• Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
• Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
• Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
• сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
• отстаивать при необходимости свою точку зрения;
• выражать свое собственное мнение;
• адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
• планировать свои действия;
• принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
• эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
• самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
• умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
• осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
• высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
• анализировать поступки, выделять главное;
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
• учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
• задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
• формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
• допускать существование различных точек зрения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка подготовки к уроку.
Постановка учебной задачи.
Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин)
- Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)
Повторение биографии С.Есенина
- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин.
Ученики рассказывают о С.А.Есенине
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.
А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Работа над стихотворением С.Есенина «Черемуха»
- Я обещала встречу с весной. - Весна...
- Какие картины природы возникают у вас в памяти?
- С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (Слайд 10)
- О чем будет стихотворение?
-Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами)
- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами:
Роса медвяная - ароматная с запахом меда.
Зелень пряная – с острым ароматным запахом.
- Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт.
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим
И ветки золотистые, что кудри завила
- Почему автор использует такое сравнение?
Метафора - это перенос значений на основе сходства.
Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет
Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.
Черемуха, ручей
- Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху)
- Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте)
- Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)
- Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)
- В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)
- Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)
- Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)
- К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?
- Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)
Итог урока. Домашнее задание
- Удалось вам почувствовать весну?
- Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?