справедливым ,образованным)
10 Домашнее задание
11. Рефлексия.
Опиши одним предложением: ребенок должен закончить в устной форме.
Например:
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…
- Спасибо, ребята за урок!
- Вы сегодня славно потрудились. Молодцы!
12. Заключительное слово учителя
Маршак одним из первых понял огромное значение детской литературы: по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить и мыслить. От того, какой будет детская литература, зависит будущее страны. Маршак говорил, что книжка для маленьких не должна быть книжкой ничтожной. И советские писатели под руководством Маршака создали прекрасную литературу для детей, которую мы любим и читаем уже в XXI веке.