kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«С. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительные средства в стихотворении " Белая береза"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««С. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи»»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «А»

Тема урока: «С. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черемухи» от 31.01.22


Цели:


• ознакомить учащихся с биографией С.Есенина;


• учить понимать и чувствовать окружающую природу.


Задачи:


• развивать воображение, память, мышление;


• раскрывать творческий и эмоциональный потенциал учащихся;


• научить правильному, выразительному чтению;


• прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.



Планируемые результаты:


• Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;


• Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;


• Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;


• Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;


• Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.




Формируемые УУД:


Личностные:


• сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;


• отстаивать при необходимости свою точку зрения;


• выражать свое собственное мнение;


• адекватно воспринимать оценку учителя.


Регулятивные:


• планировать свои действия;


• принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.


Познавательные:


• эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;


• самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;


• умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;


• осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;


• высказываться и выражать свои мысли в устной форме;


• анализировать поступки, выделять главное;


• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;


• устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.




Коммуникативные:


• учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;


• задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;


• формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;


• допускать существование различных точек зрения.


Тип урока: открытие нового знания.


Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.



Ход урока:

Организационный момент.

Проверка подготовки к уроку.

Постановка учебной задачи.


Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина



Белая береза под моим окном


Принакрылась снегом, точно серебром.


На пушистых ветках снежною каймой


Распустились кисти белой бахромой.



Поет зима – аукает,


Мохнатый лес баюкает


Стозвоном сосняка.


Кругом с тоской глубокою


Плывут в страну далекую


Седые облака.



- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)


- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)


Повторение биографии С.Есенина

- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.


Ученики рассказывают о С.А.Есенине


Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.


А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.


Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.


Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»

- Я обещала встречу с весной. - Весна...


- Какие картины природы возникают у вас в памяти?


- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (Слайд 10)


- О чем будет стихотворение?


-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)


- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами:


Роса медвяная - ароматная с запахом меда.


Зелень пряная – с острым ароматным запахом.


- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.


Учитель читает стихотворение «Черемуха». (Слайд 12)


- Понравилось ли вам стихотворение?


-Какие чувства возникли у вас?


- Какие картины представили себе, слушая стихотворение?


- Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи)


- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей?


- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?


- Но не только поэты изображают черемуху в своих произведениях, но и художники и композиторы.


- Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших весну.


- А теперь давайте прослушаем песню «Черемуха» в исполнении Валентины Толкуновой.


Физминутка


Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.


Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.


В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.


Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.


Работа с поэтической лексикой


1. Прочитать стихотворение


2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)


- Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)


- Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.


– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета


Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая


– Эпитеты (свойства + запах)


Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею


- Почему о дереве говорится как о цветке?


- Почему «с весною», а не «весною»?


Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим


И ветки золотистые, что кудри завила


- Почему автор использует такое сравнение?


Метафора - это перенос значений на основе сходства.


Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет


Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.


Черемуха, ручей


- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)


- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)


- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)


- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)


- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)


- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)


- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)


- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?


- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)


Итог урока. Домашнее задание

- Удалось вам почувствовать весну?


- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?


- Какую загадку стихотворения мы разгадали?


- Дома выучить стихотворение наизусть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Кокотова Татьяна Васильевна

Дата: 29.06.2022

Номер свидетельства: 610786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства