kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальна ли проблема "маленького" человека в наши дни?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")»

Тема: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")

Цели:

Образовательная - проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает;

Развивающая – привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения

Воспитательная - воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма проведения: традиционная

Методы и приемы: репродуктивный, слово учителя, частично-поисковый, работа с учебником.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация.

Оформление доски: на доске написать тему урока.

Список использованной литературы: 1)словарь терминов, 2)учебник-хрестоматия для 8 класса национальных школ под редакцией К.М. Нартова, Спб. Отделение издательства «Просвещение» 2001.

Эпиграф: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» Ф.М.Достоевский.

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2.Вступительное слово учителя. Актуализация знаний (4 мин.)

3.Изучение материала (25 мин.).

4.Рефлексия (8 мин.).

5. Итог (2 мин.)

5.Домашнее задание с комментированием к нему (3 мин.).

6. Оценивание (2 мин.).

Ход урока:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный момент Звонок. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Здравствуйте, ребята! Учитель и ученики приветствуют друг друга.

Актуализация знаний В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей», в который вошла повесть «Шинель». Обратите внимание на эпиграф к уроку, который стал афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины 19 века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести Гоголя «Шинель». Тема нашего урока "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" И сегодня на уроке мы все вместе проследим традицию изображения “маленького” человека в русской литературе, ее развитие в повести Гоголя «Шинель», поближе познакомимся с главным героем повести Н.В.Гоголя «Шинель», постараемся ответить на вопросы: -Актуальна ли проблема «маленького « человека в наши дни? - А как должно быть в жизни? Но вас , наверное, удивило название урока. Многие удивились, почему с днем рождения? Ведь сейчас январь, а день рождения Акакия Акакиевича… Когда? Но я думаю, что нет ничего страшного в том, что мы поздравим нашего героя заранее. Итак, как вы ответили, Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы.

ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри? Сегодня, когда мы с вами отмечаем день рождения Акакия Акакиевича, мне хочется, чтобы вы взглянули на него “простым глазом” - по известному совету Чехова брату, и увидели не только то, что очевидно. У Гоголя все гораздо сложнее… Ребята, а вы любите праздновать Дни Рождения? С чем у вас ассоциируется этот праздник? (Ответы примерно однозначны). Но сегодня у нас будет особенный “День Рождения” - на нем не будет именинника… Зато, как положено, будут гости и, конечно, будут подарки.

Изучение материала Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста – это будет наш первый подарок Акакию Акакиевичу. Кроссворд: По вертикали: 9. ГУМАНИЗМ. По горизонтали: Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды) Место действия повести; (Петербург) Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; Ученики решают кроссворд. Отвечают на поставленные вопросы. (Гуманизм. Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений). (Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер,

(Муха) Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка) Подруга жизни Башмачкина; (Шинель) Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия) Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз) В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном) Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения? А теперь обратимся к самой повести. Говорят… впрочем, что говорят, перескажет нам….(Заранее подготовленная ученица пересказывает отрывок из воспоминаний Анненского, что в Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любители охоты, который долго копил деньги на хорошее ружье, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружье стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник, вернувшись домой, слег в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружье). Кто знает, может быть Гоголь взял за основу своей повести именно этот случай. -В чем сюжет «Шинели»? - Какова главная тема повести “Шинель”? - В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”? - Как подчеркивается типичность героя и ситуации? - Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя. Элемент драматической когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.) (Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.) (Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” - в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” - бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” - главный герой - несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”). (“…служил в одном департаменте”, “…когда и в какое время он поступил в департамент…этого никто не мог припомнить”, “один чиновник…” - все эти фразы показывают не исключительность, необычность ситуации и героя, а их типичность. Акакий Акакиевич – один из многих; таких, как он, были тысячи – никому не нужных чиновников. ) Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его

постановки: Ребята, к нам пожаловали гости. Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича, его рассказ о себе. Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг… А сейчас вы услышите мнение «молодого человека» о нашем герое, который служит в том же департаменте, что и Башмачкин. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения, а молодые чиновники посмеивались и острили над ним, сыпали ему на голову мелкие клочки разорванных бумаг… А однажды уж слишком была невыносима шутка, он произнес: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И что-то странное заключалось в словах и в голосе, каким они были произнесены. В этих проникающих словах звенели другие: “Я брат твой!” И с тех пор как будто все переменилось передо мной и показалось в другом виде, часто среди самых веселых минут представлялся мне низенький чиновник с лысинкой на лбу со своими проникающими словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”… - Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня? отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг… Примерные ответы по драматической постановке: (Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…) (Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).

- Как вы понимаете слова “Я брат твой!”? - Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений? - Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого? - Какие чувства вызывает у вас поведение и поступки Акакия Акакиевича на пути к достижению цели? - В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? - С какой целью Гоголем вводится фантастический финал? (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…) (Что-то очень дурно устроено в мире, где люди – просто тихо помешанные, они стремятся к высшей цели, и эта цель – новая шинель. Башмачкин – жертва этого мира, невиновная жертва, и он скорее вызывает уважение, чем жалость и презрение). (Никто в этом мире не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости).

Рефлексия Психологический тренинг: Попробуйте чуть-чуть побыть в роли бедного Башмачкина и возразить что-то Значительному лицу, попытайтесь донести свою боль и достучаться до его души. (Рано или поздно всем детям придется испытать на себе гнет бюрократической машины нашего общества, Ответы учеников. Ученики внимательно слушают учителя.

пусть попытаются доказать свою правоту. Необходимо только в роли Значительного лица представить учащегося твердого, решительного, “высокомерного”, лучше для этой роли подойдет старшеклассник). Элемент драматической постановки: Перед вами еще один гость - Значительное лицо, к которому обратился за помощью Акакий Акакиевич. Значительное лицо: “Что вам угодно? (отрывисто и твердо) Что вы, милостивый государь, не знаете порядка? Куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде дать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил ее бы уже мне… Понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это? Я вас спрашиваю! 2-3 ученика пробуют себя в роли “просителей”. - Легко ли быть просителем? Какие чувства вы испытывали, будучи в этой роли? - Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича? - “Дважды незлобивый” - есть ли такие люди сегодня? - Как вы понимаете слова “Я брат твой!”? - Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений? (Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности

опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, - и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…) - Что унесете вы сегодня с собой с урока? - Чему научились? - Над чем задумались? - Замечательные подарки вы сделали сегодня Акакию Акакиевичу. Нарисовали красивые рисунки, бистро разгадали кроссворд, показали хорошее знание текста произведения, здорово играли роли. Я уверена, что наш герой был бы этому очень рад.

Итог И в заключение нашего урока я хочу обратить ваше внимание на картину Натальи Нестеровой “Распятие”. Христос на кресте, а внизу бесконечное количество людей, отчасти даже не выписанных. Огромное количество голов-шариков, такая человеческая икра. Вот Акакий Акакиевич и есть человеческая икра, основа будущей жизни. На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения.

А на это способен лишь отважный. Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить.

Домашнее задание с

комментированием к нему. Написать сочинение на тему: «Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Ученики пишут домашнее задание в дневники. Если непонятно спрашивают.

Оценивание А сегодня на уроке получили оценки… Выставление оценок с кратким комментарием. Есть вопросы? Если нет вопросов, всем спасибо за работу на уроке. Молодцы! До свидания, ребята! Выставление оценок в дневник. До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")

Автор: Саитова Зенфира Рабисовна

Дата: 21.01.2018

Номер свидетельства: 451483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства