Просмотр содержимого документа
«С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»»
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Цель: продолжить работу с поэтическим текстом, формировать навык анализа поэтического произведения, учить чувствовать внутренний мир поэта, находить и определять изобразительно-выразительные средства; развивать навык выразительного чтения; воспитывать внимательное и чуткое отношение к звучащему слову.
Ход урока.
1. Краткая справка о творчестве Сергея Александровича Есенина.
Сергей Александрович Есенин (1895— 1925) родился в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С малых лет он воспитывался у родителей матери. Дед Фёдор Андреевич Титов был религиозным человеком, пересказывал внуку Священное Писание, жития святых, духовные стихи, знал наизусть множество народных песен.
В 1909 году С. Есенин поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу, он изучал Закон Божий, бывал на богослужениях и хорошо знал тексты молитв. В сознании поэта православная культура является воплощением единства с народом, с народными традициями.
- Давайте обратимся непосредственно к стихотворению поэта
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
3. Анализ стихотворения.
1) Каков основной смысл стихотворения С. А. Есенина? Какими чувствами оно наполнено? Аргументируйте свои ответ.
2) Найдите в стихотворении ключевые слова. Объясните свои выбор.
3) Объясните значение выражений «на резных окошках ленты и кусты», «по берёзкам белый перезвон», «в благовесте ветра хмельная весна».
Теория литературы
Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета или явления с другим предметом и явлением на основании их общего признака. Слово, которое подменяет метафора, при этом не называется напрямую. Примеры метафор: Ледяной взгляд. Золотые руки. Червь сомнения. Осень жизни.
Олицетворение— троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Например : О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев) – здесь явлению природы, ветру, поэт приписывает человеческие качества – возможность думать, переживать. Сурово метелица выла.
Аллитерация— это особый стилистический прием, основанный на повторении согласных звуков. Примеры: Шурша вновь на шоссе Петровича машина. (аллитерация на [ш]).
Звукопись - в стихосложении - это система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п.
Ассонанс – повтор гласных звуков.
Выписать из стихотворения :
Эпитеты-
Метафоры-
Антитеза-
Аллитерация -
Ассонанс-
Д/Задание Выучить стихотворение Н. И. Рыленкова. «Возможно ль высказать без слов…».